Что такое великий поэт. Как правило, это мертвый поэт.

Оцените материал

Просмотров: 52461

Людмила Петрушевская. Пушкин

Людмила Петрушевская · 13/10/2010
Страницы:
    

        И фигурирует тот же царский вопрос, что бы Пушкин делал 14 декабря, и приведен примерно тот же ответ, что он «стал бы в ряды мятежников».
        По свидетельствам других, Пушкин при разговоре с государем не стоял навытяжку, а «приперся к столу, который был позади него, и почти сел на этот стол».
        Понятно, страшная усталость после двух суток скачки по буеракам и колеям... Ноги не держали. Плюс волнение.
        Кроме того, передают, что в кабинете царя было очень холодно, и Пушкин поначалу «обратился спиной к камину и говорил с государем, обогревая себе ноги».
        Царь все это с недовольством отметил, но задача его была очаровать умнейшего человека России.
        И обстоятельства оказались таковы, что Николаю на тот краткий момент это удалось.
        Пушкин, переживший за предыдущие годы столько унижений от Александра, только что ехавший на собственную казнь, — он поверил царскому трепу о будущем России и о том, что Пушкину будет доверено советовать императору, направлять его, да. Даже влиять на законы и вообще быть советником по разным важным вопросам.
        И император избавит его от мучений с цензурой, которая не пропускала в печать книги, — он сам будет их цензором!
        Сорвавшегося с петли несчастного не пощадил, а тут!
        Поэт, видимо, немедленно подумал, что, может, удастся облегчить судьбу сибирских каторжников-декабристов.
        Мало ли какие радостные мысли бродили в голове у замученного человека, которому только что объявили помилование...
        Ему даровали свободу — может, и другим выпадет.
        С какими словами царь вывел своего маленького, небритого, исхудавшего узника к дородным, сверкающим позолотой царедворцам, ожидающим в зале? Царь взял поэта за руку (за немытую двое суток руку!) и вышел с ним к вельможам. И сказал им как милосердный властитель:
        — Господа, вот вам новый Пушкин, о старом забудем.
        Мало того, царь вскоре за обедом (где поэта не было) даже обмолвился, что Пушкин наговорил ему «пропасть комплиментов насчет 14 декабря». С обещанием «сделаться другим».
        Это, видимо, была уже клевета, насчет комплиментов царю по поводу допросов и казней. Тонко рассчитанная на то, что единомышленники поэта припомнят ему такую фразочку.
        Потому что за этим событием последовала череда хорошо организованных унижений, перед которыми самая въедливая цензура могла показаться раем: все свои произведения поэт должен был предоставлять не царю, а тащиться к шефу жандармов, проклятому Бенкендорфу, которого боялась и презирала вся просвещенная Россия.
        И теперь именно Бенкендорф делал ему въедливые замечания, требуя поправок...
        Да и царюга себя не обижал. Прочтя «Бориса Годунова», он произнес: «Я считаю, что цель г. Пушкина была бы выполнена, если бы с нужным очищением переделал комедию свою в историческую повесть или роман наподобие Вальтер Скотта».
        Эту новость (что пьеса не принята) сообщил поэту все тот же Бенкендорф.
        Мало того, что Бенкендорфовы подчиненные следили за каждым шагом поэта (в архивах остались целые тома донесений), автор сам обязан был таскаться к жандармам.
        Уже и друзья Пушкина поговаривали, что зачем он ходит туда, куда порядочный человек не должен шляться.
        А потом была его короткая жизнь, беспрестанный труд и, наконец, женитьба на юной красавице Наталье Гончаровой. Мечта всей его скитальческой жизни — семья, дети, «и щей горшок, и сам большой».
        Награда, правда, получилась небесспорная, потому что нищему, обремененному долгами поэту пришлось сначала, по договоренности с будущей тещей, заплатить и ее долги и затем взять в дом двух сестер своей жены, потому что их надо было вывозить в свет, выдавать замуж.
        Пушкин ночи напролет все пытался выиграть в карты, спасти положение. Но попробуй противостоять нечистым на руку профессионалам...
        А затем произошла история, которую потомки теперь хорошо знают от начала до конца, а тогда для поэта это был неразрешимый вопрос его жизни.
        Вскользь отметим, что неразрешимые вопросы часто кончаются смертью...
        Молоденькая жена Пушкина, красавица Натали, была украшением всех светских вечеров, ей явно покровительствовал царь, так что понадобилось, чтобы она была представлена ко двору. Для того Пушкину, уже зрелому человеку и знаменитому поэту, присвоили, как в насмешку, низший придворный чин, камер-юнкера. После чего Наталья Пушкина обязана была танцевать на всех придворных балах.
        И ее стал преследовать своими ухаживаниями опытный и хладнокровный обольститель, блондинчик-француз. Он буквально от нее не отходил.

