Оцените материал

Просмотров: 120428

Владимир Сорокин. Занос

Владимир Сорокин · 04/05/2009
Новая пьеса автора «Нормы» и «Голубого сала». Право первой публикации автор предоставил OPENSPACE.RU

Имена:  Владимир Сорокин

©  Алексей Платонов

Владимир Сорокин. Занос

ЗАНОС

памяти Д. А. Пригова

что-то вроде пьесы

— Первое марта, а так метет… — Станислав глянул в окно машины, покачал красивой, с ранней проседью, головой.
— Завтра еще больше навалит. Обещали… — крепкошеий водитель в серебристо-сером костюме кивнул злобно и доброжелательно.
— Мда… супрематизм… — пробормотал Михаил, щурясь на проносящиеся мимо заснеженные подмосковные поселки.
— Что? — повернулся к нему рядом сидящий Станислав.
— Так, ничего… — нервно улыбнулся Михаил. — Просто слово с утра привязалось.
— Какое? — изогнул черную, густую бровь Станислав.
— Супрематизм.
— Почему — супрематизм?
— Просто так… — Михаил вздохнул, шлепнул Станислава по коленке. — Я дико рад тебя видеть! Так хорошо, что все обошлось. И рад за тебя, очень. Мы с Натой думали, что…
— Это все думали! — белозубо засмеялся Станислав. — Обо мне все всегда почему-то думают трагически! В сослагательном наклонении!
— Стас, мы так тогда переживали, это был такой удар для всех, Ната все время плакала…И Тимур, и Бахирев, все, для всех это было просто…ну, шок прямо…
— Все обошлось, Миша. Жив, пьян и нос в кокосе… Нервничаешь? — Станислав накрыл его прохладную, узкую руку своей широкой и всегда теплой ладонью.
— Ну… — пожал плечами Михаил и рассмеялся. — Все вместе как-то…много всего сразу. И ты, и это…
— Нервничай, нервничай! Это хорошо. Обновляет кровь.
— Слушай, Стас, — решительно вздохнул Михаил, — а может все-таки…
— Даже и не думай, — Станислав ткнул его кулаком в бедро.
— Нет, ты не дослушал…
— И не дослушаю! Все, вопрос закрыт.
— Да я же не против, но давай…
— Отбой! Отговорила роща золотая. Stop looking back, baby.
— Да я за! Вопрос не в этом, ты хоть выслушай меня. Ведь двенадцатого будет корректней. И проще, и правильней…
— Закрыт вопрос, Миша. Как говорил товарищ Ленин: промедление, батенька, смерти подобно. И хватит, все. Тсс… — Станислав приложил палец к своим полным чувственным губам с узенькой, тщательно подровненной полоской усов. — Со спиной как у тебя?
— Ну… — утвердительно покачал плечами Михаил.
— Подкачался?
— Just a little… — наморщил лоб Михаил.
— Вот и ладно.
Трогая усы, Станислав отвернулся в окно.
Три массивные черных джипа неслись по белому от снежной пурги Можайскому шоссе, по разделительной полосе, обгоняя частые машины, прочь от Москвы, вслед за юркой серо-голубой милицейской бмв с проблесковым маячком на крыше. Метель клубилась и стелилась под колеса.
Минут пятнадцать ехали молча, потом бмв свернул налево, джипы последовали за ним. Кортеж доехал до шлагбаума с двумя солдатами, стоящими в белых полушубках, с автоматами и рациями под заносимым снегом навесом. Солдат громко назвал номера джипов, рация разрешительно прохрипела. Другой солдат открыл шлагбаум. Дорога пролегла через вековой еловый бор и вскоре уперлась в зеленый металлический забор с зелеными стальными воротами. На воротах золотился герб России. Ворота плавно поползли в сторону, открывая шлагбаум, за ним такую же, но уже свежерасчищенную дорогу, и деревянный домик-КПП с окошком, телекамерами и лейтенантом милиции на крыльце. Шлагбаум сразу же поднялся. Бмв, проехав шлагбаум, резко свернул и встал на стоянку рядом с КПП, выключив маячок. Джипы тронулись дальше, но не успели проехать с пол-километра, как вдруг заснеженный бор расступился, открывая вид дивной красоты: посреди широкой, ровной, устланной снегом и окруженный вековыми елями поляны возвышался громадный, затейливый деревянный шатер на четырех могучих столбах. Островерхая четырехскатная крыша его, устланная драницей, дотягиваясь коньком почти до макушек старых елей, размашисто текла вниз и у скатов плавно изгибалась вверх всеми четырьмя углами. Под шатром, строго по центру располагались еще два таких же по форме шатра, один меньше другого, накрывающие друг друга. Под малым шатром темнела небольшая фигурка, похожая на вставшего на задние лапы медведя. Издали она выглядела совсем крошечной под этими тремя размашистыми крышами. Снежная пелена клубилась в вышине над главной крышей, завихрялась вниз по изогнутым скатам, ниспадала и, кружась, норовила затечь под этот громадный шатер. Старые, почти черные ели сурово и торжественно обстояли поляну. В бору, в мешанине заснеженных еловых лап еле различалась простая русская бревенчатая изба с голубенькими наличниками на окошках.
