Что такое великий поэт. Как правило, это мертвый поэт.

Оцените материал

Просмотров: 52460

Людмила Петрушевская. Пушкин

Людмила Петрушевская · 13/10/2010
OPENSPACE.RU публикует главу из «альтернативного» учебника русской литературы, написанного современными писателями

Имена:  Александр Пушкин · Людмила Петрушевская

Фрагмент обложки первого тома книги «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями»

Фрагмент обложки первого тома книги «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями»

Петербургское издательство «Лимбус Пресс» выпускает двухтомник «Литературная матрица. Учебник, написанный писателями» – своего рода «альтернативный» учебник по русской литературе. О классиках, входящих в школьную программу – от Пушкина до Солженицына, – рассказывают не ученые-литературоведы, а современные писатели и поэты: Андрей Битов, Сергей Гандлевский, Владимир Шаров, Елена Шварц, Михаил Шишкин, Александр Секацкий, Александр Терехов, Аркадий Драгомощенко и многие другие. Каждому из сорока авторов было предложено написать о своем любимом писателе или поэте прошлого. Все статьи (за исключением текста Максима Кантора о Маяковском) написаны специально для этого издания, осуществленного при участии филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Сегодня мы публикуем главу о Пушкине, написанную ЛЮДМИЛОЙ ПЕТРУШЕВСКОЙ.


Людмила Петрушевская
О Пушкине


Александр Сергеевич Пушкин
(1
799—1837)

        Невозможно объяснить, в чем заключается гениальность. Человечество еще (или уже) не изобрело такой формулы — ни для поэтов, ни для художников, ни для людей, связанных с музыкой, наукой, техникой. Пока гений живет среди остальных, ему обычно приходится туго.
        Композитор Моцарт умер в нищете, художник Винсент Ван Гог от полной безнадежности покончил с собой. А сколько великих уже в XX веке сгинуло в наших лагерях!
        Окружение не признавало их.
        Разве что после смерти гения современники начинали что-то понимать.
        И у каждого человека было (и есть) право выбирать себе своих гениев — и не соглашаться с мнением всего мира.
        Пушкин — гений. Это мой выбор.
        Для многих поколений людей, говорящих на русском языке, способность прочесть наизусть первую главу «Евгения Онегина» была условным знаком, по которому свои узнавали своих. Особенно в изгнании, в тюрьмах, среди скопища посторонних. Крестик на шее и «Мой дядя самых честных правил...».
        Поэтому я пишу о Нем.

        Пушкин был великий поэт и несчастливый человек с предначертанной судьбой быть рано убитым.
        Он это узнал еще в ранней молодости, в ссылке.
        Один грек-предсказатель вывез его в лунную ночь в поле и, спросив день и час его рождения и сделав заклинания, сказал ему, что, скорее всего, он примет смерть от «белого человека». Или от белой лошади.
        Когда за несколько дней до погребения его везли с дуэли, смертельно раненного, домой, он выглядел спокойным. Все свершилось, как было предсказано. Он уже не ждал никаких новых бед. Он всех простил, даже своего убийцу, белоголового человека.
        Предстояло только вытерпеть муки до конца. Он продержался мужественно, хотя в первые сутки кричал.
        Свидетельством последнего момента осталась его посмертная маска.
        Чтобы увидеть ее и запомнить на всю жизнь, надо побывать в его доме на Мойке, в Петербурге.
        Над судьбой Пушкина остается только плакать — если бы мы не знали, какой светлый, прекрасный, неземной мир он оставил нам в своих книгах. И сколько смешного, умного и назидательного — даже пророческого — этот гений успел сказать. И как сам он бывал счастлив, закончив очередную работу, счастлив до того, что бил себя по коленке и смеялся: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
        Он-то знал, кто он есть.
        Но об этом люди, жившие в одно время с ним, как-то не задумывались.
        Обычно современники легкомысленно относятся к обитающим по соседству творцам.
        Тут надо сказать, что вполне понимали значение Пушкина только преданные читатели (их-то было очень много, простых людей, никому не известных), затем некоторые поэты, невольно пораженные пушкинскими текстами в самое сердце, ну и власть, которая распознает своего врага на любом расстоянии и инстинктивно, как зверь.
        Царь Александр Павлович из рук доносчиков получил несколько пушкинских стихотворений, которые ходили по России (их переписывали во множестве, оду «Вольность» и еще два, «К Чаадаеву» и «Сказки. Noёl»), — и царь собрался арестовать двадцатилетнего стихотворца и сослать его чуть ли не на север, в Соловецкий монастырь. Там писака бы заживо сгнил без права пера и бумаги.
        Позже, век спустя, при Сталине, в Соловецком монастыре будет настоящий концлагерь с расстрелами. Правители похожи, а территория России со своими тайными, затерянными в снегах тюрьмами у нас одна, другой нет...

