Оцените материал

Просмотров: 120437

Владимир Сорокин. Занос

Владимир Сорокин · 04/05/2009

ГЕЛЯ А вот и щи!
АНЗОР После такой истории очень кстати!

Людмила и Сергей разливают щи по тарелкам, подают.

БОРИС А у меня под щи тост имеется. В некотором роде патриотический, в некотором — экзистенциальный. (встает с рюмкой в руке) Дамы и господа! Благодаря гостеприимному хозяину дома сего, мы с вами уже выпили за великую и многострадальную Россию, которую в очередной, так сказать, раз ждут великие потрясения. Я же предлагаю выпить и за Подмосковье, а по-нашему, по-подмосковному — за Подмоскву, а конкретно — за ее лучших и счастливейших представителей. С шестнадцатого века беспощадной властной вертикалью возбухла, так сказать, и вознеслась Москва над другими городами и весями, подчинив себе народы и земли от Кавказа до Сахалина, устремившись ввысь эдаким…ммм…имперским железным шампуром, а по-русски говоря — елдой, и нанизывая на елду сию чужие пространства с географией, обычеями, укладом, ментальностью, климатом, и т.д. Подмосковье наше — тень этого имперского фаллоса. Так вот. Недавно я грешным делом задумался: а кто, собственно, по-настоящему счастлив в этой имперской тени? Кто всегда доволен? Кто ничего не потерял даже в кризис? Золотарь! Наш простой подмосковный ассенизатор! Каждый месяц к нам в Переделкино приезжает человек со стальными зубами на не очень чистой машине с пустой бочкой. И уезжает от нас с полной бочкой нашего ежемесячного говна, да еще с тысячью рублей впридачу! И каждый раз заглядывая в глаза этого человека, я убеждаюсь, что он счастлив! Он счастлив! Донельзя счастлив! Ибо приехав пустым, не привезя нам ничего, не предложив ничего, даже ничего не сказав, он получает от нас четыре тонны биологически активного вещества и радужную бумажку, играющую, как вы знаете, роль всеобщего эквивалента в нашем прекрасном и яростном мире. Он счастлив! И я, русский интеллигент, пью за него и завидую его счастью!

©  Антон Сташевич

Владимир Сорокин. Занос

Выпивают.

НАТА Боренька, ты просто какой-то Демокрит.
АНЗОР (поправляя) Демосфен.
НАТА Да! (пробует щи) Прекрасно. Хорошо, что мы их вчера не съели.
БОРИС Щи назавтра надо есть. Вкуснее!
ТАНЯ Это называется — суточные щи?
БОРИС Genau! Русише суточной щчи… ммм… и это есть гениально…
МИХАИЛ (ест щи) Борь… из твоего тоста… выходит… что все мы несчастливы?

Все, кроме Михаила, смеются.

БОРИС Миш, в некотором роде — да!
АНЗОР Конечно! Мы же все зависим от воли ассенизаторов. А их воля обратно пропорциональна количеству нашего…
МИХАИЛ (берет Анзора за руку, прерывая, кладет ложку) Погоди. То есть, Боря, ты хочешь сказать, что я — несчастливый человек?
БОРИС (смеется) Миш, ну мы все несчастливы по-своему, один больше, другой меньше…
МИХАИЛ Значит, я по-твоему — мизерабль?
БОРИС Миш, послушай…
МИХАИЛ Ты, сидишь за моим столом, ешь мои щи, пьешь мою водку и говоришь, что я — мизерабль?
НАТА Миш, ну ты прямо как прокурор…
МИХАИЛ Молчать!

Все затихают, прекращают есть.

МИХАИЛ (Борису) Кто ты?
БОРИС ( вытирает губы салфеткой) Я Борис, твой друг.
МИХАИЛ Кто ты по жизни?
БОРИС (вздыхает) Опять… Ну, скульптор. Лауреат государственной премии.
МИХАИЛ Что ты слепил?
БОРИС Я много чего слепил.
МИХАИЛ Что, что ты слепил?!
БОРИС Миша, ты видел. Много раз.
МИХАИЛ Что ты слепил великого за свою жизнь?
БОРИС Приезжай ко мне в мастерскую, я покажу тебе одну великую вещь.
МИХАИЛ Я был у тебя в мастерской не один раз. Там нет никакой великой вещи! Нет! И не было!
НАТА Мишенька, ну это скучно. Ты мне это уже говорил.
МИХАИЛ (бьет по столу) Молчать, я сказал! Что ты слепил? Что ты сделал? Что ты открыл?
БОРИС Миш, ты хочешь меня унизить? Не получится.
МИХАИЛ Я просто хочу понять: кто ты?
БОРИС Я homo sapiens.
МИХАИЛ Докажи.