        И вскоре по Петербургу было разослано анонимное письмо, где Пушкину присваивалось звание рогоносца (обманутого мужа).
        Это началась многоходовая игра, которую общество с охотой, потешаясь, затеяло вокруг великого поэта. Он уже насолил всем своими беспощадными эпиграммами, вольностью поведения и бьющей в глаза литературной славой среди черни (простой публики). Мужчины, кроме того, повально завидовали ему из-за женитьбы (Натали была бы, по сегодняшним меркам, звездой ранга Мэрилин Монро), а сама его прелестная жена не давала покоя дамам. Да и внимание к ней царя всех взвинчивало: ревность — страшное, невольное и убийственное чувство.

        Пушкин, защищая свою честь и доброе имя жены, вызвал врага на дуэль.
        Тот предпринял следующий ход: он сделал предложение сестре Натали, которая была старше его на четыре года и к тому же красотой не отличалась. Да и приданого за ней не наблюдалось.
        То есть французик как бы оправдывал свое поведение тем, что под прикрытием флирта с Натали желал быть поближе к ее сестрице Катерине.
        Что называется, не слишком находчиво он спасал свою шкуру.
        Но жадный французик перед свадьбой все-таки вытребовал у брата Катерины большие деньги, какое-никакое приданое (бережлив был даже в этой ситуации: хоть маленький барыш, да наш).
        Свадьба состоялась, Пушкин отказался от вызова, не желая причинить своей родственнице Катерине горе (участников дуэли ожидали если не ранения и смерть, то арест и изгнание).
        Но, женившись, французик продолжал на всех балах танцевать с Натали и преследовать ее. Как-то даже слишком нарочито.
        И вот тут светская приятельница Гончаровой, некто И., пригласила жену Пушкина в гости. Якобы надо обсудить создавшееся тяжелое положение.
        Будто бы свидания добивается французик, который угрожает покончить с собой от несчастной любви. И он говорит, что его молодая жена, как-никак родная сестра Натали, неизвестно что с собой сделает из-за его самоубийства. И надо все-таки совместно решить проблему, смягчить ее, хотя бы ради счастья Катерины.
        Это был тоже хорошо рассчитанный ход.