        Однако для царя Александра I совершить такое злодеяние, заточить Пушкина в Соловках, было нельзя, для него, замаранного в отцеубийстве, великого грешника, который не отомстил за смерть родителя.
        Он мучился, что Россия знает больше, чем было. Ему предстояло умереть, как до сих пор подозревают исторические сплетники, по собственной воле.
        Россия всегда стояла перед своими властителями слепой прорицательницей, знающей то, чего знать невозможно.

        Тем временем за Пушкина заступились старшие друзья, в том числе придворный писатель Карамзин, вместе с ним и будущий мученик, поэт и философ Чаадаев, а также Гнедич, одноглазый переводчик Гомера. Это про него смешливый Пушкин написал: «Крив был Гнедич поэт, переводчик слепого Гомера. Боком одним с образцом схож и его перевод»...
        Когда поэту приходит строка, он уже над собою не властен и должен ее записать. О ком бы и о чем бы эта строка ни говорила. А у бумажки, по русской пословице, есть ножки...
        Пушкина благодаря хлопотам друзей выслали не на север, а на юг.
        Это сейчас там места отдыха. А тогда те пространства были захолустными, грязными, нищими, пыльными, безлюдными и безводными. Настоящее место ссылки. Там обитали только военные, по-нынешнему — погранцы, и местные чиновницы, про которых Пушкин вскоре напишет «дамы преют и молчат».
        Пользуясь тем, что точного адреса, куда выслать, власти не указали, для петербургских жильцов весь юг России (Бессарабия ли, крымские ли степи, Северный ли Кавказ) были равно дики, пустынны и непригодны для жизни, типа гуляй не хочу, — Пушкин мог переезжать с места на место.
        Маршруты его таковы: Екатеринослав — Пятигорск — Крым (через Тамань, Керчь и Феодосию) — Гурзуф — Кишинев — Киев — Одесса — Кишинев — Одесса. Там, в Одессе, в этом торговом приморском городишке, к нему внимательно присматривается его начальник граф Воронцов, о котором Пушкин напишет «полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда, полуподлец, но есть надежда, что будет полным наконец». Прославил своего начальника навеки.
        Граф Воронцов, не зная этих своих новых знаков отличия, тем не менее что-то беспокоится и посылает наверх требование, чтобы Пушкина изолировали.
        Пушкина высылают в Михайловское.
        Это вторая его ссылка, с юга на север.
        И еще год с лишним он проведет там без права выезда, ему будет разрешено поехать только на лечение во Псков.
        За это время, за пять лет, поэт написал такое, что весь русский мир сотрясся до основания. Люди переписывали и передавали копии друг другу. Позже, в советские времена, такой метод распространения литературы назвали «самиздат» и за него начали сажать.
        Эти послания — то было бегство пленного из неволи, бунт поэта против солдатской дисциплины, ссыльного — против пустоты вокруг, это было то одиночество, которое рождает связь со всеми сразу — мелькнет луч разума, и его вдали, за тысячи верст, поймают избранные и передадут всем остальным (в том числе и нам).
        Как часто для творца отсутствие больше присутствия, как часто неволя дает толчок мощнее, чем свобода, потеря бывает важнее присвоения, горе становится плодотворнее счастья...
        Написано было, начато или закончено вот что:
        поэмы «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Братья разбойники», «Евгений Онегин», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Граф Нулин», пьеса «Борис Годунов».
        Одни шедевры.
        Не считая множества великих стихотворений.

