Идеальных антологий не бывает. И антология «Русские стихи 1950–2000 годов» не идеальна. Но это совершенно новый жанровый опыт, и к нему стоит отнестись очень внимательно
«Вы что, какой там к черту фестиваль!/ Нас в русском языке от силы десять». Крепко сказано! Многие, я уверен, готовы в сердцах присоединиться к этому предсмертному окрику Льва Лосева. Не только авторы, читатели тоже, и в первую очередь.Читать!
Году в 2002-м писатель В. Курицын затеял общественный опрос относительно лучших поэтов. Лучших поэтов оказалось 278. Так это когда было!
В такой ситуации задача любого критика, куратора или составителя как будто ясна и совпадает с первым этапом детективного расследования: предельно сузить круг подозреваемых.
Но вот вышла книга, решающая эту задачу очень своеобразно: «число Курицына» там не сократилось, а возросло почти вдвое. Я говорю о двухтомной антологии «Русские стихи 1950–2000 годов».
Любая антология отчасти химера и располагается где-то на полпути между энциклопедией и альманахом. Идеальных антологий не бывает. И антология «Русские стихи 1950–2000 годов» не идеальна. Но это совершенно новый жанровый опыт, и к нему стоит отнестись очень внимательно.
Во-первых, здесь отсутствует неизбежный, казалось бы, дефект любой антологии, где на малом пространстве сходство заметнее различий и стихи одного времени становятся удручающе похожи друг на друга. Объем книги под стать энциклопедии, но по типу она ближе к альманаху, то есть авторскому высказыванию составителей. Само прочтение русской поэзии второй половины двадцатого века превращается в своего рода текст – и текст достаточно цельный. Перед нами не свалка фрагментов, не клочки, выдранные из авторов разного рода и уровня, а какой-то особый корпус.
Отсюда одно удивительное, даже загадочное, свойство двухтомника. Как правило, любая антология, даже небольшая, скорее справочный материал, и мало кому придет в голову читать ее от первой страницы до последней. Наша антология огромна, почти две тысячи страниц, но ее физически возможно прочесть и даже хочется это сделать, не откладывая в долгий ящик. Почему?
Вероятно, на читателя как-то действует и количество затраченных усилий, но прежде всего – качество этого труда: любовное внимание, бережная кропотливость. Что-то вроде исполнения завета всеобщей любви в границах одного издания.
Антология – заметное место. И составители вывели на это место десятки полузабытых, забытых или вовсе неизвестных авторов, чтобы сохранить и продолжить их жизнь.
Составители, правда, не настаивают, что все их 576 поэтов непременно «лучшие». Но это те авторы, которых они не решились обойти: не смогли сделать вид, что их нет. Пусть на чьем-то счету всего несколько удач, но Мировой Ритм сказался в них хотя бы однажды – и этого уже не отменить.
Есть стихи, у которых пять-десять читателей, но уж те помнят все наизусть и готовы читать вслух в любое время суток. Они делятся этими стихами, как делятся радостью.
Поэзия – область свободы, а для равенства и братства места там, похоже, не остается. С этим очень трудно смириться. Требование справедливости не только душевная потребность, но и подспудное понимание сути поэтической работы.
Работа поэзии в основной своей части остается как будто на глубине и совершается там с какой-то геологической неотвратимостью. Массивы языка находятся в постоянном движении, а поэзия ищет для них новые места в пустотах и ослабленных, потерявших плотность породах.
Это общее и множественное дело идет сразу по всем направлениям, включает и частные удачи, и честные (но честные!) тупики. В подхватывании тем и перекличке голосов сигналят друг другу поисковые отряды, последующие авторы не отменяют предыдущих, и даже очень сильный голос не перекрывает иной тембр или чью-то живую интонацию.
В антологии представлены некоторые авторы, в отношении которых несправедливость особенно наглядна и ощущается почти болезненно.
Небо над улицей Гоголя милое темное десять ведь
Вечер чудесные свечи с вечера вздуты у гордой Галины
Сессия?
Ой да не сессия
Ну так тогда именины
Мальвы наломаны
Мальвы наломаны
Розданы славные
Ну, прелесть же. И понятно, что поэзия, не включив эти стихи Александра Денисенко в «основной корпус», не учла какую-то свою реальную возможность – очень живую и плодотворную.
Нормальная литературная ситуация напоминает систему сообщающихся сосудов. Каждый состоявшийся автор – еще и звено общей цепи. Если он оказывается вне поля зрения, то само это зрение делается отчасти дефектным.
Читать!
Антология, кроме прочего, хороша тем, что эту ситуацию не игнорирует и дает какой-то ответ не поверх нее, а изнутри. Ответ явно не универсальный, но обдуманный и достойный.
Она сопротивляется ситуации – как может.
Русские стихи 1950–2000 годов: Антология. В 2 томах. Составители: И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. – СПб.: Летний сад, 2010
КомментарииВсего:33
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451787
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343398
- 3. Норильск. Май 1268725
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897704
- 5. Закоротило 822159
- 6. Не может прожить без ирисок 782575
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759298
- 8. Коблы и малолетки 740964
- 9. Затворник. Но пятипалый 471465
- 10. ЖП и крепостное право 407954
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403206
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370572
лёва рубинштейн им дышать не даёт
женя харитонов у них на знамени
гспд прст