        В день свидания И. ровно в назначенное время уехала.
        Вместо нее в гостиную к прибывшей Натали вышел один французик. Приставив пистолет к своей завитой голове, он стал угрожать, что тут же застрелится, ежели дама не ответит на его любовь.
        Сцену эту прервала дочь И., случайно услышавшая громкие возгласы испуганной Натали. Все кончилось прилично, гостья убежала, а сама И. тут же рассказала всему свету о таком интересном событии...
        Эту встречу жены Пушкина с ее новым французским родственником объявили в светских кругах любовным свиданием.
        Натали во всем призналась мужу.
        Пушкин вызвал французика на дуэль и был смертельно ранен.
        И шахматная партия вроде бы закончилось. Светское общество освободилось от тяжелого, непредсказуемого, чужеродного человека. От его ядовитых эпиграмм. Начальство и их жены, какое им дело было до того, что он там писал и как к нему относились низшие слои.
        Дело было сделано. Сытые поглазели на мертвого, нищего, опозоренного поэта и пожали плечами.
        Обесчещенная Натали надолго скрылась с детьми в деревне у брата.
        Другое дело, что позднейшие исследователи выяснили: светская покровительница Натали, та самая И., ненавидела Пушкина давно, еще с Одессы, он вроде бы не обратил на нее должного внимания, едучи с ней в карете, короче говоря, пренебрег девушкой.
        И именно злопамятная И. подстроила все — то, что блондин французик (тот самый белый человек из предсказания) начал всюду нагло и беспрестанно преследовать Гончарову (а на самом деле они, французик и И., таким образом скрывали свои довольно близкие отношения...).
        Эта дама, И., имела, кроме того, в преданных поклонниках ротмистра Петра Ланского.
        Он даже дежурил у ее дома, как шестерка, пока Наталья Пушкина беседовала там с французиком. Он должен был не допустить никого, кто мог бы помешать свиданию!
        Предваряя будущее, скажем, что именно за него через семь лет после смерти Пушкина царь выдал Натали замуж. Насмешка судьбы, что и говорить.
        Незадолго до этой женитьбы Ланского внезапно повысят в чине... Это было «особым знаком царской милости». Небогатого, немолодого полковника сорока четырех лет, который бесплодно ожидал хотя бы скромного места армейского командира в какой-нибудь захолустной части, вдруг назначили командующим лейб-гвардии конного полка, шефом которого состоял сам государь, дали чин генерал-майора и предоставили ему обширную казенную квартиру. Как пишет его дочь: «Ему выпало негаданное, можно даже сказать, необычайное счастье».
        Следующее счастье не заставило себя ждать, поскольку Ланской неожиданно быстро женился на Наталье Пушкиной.
        Как писал в своей книге «Царь Николай и Святая Русь» хорошо изучивший обстановку в России француз Галле де Кюльтюр, «Царь — самодержец в своих любовных историях, как и в остальных поступках. Особа, привлекшая внимание божества, попадает под надзор. Предупреждают супруга, если она замужем... о чести, которая им выпала. И нет примеров, чтобы обесчещенные мужья... не извлекали бы прибыли из своего бесчестья».
        Затем Натали родит дочь, и император, что было большой честью, станет ее крестным отцом, будет навещать ребенка. А Ланскому «выпадет» огромная честь: он дослужится до петербургского генерал-губернатора.
        А чем же все закончилось для И. с ее идеей мести?
        Она добилась своего, отплатила. Но ее французика выслали из России, Ланской в конце концов женился на ненавистной Натали.
        И. осталась не у дел.
        Были свидетели, которые записали, что, когда в Одессе десятилетия спустя открыли памятник Пушкину, старая карга И. стала прилюдно угрожать, что придет и плюнет на него.

        * * *

        Заметим, что власти по отношению к мертвому поэту поступили по-своему хитроумно — из трусости перед несметными толпами людей, которые, когда Александр Сергеевич умирал, стояли у дверей пушкинского дома на Мойке.
        Назначенный для отпевания храм, Исаакиевский собор, тайно переменили, ночью перенесли тело в церковь на Конюшенную. «Жандармы заполнили ту горницу, где мы молились об умершем, нас оцепили, — пишет поэт Жуковский, который безотлучно находился при умиравшем поэте и после его смерти, — и мы, так сказать, под стражей, проводили тело до церкви».
        Над Пушкиным пропели заупокой в присутствии десятка ближайших друзей и отряда жандармов...
        По воспоминаниям современников, утром 1 февраля 1837 года толпы приглашенных на отпевание и тех, кто пришел отдать последний долг поэту, нашли двери Исаакиевского собора запертыми.