        Что такое великий поэт?
        Как правило, это мертвый поэт.
        Если бы при его жизни люди понимали, что он великий, то, наверное, ему прямо бы на улице или в булочной говорили, что знают его, как же, читали еще в школе, и просили бы у него автограф.
        Такие случаи бывали в истории, когда поэты собирали полные футбольные стадионы или большие залы. Но этих творцов уже никто не знает почему-то.
        А вот одно имя называют всегда, когда людей просят: «Назовите имя поэта».
        Каждый житель нашей страны сразу же произносит «Пушкин».
        А что было при жизни этого великого поэта?
        А при его жизни у него имелись и читатели, и яростные сторонники, и преданные друзья, но были и те, кто пожимал плечами и провозглашал, что, например, Веневитинов лучше. Их было много.
        Существовали и откровенные враги, насмешники, завистники, тайные стукачи, которые его травили, буквально ему жить не давали, переписывали его неопубликованные стихи и сдавали их в тайную полицию.
        Из-за этого он всю свою недолгую жизнь не мог свободно ездить: когда он просился в Петербург, ему отказывали, в Москву — отказывали, за границу — и само собой разумеется, но не разрешали ехать даже в действующую армию на Кавказ, под пули. Пушкин тогда отправляется туда самовольно. Он играет с властями в кошки-мышки и даже насмешливо пишет прошение сопровождать русское посольство в Китай! Но, ежели ему отказывают в поездке в Полтаву, какой может быть Китай...
        На все он должен просить особого позволения, посетить ли тут же в Петербурге, в Эрмитаже, библиотеку Вольтера или ознакомиться в архиве с делом Пугачева...
        А как жилось этому вольному, свободному человеку в ссылке, да еще и когда он предполагал, что каждое его слово будет сообщено и отправлено в письменном виде государственным службам?
        Дело дошло до того, что он подозревал собственного отца в этой слежке — возможно, и не без оснований...
        И из-за врагов и их ненависти он в конце концов потерял в жизни все, то есть свою честь, и пошел на гибель, умер мучительной смертью в полном сознании, с пулей в животе.
        Честь человека — это его доброе имя.
        Преследователи опозорили Пушкина.
        Он вынужден был стреляться, защищая свое доброе имя.
        Тогда в России считалось, что только пролитая кровь очищает человека от позора.
        Но враг, иностранец, вышел на дуэль, как подозревают, в тонкой кольчуге, надетой под рубашку. Возможно, на его родине, во Франции, такая вещь тайно практиковалась... В России это было бы невозможно.
        Никому у нас и в голову бы не пришло проверять противников на предмет кольчуги. Не те были времена. Обыскивать дворянина никто не имел права. Дворянин, как подразумевалось, — это человек чести. Слуга только царю. Верноподданный, но не могущий допустить бранного слова в свой адрес. Оскорбитель должен был заплатить кровью.
        По легенде, Пушкин, выстрелив, попал в своего противника, насквозь прошил его руку, а дальше пуля попала якобы в небольшую пуговицу.
        Кровью заплатил несчастный поэт, кровью, несколькими сутками мук и смертью. Его оскорбили, его же и убили. Он оставил четверых детишек и огромные долги. Он оставил вдовой свою красавицу жену, на которую заглядывался, как пишут, сам царь Николай Павлович. Государь ее сразу отметил, после чего ей довольно быстро оказана была честь: ее, как тогда говорили, «представили ко двору», что означало приятную обязанность появляться на всех балах. Пушкин страдал, но делать было нечего.
        Историческая сплетня гласит, что жена Пушкина подверглась после смерти поэта ухаживаниям властителя и родила от него девочку. Об этом скажем позже.
        Когда Пушкин умер, не выдержал один молоденький офицер, написал и отдал по друзьям стихи «Смерть поэта». Во многих копиях они разошлись среди рассвирепевшего, плачущего населения. Люди переписывали и переписывали это послание: там были справедливые слова в адрес мучителей — «палачи». Палачи гения. Свободы, гения и славы палачи. Так автор назвал могущественных, приближенных к трону негодяев. За что его тоже сослали, Михаила Юрьевича Лермонтова. Великого поэта. Он также погиб на дуэли — многие считают, что это было нечто вроде самоубийства... Ему нужна была гибель, подобная пушкинской. Лермонтов, что называется, играл со смертью, дразня недалекого офицерика Мартынова. Тому офицерская честь не оставляла выбора. Стреляться и то ли убить, то ли быть убитым.
        И страшно он прославился, был проклят из-за своей случайной победы.
        А в беседе царя с братом, великим князем, смерть Лермонтова была отмечена вот как: «Собаке собачья смерть».

