Идеальных антологий не бывает. И антология «Русские стихи 1950–2000 годов» не идеальна. Но это совершенно новый жанровый опыт, и к нему стоит отнестись очень внимательно
«Вы что, какой там к черту фестиваль!/ Нас в русском языке от силы десять». Крепко сказано! Многие, я уверен, готовы в сердцах присоединиться к этому предсмертному окрику Льва Лосева. Не только авторы, читатели тоже, и в первую очередь.Читать!
Году в 2002-м писатель В. Курицын затеял общественный опрос относительно лучших поэтов. Лучших поэтов оказалось 278. Так это когда было!
В такой ситуации задача любого критика, куратора или составителя как будто ясна и совпадает с первым этапом детективного расследования: предельно сузить круг подозреваемых.
Но вот вышла книга, решающая эту задачу очень своеобразно: «число Курицына» там не сократилось, а возросло почти вдвое. Я говорю о двухтомной антологии «Русские стихи 1950–2000 годов».
Любая антология отчасти химера и располагается где-то на полпути между энциклопедией и альманахом. Идеальных антологий не бывает. И антология «Русские стихи 1950–2000 годов» не идеальна. Но это совершенно новый жанровый опыт, и к нему стоит отнестись очень внимательно.
Во-первых, здесь отсутствует неизбежный, казалось бы, дефект любой антологии, где на малом пространстве сходство заметнее различий и стихи одного времени становятся удручающе похожи друг на друга. Объем книги под стать энциклопедии, но по типу она ближе к альманаху, то есть авторскому высказыванию составителей. Само прочтение русской поэзии второй половины двадцатого века превращается в своего рода текст – и текст достаточно цельный. Перед нами не свалка фрагментов, не клочки, выдранные из авторов разного рода и уровня, а какой-то особый корпус.
Отсюда одно удивительное, даже загадочное, свойство двухтомника. Как правило, любая антология, даже небольшая, скорее справочный материал, и мало кому придет в голову читать ее от первой страницы до последней. Наша антология огромна, почти две тысячи страниц, но ее физически возможно прочесть и даже хочется это сделать, не откладывая в долгий ящик. Почему?
Вероятно, на читателя как-то действует и количество затраченных усилий, но прежде всего – качество этого труда: любовное внимание, бережная кропотливость. Что-то вроде исполнения завета всеобщей любви в границах одного издания.
Антология – заметное место. И составители вывели на это место десятки полузабытых, забытых или вовсе неизвестных авторов, чтобы сохранить и продолжить их жизнь.
Составители, правда, не настаивают, что все их 576 поэтов непременно «лучшие». Но это те авторы, которых они не решились обойти: не смогли сделать вид, что их нет. Пусть на чьем-то счету всего несколько удач, но Мировой Ритм сказался в них хотя бы однажды – и этого уже не отменить.
Есть стихи, у которых пять-десять читателей, но уж те помнят все наизусть и готовы читать вслух в любое время суток. Они делятся этими стихами, как делятся радостью.
Поэзия – область свободы, а для равенства и братства места там, похоже, не остается. С этим очень трудно смириться. Требование справедливости не только душевная потребность, но и подспудное понимание сути поэтической работы.
Работа поэзии в основной своей части остается как будто на глубине и совершается там с какой-то геологической неотвратимостью. Массивы языка находятся в постоянном движении, а поэзия ищет для них новые места в пустотах и ослабленных, потерявших плотность породах.
Это общее и множественное дело идет сразу по всем направлениям, включает и частные удачи, и честные (но честные!) тупики. В подхватывании тем и перекличке голосов сигналят друг другу поисковые отряды, последующие авторы не отменяют предыдущих, и даже очень сильный голос не перекрывает иной тембр или чью-то живую интонацию.
В антологии представлены некоторые авторы, в отношении которых несправедливость особенно наглядна и ощущается почти болезненно.
Небо над улицей Гоголя милое темное десять ведь
Вечер чудесные свечи с вечера вздуты у гордой Галины
Сессия?
Ой да не сессия
Ну так тогда именины
Мальвы наломаны
Мальвы наломаны
Розданы славные
Ну, прелесть же. И понятно, что поэзия, не включив эти стихи Александра Денисенко в «основной корпус», не учла какую-то свою реальную возможность – очень живую и плодотворную.
Нормальная литературная ситуация напоминает систему сообщающихся сосудов. Каждый состоявшийся автор – еще и звено общей цепи. Если он оказывается вне поля зрения, то само это зрение делается отчасти дефектным.
Читать!
