Оцените материал

Просмотров: 33374

Виталий Пуханов: «Мы выполняем роль социальной защиты»

Варвара Бабицкая · 16/06/2009
Страницы:
— Вы думаете, это правильная мотивация для поэта?

— Это правильная мотивация для молодого человека. Не будем забывать, что большинство авторов, которые проходят в финал, — люди из очень глухой провинции. Понятно, что они становятся звездами у себя в регионах. Для региона выход в финал литературной премии — событие. Это Москву очень сложно чем-то удивить. Москвича нельзя сделать известным через «Дебют», потому что если он, живя в Москве, печатаясь в журналах, участвуя в фестивалях, неизвестен...

— То ему уже ничто не поможет?

— Да. Известности много не бывает. Для легитимизации автора нужно, чтобы был и «Дебют», и участие в фестивалях, и публикации в толстых журналах, и критика. В любом случае, наша деятельность облегчает последующую работу толстых журналов, других премиальных систем, издательств и т.д. Вот вам характерный пример: сейчас активно обсуждается роман Сергея Самсонова «Аномалия Камлаева», который попал в длинный список Нацбеста. Дело в том, что этот же роман, под другим названием, был в длинном списке «Дебюта» несколько лет назад, хотя и не дошел до финала. И потом: возникает простая ситуация, когда надо ехать, допустим, на фестиваль куда-нибудь в Израиль или в Германию. Кто поедет представлять молодую поэзию? Тут нет даже вопроса — лауреат «Дебюта».

©  Евгений Гурко

Виталий Пуханов: «Мы выполняем роль социальной защиты»
— Это немножко похоже на плановую экономику. Литература же не монолитна — в ней есть разные направления, которыми занимаются разные инстанции и структуры, вы не согласны?

— Мы не говорим, что возникли на пустом месте: мы работаем с очень разными экспертами. Но «Дебют» держит равновесие между разнонаправленными эстетиками. Поддерживать надо равно всех. Вот этим мы и занимаемся — не даем кураторам заменить собой всю литературу.

Мы никоим образом не «строим» наших писателей идеологически. У нас нет, так сказать, преимущества реализма над экспериментом. Мы поддерживаем в равной степени и новаторов, и постмодернистов, и реалистов, и кого хотите, лишь бы это было определенного уровня. Мы научились за годы видеть перспективу автора: есть много формальных признаков, и есть признаки неформальные.

Да, существуют определенные системы и структуры, сложившиеся еще в советские времена, которые держатся на людях с глубоко советским сознанием. Не буду называть имен, но вам достаточно посмотреть на возраст ряда руководителей литературных проектов, чтобы понять: советское лежит там очень глубоко, а в основе советского —
разделение властных назначений. Дело именно в том, что мы хотим выбирать, а есть структуры, которые хотят назначать.

— Если говорить не о социальной миссии премии, а о проблеме отбора, не кажется ли вам, что в этом смысле за время существования «Дебюта» многое изменилось? Взять хотя бы развитие интернета. Изменилась ли как-то функция премии на этом фоне?

— Понимаете, существует процедура инициации — этих квантовых скачков признания; она организуется очень сложно. Ритуал посвящения юношей в охотники у костра и ритуал признания нового таланта общественностью литературной — это по сути одно и то же. Работа по адаптации одного автора в литературном процессе требует участия десятков профессионалов на протяжении многих лет. Само собой это не происходит. Если не делать усилий — достаточно тридцати лет, сменится одно-два поколения, и люди читать могут разучиться. Вы не представляете, какой убогостью были, например, 80-е годы.

— У нас в это время существовала неподцензурная литература, которой никто особенно не занимался, а она почему-то жила.

— Во-первых, если вы на нее как следует посмотрите, вы увидите, что ее очень немного. Период оказывается достаточно пустой. То есть очень мало полноценных произведений осталось. Вы мне и десятка не перечислите.

©  Евгений Гурко

Виталий Пуханов: «Мы выполняем роль социальной защиты»
— Говоря о поэтах, как-то не принято оперировать отдельными произведениями, но по поводу авторов не могу с вами согласиться.

— Ну хорошо, сколько авторов вы мне назовете?

— Концептуалисты, «Московское время», если забраться дальше — то Лианозово…

— И вот я задам вам такой деликатный вопрос. Вот сейчас у нас свобода печати — можем ли мы транслировать все перечисленное вами в массы?

— Ну, насколько массовой может быть любовь к поэзии, настолько эти авторы, безусловно, пользуются заслуженной славой.

— Но если сейчас у Евтушенко будет поэтический вечер, то суммарная аудитория будет равна суммарной аудитории всех перечисленных вами поэтов. В конце концов, сходите в книжный магазин и проверьте их тиражи.

Был период, когда протестно настроенное студенчество, отвергающее официоз, воспринимало эту подцензурную литературу старших товарищей, и опять же возник импринтинг. Прошли годы, сейчас то протестное студенчество — седые профессора, и они канонизируют кумиров своей юности. Я не исключаю, что пройдет пятнадцать лет, и все это уйдет сугубо в историю литературы.


Другие материалы раздела:
Стихи вживую. Владимир Друк, 15.06.2009
Кто о чем поет, 11.06.2009
Илья Кукулин. С зашитым ртом, 10.06.2009
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • agavr· 2009-06-16 15:54:19
    Господин ответственный секретарь довольно безответственно заявляет, что открыл публике Данилу Давыдова, Гейде, Идлис, Гатину, Анну Русс, Виктора Иванiва, Маренникову…
    Не очень понятно, почему интервьюер не вспомнил при этих удивительных словах, что почти у всех поименованных поэтов (Идлис, кстати, была отмечена "Дебютом" как литературный критик, что бы мы обо всем этом не думали) - что у всех поэтов в этому моменту было по книжке и что вышли все эти книжки в одном и том же издательстве.
    Вольно господину ответственному секретарю корчить ученое незнание, но отчего не поприжать его к стеночке в этот момент - не понимаю.
  • dkuzmin· 2009-06-16 16:28:39
    Саша, всё не так просто, не цепляйся ;)
  • catnat51· 2009-06-17 00:15:55
    При все уважении к деятельности организаторов премии "Дебют" не могу согласиться, что в какое-то время поэзии не было. Она была и есть всегда. Успех, востребованность и т. д. - приметы не поэзии, а литпроцесса. И далеко не всегда они совпадают.
Читать все комментарии ›
Все новости ›