        Сам Александр Сергеевич Пушкин когда-то написал приятелю, тоже поэту, Вяземскому, который сообщил ему о гибели Байрона (великий английский поэт отправился сражаться за свободу Греции): «Тебе грустно по Байроне, а я так рад его смерти, как высокому предмету для поэзии». И дальше он объясняет: «Гений Байрона бледнел с его молодостью». То есть уходил, терялся с годами. Необходимо было покончить с этим. Байрон пошел под пули.
        Письмо отправилось в Москву в июне 1824 года.
        Слова «а я так рад» означают, кстати, не то чтобы «очень радуюсь», а просто «что касается моего мнения, то я рад».
        Пушкин писал другу из деревни, куда его выслал император Александр I после южной ссылки.
        Пушкин ненавидел Александра, своего тюремщика.
Страницы:

Пушкин — это:

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Пушкин — это:

  • Явление чрезвычайное и, может быть, единственное
    320
    29%
  • Солнце русской поэзии
    277
    25%
  • Наше всё
    167
    15%
  • Природа, непосредственно действующая
    153
    14%
  • Богов оргàн живой
    125
    11%
  • Умнейший муж России
    47
    4%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:44

  • talik· 2010-10-13 13:55:58
    Научпоп какой-то....картинок еще смешных не хватает.
  • anthar· 2010-10-13 14:15:28
    какая-то удивительная пафосная ерунда, непонятно на кого рассчитанная.
  • karambolina· 2010-10-13 15:14:03
    а мне нравится
  • wonnegut· 2010-10-13 17:06:36
    Такой "блоговый" вариант получается. "Лимбус" объявил старт флеш-моба "О любимых писателях" и энное количество "тысячников" подхватило идею. Судя по Петрушевской - легкое чтение для тех, кто запамятовал кто такой господин писатель N.
  • wonnegut· 2010-10-13 18:34:31
    Но, конечно, местами всем бы так писать... :)
  • sir-charlie· 2010-10-13 18:46:36
    Вообще-то, чудовищно(((
    И - для Петрушевской - совершенно непростительно. Так и не понял, кто является адресатом рассказов про наше все и нескончаемого "французика"-"французика"-"французика". Дети? Едва ли. Глупые, очень глупые дети на сеансе внушения? Возможно... Очень глупые дети-иностранцы? Скорее всего... Только стоит ли на них так давить?((

    Единственное, что доставило, - какое-то выстраданное "Но попробуй противостоять нечистым на руку профессионалам…" ))) Только при чем тут Пушкин?
  • sok· 2010-10-13 19:00:06
    А где про Тайные записки 1836-1837 годов?
  • fajum· 2010-10-13 19:24:38
    А про литературу-то где?
  • trepang· 2010-10-13 19:45:28
    н-да.
  • levina· 2010-10-13 19:48:54
    Может, это стеб? Стилизация обывательских мифов о Пушкине и "как Ленин обманул жандармов"? А это вообще Петрушевская написала? Как-то угнетает...
  • petryagina_d· 2010-10-13 20:21:24
    мне кажется, интереснее Вересаева о Пушкине написать нельзя
  • surat· 2010-10-13 23:20:28
    По сравнению с первым вариантом, опубликованным НГ-Афишей, это просто шедевр. Даже часть ошибок поправили.
  • iisakov· 2010-10-13 23:50:59
    дурной стиль, странный выбор лексики
  • voblavobla· 2010-10-14 01:26:42
    мда. я даже дочитать не смог (что редкость). на фоне, например, гандлевского их той же книги людмила степановна выглядит, скажем так, довольно жалко
  • voblavobla· 2010-10-14 01:33:02
    Сергей Гандлевский. Гибель с музыкой (о Бабеле) - http://magazines.russ.ru/znamia/2009/9/ga15.html
  • dbshchelov· 2010-10-14 03:09:37
    Как литературное произведение, удобоваримое и вполне усвояемое.
  • cincinnat1· 2010-10-14 07:25:59
    Это какой-то абсолютно совершенный текст. Гениальный просто. даже не знаю как обьяснить. Петрушевская - лучший русский писатель настоящего момента. И предыдущего. И последующего.