        Но народ всегда все узнает неведомыми путями.
        Людская молва распространила известие о том, где на самом деле стоит гроб, и утром площадь вокруг церкви Спаса на Конюшенной площади (пишет современник) «представляла собой сплошной ковер из человеческих голов».
        Именно из голов: мужчины стояли без шапок.
        Это и были его настоящие читатели. Им не дали возможности по-христиански проводить поэта. В храм пускали только по билетам. Там, следует предполагать, пребывала блестящая публика, вся знать. Там, возможно, присутствовали многие из тех, кто травил Пушкина сплетнями. Его любопытствующие палачи.
        «И когда тело совсем выносили из церкви, — продолжает вспоминать современник, — то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях. Его попросили встать и посторониться». Это был студент, князь Павел Вяземский.
        С детства князь Павел обожал Пушкина, поэт дурачился с ребенком, забавлял его и даже написал ему знаменитый стишок «Душа моя Павел».
        Молодой князь Вяземский, которого не допустили в храм, лег у порога.
        Кончилось отпевание, и люди перед церковью увидели только, как гроб был вынесен из церкви и поспешно перетащен в соседние ворота, в заупокойный подвал...
        «Все мелькнуло перед нами на один только миг», — написал потом студент-очевидец. Студентам университета, кстати, строго запретили покидать занятия в тот день.
        Проводить поэта народу не дали, боясь беспорядков.
        Люди не находили себе места от горя, жаждали отплатить за нанесенную им обиду, плакали.
        Это было национальное негодование, равное, может быть, гневу во время нашествия Наполеона.
        Власти, помнившие бунт декабристов, тщательно скрывали, где поэт будет похоронен.
        3 февраля 1837 года, в полночь, тело Пушкина тайно увезли в соседнюю Псковскую губернию, в простой телеге без кузова, называемой «дроги»; гроб, обернутый грубой рогожей, был попросту завален соломой... Впереди скакал жандарм. Сзади гроба ехал вместе с почтальоном назначенный властями «старый друг» из дворян, ничем крамольным себя не запятнавший, общий знакомец А. И. Тургенев. На дрогах, у гроба, весь путь по морозу просидел Никита Козлов, верный слуга Пушкина, состоявший при нем от колыбели.
        «Смотреть было больно, как он убивался, — писал впоследствии сопровождающий жандарм. — Не отходил почти от гроба: не ест, не пьет».
        Неподалеку от Петербурга одна петербурженка, проездом увидев на почтовой станции странную процессию, спросила у какого-то крестьянина, что это такое.
        — А бог его знает что! Вишь, какой-то Пушкин убит, его мчат на почтовых в рогоже и соломе, прости господи, — как собаку.
        Сопровождавший гроб Тургенев, остановившись во Пскове и приехав прямо к губернатору на вечеринку, привез ему письмо с поручением от Бенкендорфа о воле «государя императора, чтобы вы воспретили всякое особенное изъявление, всякую встречу, одним словом, всякую церемонию, кроме того, что обыкновенно по нашему церковному обряду исполняется при погребении тела дворянина. К сему не излишним считаю, что отпевание тела уже совершено».
        5 февраля, в темноте, в седьмом часу вечера, гроб с телом поэта наконец доставили в Святогорский монастырь.
        Почти сутки рыли в мерзлой земле могилу (с помощью крестьян) — и они же, крепостные, вместе с Никитой Козловым вынесли на плечах гроб и схоронили Пушкина — это было уже 6 февраля.
        Надо сказать, что панихиду все-таки отслужили.
        «Немногие плакали, — пишет А. И. Тургенев, — я бросил горсть земли, выронил несколько слез... Предложили мне ехать в Михайловское. ...Мы вошли в домик поэта, где он прожил свою ссылку и написал лучшие стихи свои. Все пусто. Дворник, жена его плакали».

        * * *

        Летит тройка почтовых. Метель. До утра далеко. Тот самый зимний путь из Петербурга. Но Он — Он еще жив. Он едет, его качает, трясет. Строчки сами собой набегают, равномерно, неуклонно, под топот копыт.
        «Мчатся тучи, вьются тучи... Невидимкою луна освещает снег летучий. Мрачно небо, ночь темна».
        Стихи о зимней ночной дороге. Печальные вроде бы.
        Но не то важно, о чем эти строчки. Они — музыка. Прочитайте их вслух, скачущие, четкие звуки, которые то и дело взмывают над снегами. Войдите в их ритм.
        Мчч-цц, т-чч, в-цц, т-чч. И сразу же — полет в небеса: невиди-имкою луна-аа... и опять топот копыт: оссв, щщт, снь-глль-тучч, мр-ччн — и снова вверх: неебо... ноочь темнаа-а.
        Того, кто написал эти простые стихи, нет на земле уже без малого два века. И еще столько же пройдет, и еще столько же.
        А его люди всё будут помнить. Дай-то им Бог.
Страницы:

Пушкин — это:

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Пушкин — это:

  • Явление чрезвычайное и, может быть, единственное
    320
    29%
  • Солнце русской поэзии
    277
    25%
  • Наше всё
    167
    15%
  • Природа, непосредственно действующая
    153
    14%
  • Богов оргàн живой
    125
    11%
  • Умнейший муж России
    47
    4%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:44

  • talik· 2010-10-13 13:55:58
    Научпоп какой-то....картинок еще смешных не хватает.
  • anthar· 2010-10-13 14:15:28
    какая-то удивительная пафосная ерунда, непонятно на кого рассчитанная.
  • karambolina· 2010-10-13 15:14:03
    а мне нравится
  • wonnegut· 2010-10-13 17:06:36
    Такой "блоговый" вариант получается. "Лимбус" объявил старт флеш-моба "О любимых писателях" и энное количество "тысячников" подхватило идею. Судя по Петрушевской - легкое чтение для тех, кто запамятовал кто такой господин писатель N.
  • wonnegut· 2010-10-13 18:34:31
    Но, конечно, местами всем бы так писать... :)
  • sir-charlie· 2010-10-13 18:46:36
    Вообще-то, чудовищно(((
    И - для Петрушевской - совершенно непростительно. Так и не понял, кто является адресатом рассказов про наше все и нескончаемого "французика"-"французика"-"французика". Дети? Едва ли. Глупые, очень глупые дети на сеансе внушения? Возможно... Очень глупые дети-иностранцы? Скорее всего... Только стоит ли на них так давить?((

    Единственное, что доставило, - какое-то выстраданное "Но попробуй противостоять нечистым на руку профессионалам…" ))) Только при чем тут Пушкин?
  • sok· 2010-10-13 19:00:06
    А где про Тайные записки 1836-1837 годов?
  • fajum· 2010-10-13 19:24:38
    А про литературу-то где?
  • trepang· 2010-10-13 19:45:28
    н-да.
  • levina· 2010-10-13 19:48:54
    Может, это стеб? Стилизация обывательских мифов о Пушкине и "как Ленин обманул жандармов"? А это вообще Петрушевская написала? Как-то угнетает...
  • petryagina_d· 2010-10-13 20:21:24
    мне кажется, интереснее Вересаева о Пушкине написать нельзя
  • surat· 2010-10-13 23:20:28
    По сравнению с первым вариантом, опубликованным НГ-Афишей, это просто шедевр. Даже часть ошибок поправили.
  • iisakov· 2010-10-13 23:50:59
    дурной стиль, странный выбор лексики
  • voblavobla· 2010-10-14 01:26:42
    мда. я даже дочитать не смог (что редкость). на фоне, например, гандлевского их той же книги людмила степановна выглядит, скажем так, довольно жалко
  • voblavobla· 2010-10-14 01:33:02
    Сергей Гандлевский. Гибель с музыкой (о Бабеле) - http://magazines.russ.ru/znamia/2009/9/ga15.html
  • dbshchelov· 2010-10-14 03:09:37
    Как литературное произведение, удобоваримое и вполне усвояемое.
  • cincinnat1· 2010-10-14 07:25:59
    Это какой-то абсолютно совершенный текст. Гениальный просто. даже не знаю как обьяснить. Петрушевская - лучший русский писатель настоящего момента. И предыдущего. И последующего.