Сбавив ход, джипы стали медленно подъезжать к величественному сооружению. С каждым метром они словно уменьшались рядом с этой громадиной, а подъехав и остановившись, и вовсе словно превратились в три игрушечные детские машинки.
Михаил неотрывно смотрел на сооружение, которое уже не помещалось в окне джипа. Станислав в это время щурился на свой iPhone, отключая его:
— Ну, и как тебе?
Михаил, опустив окно, высунул голову наружу:
— Круто.
Быстрые хлопья снега тут же упали на лицо, но он не обратил внимания.
— Мда… — он покачал головой, улыбнулся.
— Высокий, а? — гордо улыбнулся Станислав. — Тридцать два метра.
— Ёптеть…
— Размах! — шлепнул Станислав его по коленке. — Ладно, закрой, простудимся.
Михаил закрыл окно. В редких волосах его виднелись снежинки.
— Нет, ну я не думал… — возбужденный взгляд его уперся в аккуратный затылок водителя.
— И не надо думать, Миша, — Станислав достал красивый носовой платок, резко высморкался, глянул в окно. — Ага. Идет чистый человек.
Все уставились в окна машины.
От избушки по расчищенной дорожке через пургу шел человек. Он явно никуда не торопился, двигался равномерно, опираясь на посох, не обращая внимания на кружащийся вокруг него снег.
«Игумен…» — подумал Михаил.
Неспешно человек дошел до джипов и встал шагах в десяти от них. Он был высок, полноват, с непокрытой головою, на которой шевелились от ветра кудрявые, спутанные черные волосы. На плечи у него была накинута долгополая шуба черного меха. Крепкая рука опиралась на медный посох.
— Пора, Михаил Андреевич, — серьезно произнес Станислав.
Они вылезли из машины.
Станислав взял Михаила за руку и медленно подвел к человеку с посохом. Едва Михаил увидел его лицо, как сразу понял, что человек этот слеп. Лицо его было необычным: бледное, одутловатое, с мешками под белесыми, невидящими глазами, с гладким бледным и спокойным лбом мыслителя и отшельника, с массивным угреватым, упрямым носом аскета и нелюдима, с большим и тоже упрямым, бледногубым ртом, обрамленное клочковатой черной бородой, но при этом безусое, с копной спутанных, давно не мытых, курчавых, смоляных волос, полных набившегося в них снега. В лице этом было достаточно и от монаха и от цыгана, и от разбойника. Было в нем и что-то затаенное, страшное, непредсказуемое. Долго смотреть в это лицо было трудно. Как и многие слепые, человек с посохом держался слишком прямо, слегка задирая голову, отчего казался еще выше, а росту он был солидного.
— Здравствуй, Хранитель, — произнес Станислав.
— Здравствуй, Проводник, — ответил тот глухим грудным голосом.
— Привел я человека, Хранитель.
— Что за человек?
— Зовут Михаилом. Пора ему пришла.
Хранитель протянул левую руку. Станислав взял руку Михаила и положил ее на широкую ладонь Хранителя. Одутловатые грубые пальцы с грязными ногтями сомкнулись вокруг холеных пальцев Михаила:
— Здравствуй, Михаил.
— Здравствуй, Хранитель, — произнес Михаил, ежась на ветру.
— Готов ли ты к заносу?
— Готов, Хранитель.
— Имеешь ли ты?
— Имею, Хранитель.
Хранитель пожевал губами, выпустил руку Михаила. Поднял посох и резко, с глухим стуком опустил на припорошенный снегом камень дорожки:
— Заноси!
Станислав сделал знак рукой. Тут же дверцы двух сопровождающих джипов распахнулись, из них полезли слуги в строгих одинаковых костюмах цвета окислившегося свинца. Двое вынесли свернутую ковровую дорожку, двое других — небольшой деревянный сундук. Быстро расстелив дорожку от ног Хранителя до ступеней шатра, слуги поставили на дорожку сундук рядом с Хранителем, поклонились и скрылись в машинах.