    как так получилось?
  • leaf_o_wind· 2010-10-14 10:38:13
    facepalm

    Кто-то всерьез считает, что "мыльнооперный" рассказ о жизни поэта способен заинтересовать его творчеством подростков ("учебник" ведь впервую очередь для них пишется? или зачем?)
    А это точно Петрушевская? слог какой-то... странный
    "Кстати, один из повешенных, Каховский, сорвался с петли и упал". Кстати!
  • inga_lev1999· 2010-10-14 13:22:07
    Вот как Петрушевская о Пушкине пишет - как о Мандельштаме, Соловки вспоминает, репрессии. Контекст. А Абрам Терц, Смнявский бедный, который сам сидел за литературу, писал совсем по-другому - Пушкин у него "на коротеньких эротических ножках", о легкомыслии писал, весельи, божественной безотвественности перед людьми. Как Пушкин о Моцарте. И, в общем, оба правы, наверное.
  • kontrapunkt· 2010-10-14 14:21:09
    Плохо и примитивно написано. Возмущает высокомерное похлопывание по плечу и желание стать вровень. Удивительно, как весьма посредственные писатели непреодолимо стремятся присвоить себе чужую славу. Так и хочется крикнуть: "Руками не трогать!"
  • wonnegut· 2010-10-14 15:51:24
    2leaf_o_wind: Не думаю, что любой "учебник" интересен "учащимся" средних/старших школ. Больше того книга (пусть даже "учебник") в названии которого есть прилагательное "альтернативный" вряд ли когда-либо может стать пособием/подспорьем хоть бы даже и для внеклассного чтения. Так что осядет этот учебник станет забавным подарком эстетам и напускным или реальным интеллектуалам (книга же лучший подарок как минимум потому, что дешевле айФона).

    С другой стороны, этот сборник разношерстных эссе - воплощение в жизнь мечты (а то и требований) многих бывших "учеников": позвольте нам писать сочинения так как мы ХОТИМ, а не так, как вы нас ЗАСТАВЛЯЕТЕ/УЧИТЕ. А среди такого рода творческих работ может быть всякое: и "французики", и "клэш ментальностей", и "DJ Заболоцкий", и многое другое.
  • sir-charlie· 2010-10-14 16:45:51
    1. Только сейчас сообразил (туго соображаю), на что же больше всего похож текст.
    На текст из УЧЕБНИКА))).
    Но не просто учебника - а худшего советсткого (= анитисоветсткого, какая разница) учебника.
    Это даже не пародия - не смешно.
    Ухудщенно-расширенный вариант статьи из беадресного (нет в природе таких адресотов) учебника как бы для средней школы, рекомендованного Минпросом РСФСР.

    2. А зачем, и как можно!, писать такое писателю,как помнится, очень хорошему писателю и драматургу, - совершеннейшая, неразрешимая загадка(((
  • Bunbury· 2010-10-14 20:50:29
    "Потом поэт должен был подойти к барьеру, близко к оскорбителю. Теперь была очередь иностранца. И он хладнокровно, с пустым сердцем, сделал свой точный выстрел".
    Это я схожу с ума? Или все же Пушкин стрелял вторым, уже будучи раненым?
  • kustokusto· 2010-10-15 01:40:42
    ==Болконский после измены Наташе Ростовой долго не мог оправиться. Он оправился только после того, как подъехал к дубу.==