    как так получилось?
  • leaf_o_wind· 2010-10-14 10:38:13
    facepalm

    Кто-то всерьез считает, что "мыльнооперный" рассказ о жизни поэта способен заинтересовать его творчеством подростков ("учебник" ведь впервую очередь для них пишется? или зачем?)
    А это точно Петрушевская? слог какой-то... странный
    "Кстати, один из повешенных, Каховский, сорвался с петли и упал". Кстати!
  • inga_lev1999· 2010-10-14 13:22:07
    Вот как Петрушевская о Пушкине пишет - как о Мандельштаме, Соловки вспоминает, репрессии. Контекст. А Абрам Терц, Смнявский бедный, который сам сидел за литературу, писал совсем по-другому - Пушкин у него "на коротеньких эротических ножках", о легкомыслии писал, весельи, божественной безотвественности перед людьми. Как Пушкин о Моцарте. И, в общем, оба правы, наверное.
  • kontrapunkt· 2010-10-14 14:21:09
    Плохо и примитивно написано. Возмущает высокомерное похлопывание по плечу и желание стать вровень. Удивительно, как весьма посредственные писатели непреодолимо стремятся присвоить себе чужую славу. Так и хочется крикнуть: "Руками не трогать!"
  • wonnegut· 2010-10-14 15:51:24
    2leaf_o_wind: Не думаю, что любой "учебник" интересен "учащимся" средних/старших школ. Больше того книга (пусть даже "учебник") в названии которого есть прилагательное "альтернативный" вряд ли когда-либо может стать пособием/подспорьем хоть бы даже и для внеклассного чтения. Так что осядет этот учебник станет забавным подарком эстетам и напускным или реальным интеллектуалам (книга же лучший подарок как минимум потому, что дешевле айФона).

    С другой стороны, этот сборник разношерстных эссе - воплощение в жизнь мечты (а то и требований) многих бывших "учеников": позвольте нам писать сочинения так как мы ХОТИМ, а не так, как вы нас ЗАСТАВЛЯЕТЕ/УЧИТЕ. А среди такого рода творческих работ может быть всякое: и "французики", и "клэш ментальностей", и "DJ Заболоцкий", и многое другое.
  • sir-charlie· 2010-10-14 16:45:51
    1. Только сейчас сообразил (туго соображаю), на что же больше всего похож текст.
    На текст из УЧЕБНИКА))).
    Но не просто учебника - а худшего советсткого (= анитисоветсткого, какая разница) учебника.
    Это даже не пародия - не смешно.
    Ухудщенно-расширенный вариант статьи из беадресного (нет в природе таких адресотов) учебника как бы для средней школы, рекомендованного Минпросом РСФСР.

    2. А зачем, и как можно!, писать такое писателю,как помнится, очень хорошему писателю и драматургу, - совершеннейшая, неразрешимая загадка(((
  • Bunbury· 2010-10-14 20:50:29
    "Потом поэт должен был подойти к барьеру, близко к оскорбителю. Теперь была очередь иностранца. И он хладнокровно, с пустым сердцем, сделал свой точный выстрел".
    Это я схожу с ума? Или все же Пушкин стрелял вторым, уже будучи раненым?
  • kustokusto· 2010-10-15 01:40:42
    ==Болконский после измены Наташе Ростовой долго не мог оправиться. Он оправился только после того, как подъехал к дубу.==

    Текст просится в мультфильм. Стиль понятен, ирония оценена - браво!
  • Yojechkin· 2010-10-15 08:54:38
    меня уже отталкивает - " написанный писателями». как-то уж очень по-дилетантски ..или это постмодернистская мода - масло с маслом жевать?
  • mariko· 2010-10-15 10:19:54
    прекрасный текст.спасибо.
  • few-days· 2010-10-15 10:24:00
    замечательно. спасибо!
  • AAD· 2010-10-15 12:46:22
    Кажется, все хорошо и славно, но когда сообразишь, что Исаакиевский собор в 1837 году еще не был достроен, то так перестает казаться. С мелкого вранья начинается большое недоверие.
  • Erk61· 2010-10-15 14:24:42
    "для царя Александра I такое злодеяние, ..., было нельзя,"
    За такое ИЗМЫВАТЕЛЬСТВО над русским языком, особенно в статье о ПУШКИНЕ, Л. Петрушевскую стоит ПОСАДИТЬ НА КОЛ, предварительно сожгя ВСЕ её "творения".
    А рядом - повесить за тестикулы редакторов, пропустивших ЭТО в печать.
  • marusy116· 2010-10-15 15:15:47
    если бы у нас, в свое время, были бы учебники с такими статьями, мы были бы другими - лучше.
  • Warchan· 2010-10-15 17:01:47
    По поводу ошибки в статье смотрите: http://community.livejournal.com/petrushevskaya/42597.html
  • Bunbury· 2010-10-15 17:47:14
    И все же, кто стрелял первым: Пушкин или Дантес? Вопрос, кстати, тоже к редактору.
  • voblavobla· 2010-10-16 14:20:45
    По поводу ошибок: http://covenarius.livejournal.com/120293.html?thread=773093#t773093
  • tati-a_nn_a· 2010-10-16 21:52:36
    А что, по-моему в духе времени. Народу попроще да побыстрее. Собрать все последние сплетни, залить их дозами в мобильный и в качестве "интеллектуального бестселлера" вымучивать в день по странице этой преподобной чуши. Если так про Пушкина, то я просто сочувствую другим писателям, что же от них-то останется?!
  • Eric· 2010-10-19 01:52:02
    "И из-за врагов и их ненависти он в конце концов потерял в жизни все, то есть свою честь, и пошел на гибель..." - как это, "потерял честь"?
    "Когда за несколько дней до погребения его везли с дуэли..." - ??
    "Один грек-предсказатель вывез его в лунную ночь в поле..." - сначала была немка Кирхгоф.
    "Он мучился, что Россия знает больше, чем было" - ???

