Страницы:
Поедая животных
Наше восприятие приема пищи усложняется тем, что в одиночку есть не принято. Застольное братство служило укреплению социальных связей с самых давних пор, до каких смогли докопаться археологи. Пища, семья и память изначально связаны. Мы не просто животные, которые едят, мы животные, поедающие других животных.
Читать!
Отказаться от вкуса суши или жареной курицы — это потеря намного большая, чем просто отказ от приятного опыта поглощения еды. Изменить то, что мы едим, и позволить вкусу испариться из памяти — значит, понести нечто вроде культурной утраты, забыть. Но, вероятно, с этим видом забывчивости стоит смириться и даже стоит его культивировать (забвение тоже можно культивировать). Чтобы помнить о животных и заботиться об их благоденствии, нужно стереть из памяти некоторые вкусы и найти другие рычаги, управляющие памятью.
Вспомнить и забыть — это стороны одного и того же ментального процесса. Записать подробности одного события — это не то же самое, что записать детали другого (если только писать — не ваша профессия). Вспомнить одну вещь — позволить другой ускользнуть из воспоминаний (если только вы не предаетесь воспоминаниям постоянно). Это этическое, намеренное забывание. Невозможно удержать в памяти все, что знаешь. Поэтому вопрос не в том, забываем ли мы, не в том, что или кого мы забываем, изменяется ли наш рацион, — а в том, как он меняется.
Недавно мы с другом начали есть вегетарианские суши и ходить в итальянский ресторан по соседству. Вместо бургеров из индюшатины, которые жарил на гриле мой отец, мои дети будут помнить, как я на заднем дворе неумело пережаривал вегетарианские бургеры. На нашу последнюю Пасху фаршированная рыба не была главным блюдом, но мы рассказывали о ней всякие истории (а я, очевидно, могу рассказывать истории бесконечно). К рассказам об Исходе — к этим величайшим историям о том, как слабый торжествует над сильным, — самым неожиданным образом добавлялись новые истории о слабом и сильном.
Трапезы с особой едой, особыми людьми по особым случаям таковы, что мы намеренно выделяем их среди других. И добавляя к традициям наш личный выбор, мы их только обогащаем. Я убежден, что идти на компромисс с традициями стоит лишь по высшим соображениям, но, вероятно, в этом случае традиция — не столько вопрос компромиссов, сколько реальность.
Мне кажется совершенно неправильным употреблять в пищу свинину с промышленной фермы или кормить ею семью. Еще неправильнее сидеть с друзьями, поедающими свинину с промышленной фермы, и молчать, оставляя их в неведении относительно того, что они этим поддерживают. Свиньи — и это очевидно — существа умные, и уж совершенно очевидно, что на промышленных фермах они приговорены вести жалкую жизнь. Аналогия с собакой, которую держат в чулане, довольно точна — но, возможно, слишком оптимистична. Доводы, апеллирующие к борьбе против загрязнения окружающей среды, могут служить логичными и убийственными аргументами против употребления в пищу свинины с промышленной фермы.
По схожим причинам я не стану есть птицу или морских животных, выращенных промышленными методами. Глядя им в глаза, вы не ощутите того же сострадания, которое почувствуете, встретившись взглядом со свиньей, но мы умеем смотреть и глазами разума. Все, что я узнал об уме и сложных социальных взаимоотношениях птиц и рыб, требует относиться к их мукам столь же серьезно, как и к бросающимся в глаза несчастьям свиньей с промышленных ферм.
Индустрия меньше удручает меня говядиной, выращенной на фидлоте* (и 100 процентов говядины от коров, выращенных на пастбищах, на какой-то миг затушевывают проблему забоя, точнее, такое мясо вызывает меньше беспокойства, но об этом в следующей главе). И все же сказать, что нет ничего хуже промышленной свинофермы или птицефермы, — значит, не сказать почти ничего.
Для меня вопрос в следующем: поскольку употребление в пищу животных абсолютно необязательно для меня и моей семьи — в отличие от многих других жителей планеты у нас имеется широкое разнообразие других продуктов, — стоит ли вообще есть мясо? Я отвечаю на этот вопрос как тот, кто прежде любил мясо. Вегетарианская диета может быть богатой и приносящей радость, но, положа руку на сердце, я не могу утверждать, как это пытаются многие вегетарианцы, что она столь же богата, как рацион, включающий в себя мясо. (Те, кто едят шимпанзе, тоже смотрят на западную кухню как на жалкий рацион, лишенный по-настоящему вкусной еды.) Я люблю суши, люблю жареную курицу, люблю хороший стейк. Но у моей любви есть пределы.
