Страницы:
Радикальный верлибр и беспартийная деконструкция
Анна Голубкова
Новый литературный сезон в клубе «Билингва» открылся 7 сентября мероприятием из цикла «Полюса». Цикл этот проводится независимым объединением «Культурная инициатива» уже больше пяти лет.
Читать!
Ответа на этот вопрос выступления обоих поэтов так и не дали. Шиш Брянский читал свои старые произведения, тем самым как бы заново воссоздавая уже ушедшую в прошлое литературную атмосферу. Кирилл Медведев читал новые стихи, так или иначе связанные с его нынешними политическими практиками. Подробнее об этом — в заметке Кирилла Корчагина, где автор приходит к выводу, что, несмотря на всю прелесть «уходящей натуры», стихи Шиша Брянского устарели, а вот то, что было предъявлено публике Кириллом Медведевым, как раз направлено в будущее. Даже принимая отчасти эту точку зрения (хотя то, что один из выступавших авторов стихов больше не пишет, еще не означает автоматического выпадения — вспомним Артюра Рембо — из литературной современности), следует отметить, что по тематике стихотворений, по количеству представленных в них масок и по разнообразию поэтических приемов стихи Шиша Брянского несравнимы с жесткими, риторичными и монологичными стихами Кирилла Медведева.
Более того, как это отметил (кажется, впрочем, иронически) во время чтения сам Шиш Брянский, в его стихах можно найти нечто близкое даже и нынешней позиции Медведева. В этом многообразии и заключаются как сила, так и слабость поэзии Шиша Брянского. Сила — с точки зрения литературных достоинств, слабость — с точки зрения соответствия Zeitgeist, духу эпохи, требующему простоты и понятности. Что касается Медведева, то, прежде чем оценивать его новые тексты, нужно сначала выяснить, с кем мы все-таки имеем дело — с поэтом, увлеченным политикой, или с пишущим стихи политиком. Потому что коня и трепетную лань в одну телегу… В общем, не очень получается.
Заодно хочется вспомнить нечто, бывшее хрестоматийным, потом забытое, а теперь вот, судя по прошедшим «Полюсам», снова вдруг сделавшееся актуальным.
В 1905 году в статье «Партийная организация и партийная литература» В.И. Ленин пишет: «Литература должна стать партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазной предпринимательской, торгашеской печати, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, “барскому анархизму” и погоне за наживой, — социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы, развить этот принцип и провести его в жизнь в возможно более полной и цельной форме. В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, “колесиком и винтиком” одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».
Читать!
Страницы:
Ссылки
КомментарииВсего:4
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452052
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343538
- 3. Норильск. Май 1269334
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897849
- 5. Закоротило 822374
- 6. Не может прожить без ирисок 783740
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760622
- 8. Коблы и малолетки 741612
- 9. Затворник. Но пятипалый 472597
- 10. ЖП и крепостное право 408150
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403876
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371140
Ну и какие же ты, Аня, результаты ощущаешь на себе? Может быть, высшее образование, которое невозможно будет получить тем, у кого нет на это денег.
"Продуктивность", понимаемая как расцвет литературы, обусловленный отсутствием социальной справедливости, конечно, характерная формула.