Пауза.

БОРИС Хочешь, я слеплю тебе сейчас что-то человеческое, слишком человеческое? И этим докажу, что я человек? Прямо сейчас.
МИХАИЛ Слепи!
БОРИС У тебя есть пластилин?
МИХАИЛ Нет.
БОРИС Ну, а что-нибудь лепящееся?
МИХАИЛ Сереж, у нас есть что-нибудь лепящееся?
СЕРГЕЙ Не знаю… это типа чего?
БОРИС Типа пластилина.

Сергей пожимает плечами, думая.

НАТА Борь, есть ореховое масло.
БОРИС (встает) Так. А еще? Подобное?
СЕРГЕЙ Икра кабачковая?
МИХАИЛ ( уничтожающе глянув на Сергея) У нас есть половина торта. Забыли?
НАТА Ах, точно! Бисквитно-кремовый монстр! Привез Паша, а он как-то не пошел. И не пойдет.
МИХАИЛ Вот и лепи из торта.
БОРИС Прекрасно. Сергей. Пошли, покажешь. Проволока найдется? Для каркаса?
СЕРГЕЙ Поищем.

Борис и Сергей выходят.

ГЕЛЯ (встает) Я пойду, исполнять роль музы.
МИХАИЛ (ехидно) Конечно! (наливает себе водки)

Геля выходит.

НАТА Миш, ну чего ты опять наехал на него?
МИХАИЛ А пусть не распускается. Мизерабль! Охренел совсем уже от безделия. (выпивает) Несет хуйню всякую… Уговорил нас выпить за подмосковных говнососов! Идиот!

Смеются.

НАТА Миш, ну не сердись ты на Борьку. Он славный.
МИХАИЛ Слишком.
ТАНЯ (решительно встает) Михаил Андреевич, мне реально пора.
МИХАИЛ (хватает Таню за руку) Посмотрим его скульптуру. И ты сразу поедешь.
ТАНЯ Ну я реально должна в Москве быть, сто пудов.
АНЗОР Он быстро слепит. «Дым в лесу», «Туман над рекой».
МИХАИЛ «Радуга над полем».

Смеются. Таня садится.

ТАНЯ А Борис действительно известный скульптор?
НАТА Да.
АНЗОР Четыре памятника только в Москве.
ТАНЯ Где?
МИХАИЛ (со смехом) Везде. Где позволит Церетели. (кричит, чтобы было слышно на кухне) Гелька, спой свою песню!

Видно, что Михаил сильно захмелел. На кухне Геля поет казацкую песню.

МИХАИЛ (аплодирует, наливает всем водки) Браво! Давайте за Гельку. Борьке с ней повезло. Ему, мудиле, хорошо.
НАТА А тебе?!
МИХАИЛ А мне… мне так хорошо, что плохо. (выпивает)
НАТА Мишенька, не пей больше, умоляю. Этот козел опять тебя вовлек в утреннее пьянство!
МИХАИЛ Подпишу договор, сяду на диету. Shut up, honey! (берет Нату за подбородок, целует в нос) Дамы должны только радовать!

Входит Борис. На нем фартук Людмилы, рукава засучены. На блюде он вносит небольшую скульптуру, вылепленную из торта и орехового масла: ископаемый водоплавающий ящер отряда плезиозавров. Ставит блюдо на стол. Геля и Сергей входят следом.

БОРИС Voila!
МИХАИЛ Что это?
НАТА Черепаха какая-то! У меня в детстве было три черепахи! Кора, Роза и Тортилла!

Михаил прикладывает палец к губам.

БОРИС Это, Миша, смысловая аллегория нашей жизни. А конкретно: материальное иллюстрирование современного прочтения стихотворения Бориса Пастернака «Гамлет».

Пауза.

МИХАИЛ (хрустит огурцом) Пока не дошло. Анзор?

Анзор отрицательно качает головой.