Поскольку я столкнулся с реальностью промышленной фермы, отказ от употребления в пищу стандартного мяса был легким решением. Зато стало трудно вообразить того, кто, кроме извлекающих из этого прибыль, станет защищать промышленное фермерство.
Но все усложняется, когда дело касается таких хозяйств, как свиноферма Уиллисов или ранчо Фрэнка Риза. Я восхищаюсь тем, что они делают, и, зная о страшной альтернативе, трудно не считать их героями. Они заботятся о тех, кого выращивают, и хорошо с ними обращаются, поскольку умеют это делать. И если мы, потребители, сможем ограничить наше желание полакомиться свининой и индюшатиной до пределов, удовлетворить которые сможет их естественная, т.е. обходящаяся без промышленных предприятий, популяция на земле (а это уже немало), тогда отпадет необходимость в устрашающих экологических аргументах против подобного фермерства.
Очевидно, кто-то может возразить, будто употребление в пищу животных любого вида — это необходимость, таким образом, пусть и не напрямую, он поддержит промышленную ферму, увеличив спрос на мясо. Есть серьезные причины, по которым я не стану есть свинину с фермы Пола Уиллиса или кур от Фрэнка Риза, но мне неловко это писать, зная, что и Пол, и Фрэнк, ставшие моими друзьями, прочтут эти слова.
Хотя Пол делает все что может, но его свиней до сих пор кастрируют, и до сих пор им приходится преодолевать большие расстояния до бойни. А до того, как Уиллис познакомился с Дайаной Хальверсон, специалистом по благоденствию животных, которая с самого начала помогала ему в работе на компанию «Ранчо Нимана», он обрубал поросятам хвосты, что доказывает, что даже самый добрый фермер не всегда может посвятить себя благополучию своих подопечных полностью.
А кроме того, существуют бойни. Фрэнк честно назвал проблемы — он все ищет и не может найти подходящую бойню для своих птиц, где индеек будут забивать именно так, как ему кажется приемлемым. Что касается забоя свиней, то «Рай для парного мяса» и вправду что-то вроде рая. Из-за того, как организована мясная промышленность в целом, из-за предписаний Министерства сельского хозяйства США и Пол, и Фрэнк вынуждены отправлять своих подопечных на бойни, которые могут контролировать лишь частично.
На каждой ферме, как и везде, есть свои недостатки, иногда они случайные, иногда дело поставлено не так, как следует. Жизнь тонет в несовершенствах, но некоторые несовершенства важнее других. Насколько несовершенными позволено быть животноводческим фермам и бойням до того, как они покажутся слишком несовершенными? Разные люди проложат границу по-разному, приняв во внимание такие хозяйства, как фермы Пола и Фрэнка. Люди, которых я уважаю, проведут разграничительную черту по-разному. Но меня на данный момент — мою семью — беспокоит, что представляет собой мясо в реальности и каким оно должно стать, чтобы заставить меня полностью от него отказаться.
Конечно, существуют обстоятельства, в которых я буду есть мясо, существуют даже обстоятельства, в которых я съем и собаку, но я вряд ли с такими обстоятельствами столкнусь. Вегетарианство — это довольно расплывчатое понятие, и я оставил за собой возможность самому решать вопрос об употреблении в пищу животных (а можно ли не определяться по такому вопросу?), не осуществляя этого на деле.
Это возвращает меня к Кафке, застывшему в Берлинском аквариуме. Рыба, на которую он неотрывно глядел, снова обрела умиротворенность после того, как он принял решение не есть мяса. Кафка осознал, что рыба — член его невидимой семьи, не равное ему, но иное существо, о котором он тревожится. Я пережил тот же опыт в «Раю для парного мяса». Я не стал «спокоен», когда взгляд свиньи, идущей на забой у Марио, которой оставалось жить всего несколько секунд, встретился с моим. (Вам когда-нибудь случалось встречаться с чьим-нибудь предсмертным взглядом?) Но я и не застыдился. Я не выбросил свинью из головы. Она стала вместилищем моей тревоги. Я почувствовал — и чувствую — от этого облегчение. Мое облегчение, конечно, не имеет значения для самой свиньи. Но имеет значение для меня. И это часть моих размышлений об употреблении животных в пищу. Взяв только одну часть уравнения — о поедании животного, а не о съеденном животном, — я просто не могу чувствовать себя цельным, когда настолько сознательно, настолько умышленно забываю.