Михаил опустился на колени перед сундуком, а затем медленно согнулся, коснувшись лбом дорожки и замер в таком положении. Хранитель, не выпуская из правой длани посоха, левой коснулся сундука и ощупал его. Сундук был простым, деревянным, сделанным, как было видно, недавно и с некой нарочитой грубостью. Доски его даже не были толком оструганы. К сундуку были приделаны две железные ручки. Хранитель взялся за одну из них. За другую взялся Проводник.
— Готов, Михаил? — спросил Хранитель.
— Готов! — громко ответил тот, не поднимая лица.
— Взя-ли!
Хранитель и Проводник рывком подняли сундук и поставили его на спину Михаилу. Ощутив нешуточную тяжесть сундука, Михаил схватился правой рукой за одну из ручек, напрягся изо всех сил, судорожно встал на одно колено, крякнул и, дрожа всем телом, подтянув вторую ногу, приподнялся с сундуком на спине. Выдохнув резко дважды, как штангист, он втянул носом морозный, пахнущий снегом воздух и гусиным шагом, с сундуком на спине, двинулся по ковровой дорожке. Хранитель и Проводник пошли рядом, сопровождая его. Ковровая дорожка была цвета переспелой хурмы, с двумя розовыми полосками по краям. Снег быстро припорашивал ее. Михаил видел свои английские туфли от «Alden» и сине-бирюзовый, в желтоватую полоску галстук, раскачивающийся в такт мелким шагам. Этот галстук ему подарила теща, купив его почему-то в Бухаресте. Но галстук понравился и Нате и ему.
Михаил шел, редко втягивая носом воздух и скупо, резко выдыхая ртом. Сундук был тяжел. Но Михаил ожидал эту тяжесть и внутренне был готов к ней.
«Шестьдесят девять… — думал он, стараясь не торопиться и не сбиваться с центра дорожки и подбадривая себя. — Нормально, Мишаня-бушаня… не предел наших возможностей…»
Дорожка уперлась в деревянные ступени, выкрашенные в напряженный бордовый цвет. Ступеней было три, они вели на широкий подиум.
Михаил преодолел первую ступень, вторую. На третьей оступился. Сундук на его спине качнулся.
— Держим, держим, — раздался рядом голос Проводника.
Справившись с сундуком, Михаил застыл на третьей ступени. Отдышался, осторожно занес правую ногу, поставил на подиум. Перенес на нее центр тяжести. Крякнул. И поставил на подиум левую ногу.
— Прямо, — подсказал Проводник.
Михаил двинулся прямо, чувствуя стремительно навалившуюся усталость. Ступени отняли силы. Радужные круги поплыли у него перед глазами, кровь застучала в висках. Ноги стали подгибаться.
— Держим, держим. Идем.
Но он держал и шел уже из последних сил. Справа по дереву подиума равномерно тюкал посох Хранителя. Проводник бесшумно двигался слева.
«Господи, помоги…» — взмолился Михаил, задыхаясь.
Бордовый пол качнулся под ногами. Михаил еле переставлял дрожащие ноги, ботинки скребли по полу. Вдобавок, он вдруг разом почувствовал, что замерз. И снежный ветер, словно назло, достал его и здесь, под шатрами, толкнул в лицо, сбил дыхание. Сундук зашатался на спине. Михаил из последних сил засеменил вперед, сгибаясь все сильнее и уже готовясь завалиться вперед, но вдруг его остановили:
— Дома!
Руки сопровождающих подхватили со спины смертельно давящий сундук и с размаху, со стуком поставили его впереди на подиум. Бордовый пол загудел. В изнеможении Михаил рухнул на колени и уронил голову на грубую, занозистую крышку сундука, прижался щекой.
Отдышавшись и придя в себя, он открыл глаза. В трех шагах от него, прямо по центру трех шатров возвышалась та самая фигура, которую он издали принял за вставшего на дыбы медведя. Но это был вовсе не медведь, а скульптурная композиция, состоящая из двух человеческих фигур, соответствующих реальным человеческим размерам. Одна из этих фигур сидела на закорках у другой. Нижняя фигура была деревянной, искусно выточенной из дерева, текстурой похожего на дуб: судя по пропорциям, низкорослый человек в костюме, при галстуке, в ботинках стоял на подиуме в спокойной и уверенной позе. На закорках у него, обхватив руками за плечи и шею, сидел голый человек, отлитый из темного металла, похожего на простое железо. Руки деревянного человека поддерживали за голени ноги железного. По пропорциям обе скульптуры были почти одинаковые, но выражения лиц у них сильно различались. Лицо деревянного человека было простоватым, широковатым, самоуверенным и слегка благодушным. Дубовые, коротко подстриженные волосы слегка курчавились на его голове, деревянные губы чуть расходились в полуулыбке. Голова железного человека была лысоватой, жилистое лицо сужалось к маленькому упрямому подбородку и смотрело напряженно, с неприветливой внимательностью. Небольшие, но мускулистые руки железного человека цепко оплелись вокруг широкой шеи деревянного, пальцы вцепились в предплечья, по которым бежали подробные дубовые складки.