БОРИС Поясняю. Это криптоклейд. Водоплавающий ящер мезозойской эры. Был распространен во всех морях и океанах. Но к концу мелового периода вымер. Навсегда. Вы помните бессмертное стихотворение «Гамлет»?
МИХАИЛ «Гул затих, я вышел на подмостки…?»
БОРИС «Прислонясь к дверному косяку…» Да. Помнишь последнее четверостишье?
МИХАИЛ Помню прекрасно, Боря. Запомни, я помню все то, что мне нравится. Все! А вот то, что мне не нравится, я не помню. Ничего! Но то, что мне нравится, я помню прекрасно. Я помню и Высоцкого в этой роли. Хотя, я был тогда студентом. Сейчас… «Но известен распорядок… действа. И неотвратим конец пути. Я один…»
БОРИС (перебивает) «Все тонет в криптоклейдстве. Жизнь прожить — не поле перейти».

Пауза.

ТАНЯ И как называется эта скульптура?
БОРИС (серьезно) Россия.

Пауза. Михаил медленно встает, подходит к Борису, обнимает его. Борис неловко стоит, разведя липкие от торта руки.

МИХАИЛ Люблю я тебя, Борька.
БОРИС И я тебя, Миш.
МИХАИЛ Люблю. Хотя говна в тебе процентов семьдесят восемь.
БОРИС Прости, старик. Это русская метафизика меня наполняет.

Михаил и Борис хохочут, обнявшись. Михаил вынимает из декоративной пивной кружки с флажками разных стран российский флажок, втыкает его в спину криптоклейда.

МИХАИЛ Криптоклейд по имени Россия.
БОРИС Ура!

Все аплодируют. Звонок сотового телефона с КПП. Сергей берет трубку.

СЕРГЕЙ Да. Да. Да. Подождите. (Михаилу) Михаил Андреевич, пришли с охраны, их главный, капитан, у него к вам какой-то личный вопрос.
МИХАИЛ Пшли вон, я занят… Дорогие мои, давайте выпьем за Борин талант! Он не только талантлив, но и fucking sophisticated guy, really!
НАТА Борь, а эти клепто… крипто… клейды были прожорливы?
БОРИС Чрезвычайно! Вместе, Наточка, они могли дать просраться любому киту.
ТАНЯ Это намек, да?
ГЕЛЯ Это намек.
АНЗОР (набивая косяк) Это намек.
МИХАИЛ Это не намек, а правда жизни. Так… где водка, Сереж?
СЕРГЕЙ ( в трубку) Нет, нет. Сейчас неудобно. Михал Андреич занят…зайдите позже… Нет, я вам ясно сказал… но…
МИХАИЛ Чего там еще? Клянчить прибавку пришли? Почему они приходят всегда ко мне?! Здесь еще 29 домов!
НАТА Потому что наш дом первый от вахты. Почему!
СЕРГЕЙ Михал Андреич, он говорит: что-то очень личное.
МИХАИЛ Чего личное?
СЕРГЕЙ Он стесняется.
НАТА Какая прелесть!
МИХАИЛ Может, у него стоит на меня?!

Смех.

АНЗОР На твои кредиты. (заканчивает косяк, закуривает)
МИХАИЛ Цыц! (разливая водку) Пошли они в жопу, дармоеды. Сидят в каптерке в этой три рыла с автоматами, получают за это в месяц по штуке баксов.
НАТА Миш, а может, у него кто-то раком болен!
БОРИС Да. Рак простаты, a propos…
ГЕЛЯ Его бросил любовник. Чую сердцем матери!
ТАНЯ А клепто… крейд съедобен?
БОРИС Нет! Он сделан на века. Водки! Во-о-о-дки!

Входит Людмила с блюдом лапши и креветок.

ЛЮДА Все готово.
МИХАИЛ Отлично, Людочка. Сергей…
СЕРГЕЙ (говоря в трубку, разливает водку) Послушайте, я же вам, кажется, объяснил ситуацию…
БОРИС Ура! (поет) Все то-о-о-нет в криптокле-е-е-ейдстве! Миша, prosit!
МИХАИЛ (глядя на креветки с лапшой) Отлично…
ТАНЯ Я — точно пас. (встает) Михал Андреич, все, я побежала.
НАТА Танечка, ну хоть попробуйте! Люда так старалась.
ЛЮДА Я старалась. (раскладывает всем)
АНЗОР Мы все старались понемногу… (затягивается папиросой) кому-нибудь и как-нибудь…
СЕРГЕЙ (закрывая ладонью трубку) Михал Андреич, этот капитан просто чуть не воет… можт там чего-то стряслось у него?
МИХАИЛ Твою мать! Воющих омоновцев только не хватало…
БОРИС Они украсят наш утренник! Споют «Ясный сокол на снегу»!
МИХАИЛ Ладно, пусти его в прихожую, я выйду. Быстро!