    И эта сто раз опрвергнутая чушь про "кольчугу" - скучно, господа. И не смешно.
  • shaumaenigma· 2010-10-19 18:37:36
    Возмущенные комментарии, я думаю, являются неотъемлемой частью текста.
  • agll· 2010-10-20 13:36:19
    да нет, скорее недоумённые. ну уж очень плохой текст.
  • theAK· 2010-10-21 18:24:08
    Я думал, будет про литературу, про непризнание живого гения. Но и за эту информацию спасибо, а также за сквозящую в статье боль. Второе: гениальность определить можно, идя прямо по тексту и отмечая моменты, когда испытываешь восторг. Их количество и есть мера гениальности. Наоборот: разочарования - минусы. Посчитайте и увидите. Третье: есть сегодня гений в литературе, равный Пушкину. Это Марина Пахомова, поэтесса. Также гонимая и не публикуемая. Почитайте: http://www.marina-pakhomova-1.narod.ru/
  • pont-neuf· 2010-10-21 21:50:37
    Моцарт не умирал в нищете, это миф
    странно, что Петрушевская этого не знает
  • pont-neuf· 2010-10-21 22:27:32
    текст - какой-то пошлый фарш из анекдотов, слухов, сплетен и баек, бесстыжая безграмотная гадость, да еще и написанная с таким пафосом, что краснеешь, читая - от обиды и злости
    Петрушевская либо издевается - зло и жестоко, либо выжила из ума
    одно другого не исключает
  • snowisland· 2010-10-24 20:03:50
    Классная статья! Для учебника - самое то.
  • Vturbin· 2010-10-26 19:21:13
    Ужасный текст
  • marys12· 2010-10-28 00:36:53
    По радио Культура прослушала передачу с Людмилой Петрушевской Во-первых, разрешите присоединиться к поздралениям в её адрес. Во-вторых, выразить восхищение тем, что она в своем творчестве остаётся актуальной, вписываясь по-новому в современный культурный процесс, меняясь вместе со временем. В-третьих, к сожалению, текст о Пушкине мне не понравиля. Он похож на школьное сочинение. Такие "знания" вбиваются в голову на всю жизнь без желания их пополнить потому, что оставляют у ученика иллюзию, что он знает всё.
  • turusov· 2010-10-28 18:00:49
    дорогие друзья и недруги!!

    прекрасный текст!

    как будто бы Петрушевская не знает, что на Дантесе не было кольчуги и что они с Геккерном пидарасили, а не за Полетикой бегали.

    почему же она так пишет? а ХОЧЕТ. ей - МОЖНО. помните: "вы спросите, зачем я так пишу - чего ж за дело вам, хочу"?

    по поводу языка:

    ОНА может так писать и думать. ЕЙ это уже дозволено. вы еще так мыслить и разговаритьвать не умеете. через пятьдесят лет, когда придет время ставить памятник, вы поймете, что так и в самом деле можно говорить, - да только уж поздно будет.

    Дима Трунченков
Все новости ›