Не успел Михаил толком разглядеть скульптуру, как Хранитель стукнул посохом в пол и заговорил глухим сильным голосом:
— Великий Медопут, держатель тайных пут, прими дары от твоей детворы. Для дела, для братства, для русского богатства, супротив мирового блядства.
И сразу же перед изваянием в полу открылась круглая темная дыра. Рука Проводника коснулась плеча Михаила. Не вставая с колен, Михаил открыл сундук. Он был полон золотого песка. Сверху на песке лежал кусок медвежьего сала, вырезанного из медвежьей спины вместе с шерстью. Михаил вцепился пальцами в эту шерсть, подполз к изваянию и стал обтирать медвежьим салом дубовые ботинки стоящего. Обтерев их как можно тщательней, он принялся обтирать железные ступни сидящего на закорках. Едва он завершил сальное обтирание, как властная длань Хранителя выхватила сало у него из рук. Михаил подполз к сундуку, схватился за ручку, подтянул его к дыре. В дыре, пониже толстых досок пола неподвижно стояла темная вода. Михаил зачерпнул пригоршней золотой песок и высыпал в воду. Она приняла его бесшумно, едва шелохнувшись. Облегченно вздохнув, Михаил стал черпать песок пригоршнями и сыпать в воду. Золотые песчинки исчезали в ней со сдержанным блеском. Он черпал и сыпал, черпал и сыпал приятно тяжелое, текущее сквозь пальцы золото, постепенно приходя в себя после заноса и успокаиваясь. Лицо его смутно отражалось в темной воде, он понял, что вода эта — чистая, прозрачная, колодезная, хотя под тремя шатрами она и казалась такой темной. Сундук постепенно пустел. От этой работы Михаил согрелся, да и метель, как ему показалось, поутихла. Хранитель и Проводник неподвижно стояли рядом, каждый со своей стороны.
«Быстрое золото… — думал он обрывочно, поглядывая вскользь на изваяние, — быстрое золото и чистая вода… ледяная вода… ни рябинки, ни следа… слава Богу, что я донес, не споткнулся… шестьдесят девять килограммов золотого песка… какие подробные ботинки у него… даже шнурки выточили… какая же это фирма… неужели старый добрый «Edward Green»?
Время словно остановилось, золото перетекало из сундука в воду, Михаил работал все спокойней и уверенней, словно делал это каждый день. Дыхание его стало ровным, вернулось внутреннее равновесие, а вместе с ним и чувство глубокого, полного удовлетворения. С каждой пригоршней золотого песка в темную воду уходило тяжкое, вязкое беспокойство последних месяцев, а вместе с ним и накопившиеся за эти месяцы душевная усталость и смутная тревога.
«Как хорошо, что это случилось…» — думал он.
Наконец, золото было вычерпано из сундука. И тут же Хранитель кинул в сундук сало, захлопнул крышку, они с Проводником подхватили опустевший сундук, пошли в сторону от изваяния и размашисто водрузили сундук на широкую черную тарелку на треножнике, которую Михаил заметил только теперь. В тарелке вспыхнул газовый огонь, охватил сундук и вскоре грубые доски его затрещали в голубоватом пламени. Хранитель и Проводник подошли к Михаилу, повернулись к изваянию.
— Да здравствует Великий Медопут! — громко и торжественно произнесли они и склонились в глубоком поясном поклоне.
Михаил, по-прежнему стоящий на коленях, тоже склонился, лицо его нависло над водой. И вдруг четыре крепкие руки схватили его и с силой швырнули в дыру. Он вошел в воду, успев выкрикнуть «что?» и больно ударившись пятками о край дыры, заставив пол угрюмо загудеть. И закричал в эту ледяную, темную, смертельно объявшую его воду так неистово и отчаянно, что проснулся.

Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • IvanDobsky· 2009-05-05 17:25:41
    Как ни старался, не смог заставить себя это дочитать.
  • pancho· 2009-05-05 19:12:49
    To IvanDobsky

    почему?
  • gleb· 2009-05-05 19:38:15
    А я - прочел в компьютере за 20 минут.)
  • nmesrop2009· 2009-05-06 07:24:43
    Просто шикарно
    Пошло в кайф - прочел на одном дыхании
  • pavelkarmanov· 2009-05-06 10:53:21
    Да, здорово...
    Отвал башки...
  • tsukato· 2009-05-06 14:26:35
    Это прекрасно.
    Но присутствие Мироныча, Зюганыча, Илюхи, Митрохи и прочих делают все как-то мельче, к сожалению.
  • fazanof· 2009-05-07 11:23:41
    Да здравствует Великй МедоПут!!!
  • dfront· 2009-05-14 22:24:14
    отлично
  • gagaga· 2009-05-15 04:15:49
    я не могла оторваться. что-то такое... в дне опричника он от этого немного отошел,а тут вернулся к привычному сорокину,Самому себе, и как всегда глубинные смыслы, метафизика, правда, я очень довольна!


    любимый Сорокин Владимир Георгиевич
  • arto48· 2009-05-23 09:22:38
    Странно считать, что присутствие диалогов в динамичной смене эпизодов и в калейдостопе мест действия является пригодным для сцены. Как , впрочем, и подробнейшее соитие героев ,с которого начинает раскручиваться маховик сюжета, фабулой которого станет втожение в жизнь благополучно прожигающего жизнь семества нуворишей фантосмагорических сил право - (но вернее сказать) - псевдо охранительных органов, подвергающих по ходу дела разгрому котедж (и не один) элитного поселка.
    Конечно, "не царское это дело" считаться с условностью и возможностями именно театрального искусства. Но в этой небрежностии, с какой киносценарий назван пьесой проглядывает ,как мне кажется, и лихое пренебрежние к точности смыслов , которое оборачивается и поверхнстью взгляда на явление произвола , и весьма существенной ходульностью действующих лиц... Ибо художественное имеет своим свойством глубинную целостность ,которая и проявляется именно в таких вот деталях, обнажая за внешней откровенностью изображения интимных сторон ,отсутвие глубины взгляда в сокровенные тайны душ.
    Можно конечно утверждать , что требования "психологичности" неприемлемы к гиперболам этого анекдотического по сути сюжета, что в истории литературы существуют тексты не имеющие истории постановок... Возразить на это можно только ,что при этом не существует и анекдотов такой длинны, к тому же, рассказанных без всякого остроумия.
  • gegemon· 2009-05-29 19:43:12
    текст отличный, но к "пьесам" имеет гораздо более отдаленное отношение, чем даже "мертвые души" к "поэмам"))))
  • timmoiseev· 2009-08-03 20:04:34
    прочитал до конца. понравилось. почему 69 килограммов золота, а? про черную дыру с водой - это гениально. это топос русского абсурда. герой просыпается, когда оказывает за гранью воды в чёрной дыре. он живёт и лишается всего нажитого. испытание вечной русской государственностью он не проходит. ей длань тяжела и неотвратима. тёплый поэтический уют собственника разворочен когтистой лапой медведя. полакомился. кто же нырнув в воду в чёрной дыре вынырнет молодцом и будет жить-поживать и добра наживать, а?
  • sancho· 2009-08-11 15:30:47
    кризис поздне-среднего возраста, срисованный автором с натуры. да, можно сказать, что прежний. но ведь так и есть - прежний, а не "лучше, чем раньше"! на произведение тянет, на пьесу - не разевает. лишь обижает и мнит. и всё ж с попятным тебя, автор!
  • Владимир Ключников· 2012-02-17 17:22:42
    бред...
  • Владимир Ключников· 2012-02-17 17:24:27
    А что случилось с Михаилом, его увезли в автобусе?
Все новости ›