Сергей уходит.

МИХАИЛ (поднимает рюмку) Борь, за тебя.
БОРЬ (поднимает свою рюмку) Спасибо, дорогой.
НАТА (тянет свой бокал) За криптоклейда!
ГЕЛЯ Боренька! Радость души моей!
АНЗОР (тянет к чокающимся руку с папиросой) И дым отечества нам сладок и приятен…

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:15

  • IvanDobsky· 2009-05-05 17:25:41
    Как ни старался, не смог заставить себя это дочитать.
  • pancho· 2009-05-05 19:12:49
    To IvanDobsky

    почему?
  • gleb· 2009-05-05 19:38:15
    А я - прочел в компьютере за 20 минут.)
  • nmesrop2009· 2009-05-06 07:24:43
    Просто шикарно
    Пошло в кайф - прочел на одном дыхании
  • pavelkarmanov· 2009-05-06 10:53:21
    Да, здорово...
    Отвал башки...
  • tsukato· 2009-05-06 14:26:35
    Это прекрасно.
    Но присутствие Мироныча, Зюганыча, Илюхи, Митрохи и прочих делают все как-то мельче, к сожалению.
  • fazanof· 2009-05-07 11:23:41
    Да здравствует Великй МедоПут!!!
  • dfront· 2009-05-14 22:24:14
    отлично
  • gagaga· 2009-05-15 04:15:49
    я не могла оторваться. что-то такое... в дне опричника он от этого немного отошел,а тут вернулся к привычному сорокину,Самому себе, и как всегда глубинные смыслы, метафизика, правда, я очень довольна!


    любимый Сорокин Владимир Георгиевич
  • arto48· 2009-05-23 09:22:38
    Странно считать, что присутствие диалогов в динамичной смене эпизодов и в калейдостопе мест действия является пригодным для сцены. Как , впрочем, и подробнейшее соитие героев ,с которого начинает раскручиваться маховик сюжета, фабулой которого станет втожение в жизнь благополучно прожигающего жизнь семества нуворишей фантосмагорических сил право - (но вернее сказать) - псевдо охранительных органов, подвергающих по ходу дела разгрому котедж (и не один) элитного поселка.
    Конечно, "не царское это дело" считаться с условностью и возможностями именно театрального искусства. Но в этой небрежностии, с какой киносценарий назван пьесой проглядывает ,как мне кажется, и лихое пренебрежние к точности смыслов , которое оборачивается и поверхнстью взгляда на явление произвола , и весьма существенной ходульностью действующих лиц... Ибо художественное имеет своим свойством глубинную целостность ,которая и проявляется именно в таких вот деталях, обнажая за внешней откровенностью изображения интимных сторон ,отсутвие глубины взгляда в сокровенные тайны душ.
    Можно конечно утверждать , что требования "психологичности" неприемлемы к гиперболам этого анекдотического по сути сюжета, что в истории литературы существуют тексты не имеющие истории постановок... Возразить на это можно только ,что при этом не существует и анекдотов такой длинны, к тому же, рассказанных без всякого остроумия.
  • gegemon· 2009-05-29 19:43:12
    текст отличный, но к "пьесам" имеет гораздо более отдаленное отношение, чем даже "мертвые души" к "поэмам"))))
  • timmoiseev· 2009-08-03 20:04:34
    прочитал до конца. понравилось. почему 69 килограммов золота, а? про черную дыру с водой - это гениально. это топос русского абсурда. герой просыпается, когда оказывает за гранью воды в чёрной дыре. он живёт и лишается всего нажитого. испытание вечной русской государственностью он не проходит. ей длань тяжела и неотвратима. тёплый поэтический уют собственника разворочен когтистой лапой медведя. полакомился. кто же нырнув в воду в чёрной дыре вынырнет молодцом и будет жить-поживать и добра наживать, а?
  • sancho· 2009-08-11 15:30:47
    кризис поздне-среднего возраста, срисованный автором с натуры. да, можно сказать, что прежний. но ведь так и есть - прежний, а не "лучше, чем раньше"! на произведение тянет, на пьесу - не разевает. лишь обижает и мнит. и всё ж с попятным тебя, автор!
  • Владимир Ключников· 2012-02-17 17:22:42
    бред...
  • Владимир Ключников· 2012-02-17 17:24:27
    А что случилось с Михаилом, его увезли в автобусе?
Все новости ›