Антология, кроме прочего, хороша тем, что эту ситуацию не игнорирует и дает какой-то ответ не поверх нее, а изнутри. Ответ явно не универсальный, но обдуманный и достойный.
Она сопротивляется ситуации – как может.
Русские стихи 1950–2000 годов: Антология. В 2 томах. Составители: И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. – СПб.: Летний сад, 2010
КомментарииВсего:33
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455760
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345992
- 3. Норильск. Май 1273444
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899127
- 5. ЖП и крепостное право 849011
- 6. Закоротило 824348
- 7. Не может прожить без ирисок 791847
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766280
- 9. Коблы и малолетки 745065
- 10. Затворник. Но пятипалый 479057
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409334
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374745
лёва рубинштейн им дышать не даёт
женя харитонов у них на знамени
гспд прст
http://www.rvb.ru/np/publication/01text/20/03haritonov.htm#verse2
Так что ваш гэсэпэдэ вас вряд ли пэрэсэтэ.
Лес, знаете ли, рубят...
кто бы сомневался
лес рубят
пнями мотивируют
жаль не курю
и не пишите! Ни стихов, ни прозы! Всё равно не получится.
а сюда-то хоть писать можно?
Одни товарищи в первой десятке,
другие пропали,
а шли наравне.
Гении, вдаль. Споемся. Кто что вытянет.
Ваня, ратуй за лодки.
Толик, не стоит в Москву насовсем.
Гнездятся звезды на родине.
В гнезде три звезды
и в этом свете я.
Ваня Толик Денис.
Это стихи Евгения Харитонова об Иване Овчинникове, Александре Денисенко и Анатолии Маковском.
Спасибо за ссылку.
а масштаб личности дочери удмуртского поэта вас не поразил?
а чечётка отбитая по рубинштейну вам вкатила о консуело?
обещает оно
"В нашем чёрном саду каждый день помирает садовник.
Но приходит другой, как и я, с бесконечной войны.
Он приносит слова золотые с помоек
для друзей для своих,
Для своей беззаветной страны"
А. Денисенко
"Гори гори, грудное сердце русское
Играй играй, стихотворенье узкое
А ты, поэт, завязывай завязывай
И никому о счастье не рассказывай."
Он же
кто ж спорит
Нет, их надо везде!
Мерзкие кольца несут
В город пугать людей"
Иван Овчинников
*
и вот...
*
и вот я здесь...
*
(откуда ты? тебя уже не ждали...)
*
И вот...
*
И вот я здесь! Как можно описать те чувства...
*
...те ощущенья...
*
...те чувства...
*
...
*
итак...
http://rubinstein.vavilon.ru/
лев рубинштейн
"Зачем я это написал?!!
Перо выпадает из рук..." - о Льве...
а песок на берегу речки
если рубинштейн сыпуч
а не липуч
так никакой беды в том нет
для денисенко например
беды-то, ясно, нет, а поэт-то? поэт-то?
где же в Лёвушке поэт-то?
Верю, что сыпуч,
а вот поэт-то...
Ну, вынул из головы три шара, ну, положь их обратно!
Нет, не ложит - математик!
такой вот поэт да
не всё ж стихи чтоб
людЯм - людЯм - людЯм
ст. лианозово
следующая рубинтшейтн
что иных ж/д веток не отменяет
Вот и выяснилось, что вы не только графоман,lesgustoy, а ещё и настоящий ариец! Теперь понятно, почему дочери удмуртских поэтов так бесят вас своим творчеством! Просто не терпится ещё ознакомиться с вашими трудами, стишок про метро не впечатлил!
Кстати, я – внучка этого самого удмуртского поэта.
А вот была бы я внучкой Рубинштейна или хотя бы вашей – всё было бы иначе!Душа в душу клеймили бы удмуртских поэтов, как истинные арийцы, начали бы с Харитонова!
А теперь – прощайте навсегда, lesgustoy,
и не пишите больше никогда ничего и нигде!
домашний кукольный театр какой-то
где мои стихи про метро!?
совсем с ума посходили
лепят что-то находу
и опять эти зверо-клоунские вопли " не пишите никогда ничего и нигде"
да уж вас не спросили с вашим тупым у-лю-лю
вот где зверство так зверство
на людей кидаются
труба
чал М. Н., а получил-таки ПО БАШКЕ (пусть фигурально)! Но и правда, что фраза о поэзии
которая не включает кого_то в таинственный "ОСНОВНОЙ КОРПУС",непонятна: можно взгля-нуть на этот "корпус"?