    Текст просится в мультфильм. Стиль понятен, ирония оценена - браво!
  • Yojechkin· 2010-10-15 08:54:38
    меня уже отталкивает - " написанный писателями». как-то уж очень по-дилетантски ..или это постмодернистская мода - масло с маслом жевать?
  • mariko· 2010-10-15 10:19:54
    прекрасный текст.спасибо.
  • few-days· 2010-10-15 10:24:00
    замечательно. спасибо!
  • AAD· 2010-10-15 12:46:22
    Кажется, все хорошо и славно, но когда сообразишь, что Исаакиевский собор в 1837 году еще не был достроен, то так перестает казаться. С мелкого вранья начинается большое недоверие.
  • Erk61· 2010-10-15 14:24:42
    "для царя Александра I такое злодеяние, ..., было нельзя,"
    За такое ИЗМЫВАТЕЛЬСТВО над русским языком, особенно в статье о ПУШКИНЕ, Л. Петрушевскую стоит ПОСАДИТЬ НА КОЛ, предварительно сожгя ВСЕ её "творения".
    А рядом - повесить за тестикулы редакторов, пропустивших ЭТО в печать.
  • marusy116· 2010-10-15 15:15:47
    если бы у нас, в свое время, были бы учебники с такими статьями, мы были бы другими - лучше.
  • Warchan· 2010-10-15 17:01:47
    По поводу ошибки в статье смотрите: http://community.livejournal.com/petrushevskaya/42597.html
  • Bunbury· 2010-10-15 17:47:14
    И все же, кто стрелял первым: Пушкин или Дантес? Вопрос, кстати, тоже к редактору.
  • voblavobla· 2010-10-16 14:20:45
    По поводу ошибок: http://covenarius.livejournal.com/120293.html?thread=773093#t773093
  • tati-a_nn_a· 2010-10-16 21:52:36
    А что, по-моему в духе времени. Народу попроще да побыстрее. Собрать все последние сплетни, залить их дозами в мобильный и в качестве "интеллектуального бестселлера" вымучивать в день по странице этой преподобной чуши. Если так про Пушкина, то я просто сочувствую другим писателям, что же от них-то останется?!
  • Eric· 2010-10-19 01:52:02
    "И из-за врагов и их ненависти он в конце концов потерял в жизни все, то есть свою честь, и пошел на гибель..." - как это, "потерял честь"?
    "Когда за несколько дней до погребения его везли с дуэли..." - ??
    "Один грек-предсказатель вывез его в лунную ночь в поле..." - сначала была немка Кирхгоф.
    "Он мучился, что Россия знает больше, чем было" - ???

    И эта сто раз опрвергнутая чушь про "кольчугу" - скучно, господа. И не смешно.
  • shaumaenigma· 2010-10-19 18:37:36
    Возмущенные комментарии, я думаю, являются неотъемлемой частью текста.
  • agll· 2010-10-20 13:36:19
    да нет, скорее недоумённые. ну уж очень плохой текст.
  • theAK· 2010-10-21 18:24:08
    Я думал, будет про литературу, про непризнание живого гения. Но и за эту информацию спасибо, а также за сквозящую в статье боль. Второе: гениальность определить можно, идя прямо по тексту и отмечая моменты, когда испытываешь восторг. Их количество и есть мера гениальности. Наоборот: разочарования - минусы. Посчитайте и увидите. Третье: есть сегодня гений в литературе, равный Пушкину. Это Марина Пахомова, поэтесса. Также гонимая и не публикуемая. Почитайте: http://www.marina-pakhomova-1.narod.ru/
  • pont-neuf· 2010-10-21 21:50:37
    Моцарт не умирал в нищете, это миф
    странно, что Петрушевская этого не знает
  • pont-neuf· 2010-10-21 22:27:32
    текст - какой-то пошлый фарш из анекдотов, слухов, сплетен и баек, бесстыжая безграмотная гадость, да еще и написанная с таким пафосом, что краснеешь, читая - от обиды и злости
    Петрушевская либо издевается - зло и жестоко, либо выжила из ума
    одно другого не исключает
  • snowisland· 2010-10-24 20:03:50
    Классная статья! Для учебника - самое то.
  • Vturbin· 2010-10-26 19:21:13
    Ужасный текст
  • marys12· 2010-10-28 00:36:53
    По радио Культура прослушала передачу с Людмилой Петрушевской Во-первых, разрешите присоединиться к поздралениям в её адрес. Во-вторых, выразить восхищение тем, что она в своем творчестве остаётся актуальной, вписываясь по-новому в современный культурный процесс, меняясь вместе со временем. В-третьих, к сожалению, текст о Пушкине мне не понравиля. Он похож на школьное сочинение. Такие "знания" вбиваются в голову на всю жизнь без желания их пополнить потому, что оставляют у ученика иллюзию, что он знает всё.
  • turusov· 2010-10-28 18:00:49
    дорогие друзья и недруги!!

    прекрасный текст!

    как будто бы Петрушевская не знает, что на Дантесе не было кольчуги и что они с Геккерном пидарасили, а не за Полетикой бегали.

    почему же она так пишет? а ХОЧЕТ. ей - МОЖНО. помните: "вы спросите, зачем я так пишу - чего ж за дело вам, хочу"?

    по поводу языка:

    ОНА может так писать и думать. ЕЙ это уже дозволено. вы еще так мыслить и разговаритьвать не умеете. через пятьдесят лет, когда придет время ставить памятник, вы поймете, что так и в самом деле можно говорить, - да только уж поздно будет.

    Дима Трунченков
Все новости ›