Кроме того, существует реальная семья. Теперь, когда мое исследование закончено, я только в исключительном случае смогу снова заглянуть в глаза животного с фермы. Но много раз в день, много дней я буду смотреть в глаза моего сына.
Решение не употреблять в пищу мясо животных необходимо для меня, но оно именно мое — личное. Я взял на себя это обязательство благодаря моему (а не чьему-либо еще) опыту. А лет шестьдесят назад большая часть моих резонов была бы просто непонятна, потому что промышленное животноводство, которое так меня беспокоит, еще не достигло настоящего размаха. Родись я в другое время — я сделал бы иные выводы. Твердое решение, что я не буду есть животных, не означает, что я стою в жесткой оппозиции к мясоедству или совершенно отвергаю гипотетическую возможность употребления животных в пищу. Помешать избиению ребенка, которому хотят «преподнести урок», вовсе не означает быть противником строгой родительской дисциплины. Решить, что я буду добиваться строгой дисциплины для своего ребенка тем, а не другим способом, не означает, что я дерзну навязывать свое мнение другим родителям. Решение для одной семьи не означает, что это решение для всей страны или для всего мира.
Хотя я уважаю разные взгляды на проблему употребления в пищу животных, я пишу эту книгу не просто для того, чтобы выразить свое отношение к этому вопросу. Фермерство приобретает ту или иную форму не только благодаря личному выбору продуктов питания, но и благодаря политическим решениям. Одного выбора собственного рациона недостаточно. Но насколько радикально я готов внедрять свои собственные взгляды на выбор лучшей (на мой взгляд) системы животноводства (я могу не есть их продуктов, но буду поддерживать тот типа фермерства, который представляют Пол и Фрэнк)? Чего я жду от других? Чего мы все должны ждать друг от друга, когда стоит вопрос о поедании мяса?
Относительно ясно, что промышленное фермерство гораздо хуже того, что я лично не люблю, но совершенно не ясно, какие из этого следуют выводы. Означает ли тот факт, что промышленное фермерство жестоко обращается с животными, экологически расточительно и загрязняет окружающую среду, необходимость бойкотировать продукцию промышленных ферм? Может ли половинчатое решение — предпочтение достаточно хорошей системы закупок продукции с непромышленных ферм — стать заменой бойкоту? Или вопрос не в нашем личном выборе покупок, а в законодательном решении и коллективных политических акциях?
Где, проявив уважение, следует просто не соглашаться с кем-то, а где ради более важных ценностей уже надо сопротивляться и
Читать!
___________________
* Территория для интенсивного откорма скота.
Страницы:
КомментарииВсего:18
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451744
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343373
- 3. Норильск. Май 1268621
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897678
- 5. Закоротило 822128
- 6. Не может прожить без ирисок 782266
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758847
- 8. Коблы и малолетки 740897
- 9. Затворник. Но пятипалый 471315
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403107
- 11. ЖП и крепостное право 379009
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370490
а вам, если не хватает ума или сердца хотя бы молчать про свои заблуждения, стоит все-таки посмотреть на убиваемых на бойнях животных, протрезвляет
очень точно написали про ум и сердце. видимо, действительно не хватает.
п.с. до 9 лет жила на дальнем Востоке, температура зимой опускалась до -45. не мёрзла в тёплой куртке. Галине совет - почитать, как советуют одеваться на полюс. много нового для себя откроет.
http://ecofriendly.ru/nuzhny-li-ekoposeleniya-ili-na-svoei-zemle-zemlyane-mogut-ostatsya-bez-zemli
http://lib.rus.ec/b/172939 Семена разрушения. Тайная подоплека генетических манипуляций
Жалость пассивное чувство - ну да жалко мне коровку, но мясо то у нее ах какое вкусненькое...
Фоер как раз очень правильно пишет, что только самодостаточный акт отказа от бездумного поглощения может вывести человека на новый уровень понимания современных проблем капиталистического (апокалиптического) общества.
Arkady Spiridonov, для выращивания одного килограмма пшеницы требуется всего 60 литров воды, а на производство одного кг мяса затрачивается от 1 250 до
3 000 литров (цитата из книги П. и А. Эрлих "Население, ресурсы и окружающая среда"). Уже ни для кого ни секрет, что источники чистой питьевой воды на нашей планете не только загрязняются, но и истощаются, особенно расточительно расходует воду мясная промышленность.
и потом - замученная корова, это не только мясо, это еще и кожевенная промышленность. или новые ботильоны на склонность к насилию не влияют? :)
Джонатан пишет с целью понять это и оценить, а не говорить:
"Ой, как печально, что коров забивают, пойду поем"