В каком месте поэзия сейчас заявляет себя «полем действий» и живет в полную силу, а в каком – отдыхает под паром?
В какой-то момент у меня начались идейные расхождения с моим товарищем по работе Д.А. Приговым. Тот стал утверждать, что современная поэзия, существующая в привычных формах, проходит сейчас по разряду народных промыслов. В то время (начало восьмидесятых?)Читать!
Есть стихи, удивительным образом совмещающие качества, казалось бы, несовместимые: они и ловкие, и ладные, а все же заметно, что сработаны топорно. Дело даже не в том, что используются только те инструменты, что всегда под рукой. Как бы это объяснить?
Многим нравятся стихи, как «другой» язык: так кого-то, к примеру, завораживает само звучание итальянской речи, пускай и непонятной. Но для меня этот язык родной, я слышу там и акцент, и вульгаризмы, и фальшивую интонацию. Когда ничего подобного не слышно, стихи как-то неловко называть плохими.
Вспоминается такой разговор:
— Ты все говоришь «хорошие стихи» да «хорошие стихи». А как ты тогда называешь стихи, меняющие само представление о стихах?
— Вот их-то я и называю «хорошими».
— А что ты тогда говоришь о нормальных хороших стихах?
— Я говорю: «ну, хорошие».
В таком определении легко расслышать какое-то безнадежное понукание. Безнадежное, потому что эти «ну-хорошие», может, и прибавят скорость, но уж точно не взлетят. Между тем единственное, что выводит стихи из разряда кустарных изделий, это момент взлета — когда «поэзия отрывается от стихотворения».
А зачем отрывается, почему это действие так необходимо? Чтобы оказаться на новом месте. Сначала перелетает поэзия, и уже за ней вперевалку, как обоз, подтягивается стихосложение.
Я хочу подчеркнуть, что природное различие между стихами и стихами (теми, «ну-хорошими») определяет не внешний вид изделий, а только это новое место. Новый автор существует в открытом и освоенном им пространстве и теперь говорит оттуда — из того места, о существовании которого мы до начала его речи не подозревали. Новация в том, где возникает речь, откуда говорится.
Хлебникова спросили однажды, каждый ли поэт может написать по-настоящему хорошие стихи. «Стихи, — сказал он, — это все равно что путешествие, нужно быть там, где до сих пор еще никто не был». Я бы только чуть уточнил: это воздушное путешествие.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:12
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444063
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340528
- 3. Норильск. Май 1268317
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897629
- 5. Закоротило 822042
- 6. Не может прожить без ирисок 781771
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758239
- 8. Коблы и малолетки 740716
- 9. Затворник. Но пятипалый 470807
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402833
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370288
- 12. Винтаж на Болотной 343175
цитировать можно со смаком каждую вторую строчку
ну может быть третью
хоть обо всём этом говорено уже
перговорено
однако и промыслы особенно народные не приговор
а местами и средство против деэтнизации
литературоцентричной например
цивилизации
русские не сдаются
братуха заря
жай
а кухонное в смысле "мы с тобой на кухне посидим"
или "может так сидят может пьют вино"
вполне себе уместно
просто ситуёвина такова
что и промысел как уровень качества
зло относительное - потому что и до этого уровня пиплу уже не допрыгнуть
а те кто взяты в резервацию тоже на что-то сгодятся
пусть за её пределами бродят необъявленные шаманы
или порхают признанные небожители
да и лучше резервация
чем пустое место наконец
впрочем любая аналогия условна
ну сказал и сказал
главное чтобы поняли
ведь пригов и сам был промысловый герой резервации и передовик труда
работал как станок - давал угля
и если б не гримаса самопародии
так бы и ушёл безымянным индейцем
за остальными умельцами
Айзенберг ничего не утверждает, он даёт почву. а какой эта почва будет, зыбкой ли, устойчивой, решать каждому.
промыслы - не промыслы
резервация - не резервация
можно об этом много рассуждать, да толку будет ноль.
всех рассудит время. банальность, конечно, но факт.
ничего нового не сказал, но и смолчать не сдюжил.
сорри, ежли что.
не смешите со стихирой
глянте там любой текущий топ
это даже до приличной стенгазеты не дотягивает
т.е. это даже еще не промысел
о какой промышленности
можно вообще
говорить
смотря в каком учереждении выпускают
эту самую подразумеваемую стенгазету...
судя по тому, что стихира отмечает всемирный день виршеплета
вся армия что-то там себе считает
теперь о грустном:
в Москве есть группирока "Сибирский тракт", объединяющий около 200 поэтов,
и это только одно объединение.
в Новосибирске могучая группировка под флагом Боронтоя Бедюрова, тоже не один десяток, объединенных "Сибирскими огнями",
поэты Киштыма и Урала,
это я перечисляю исключительно русскоязычную составляющую,
никто из них, естественно, на стихире не висит,
сколько лит объединений в Питере?
полное количество участников Вавилона и около?
и у каждого - свой особенный взгляд на то, что? куда? зачем? и отчего?
можно приплюсовать и уехавших на историческую родину, и в Канаду, Германию и т д.
у времени уже нет времени разбираться.
и благодаря этому, видимо, поэзия уходит из пространства языка,
в сторону сжатия, герметизма, фрагментарности и пр.
то есть, делает то, что должна была сделать в свое время, но его задержали,
и бои местного значения идут не за гегемонию в поэзии, мне так кажется уже,
и даже не за установку некой гипотетической планки,
и даже не возьмемся за руки, чтоб не...
нужен образец "современной русскоячзычной поэзии" некий общий эталон, а его пока не силах найти ни одна из существующих планет, светил, магистров, звезд, авторитетов, и т д по списку.
("меньшинства"), это меньшинство (Ходасевич... обэриуты... Сатуновский...) и создает
новое представление о стихах, занимается (в представлении большинства) "штукарством"
("народные промыслы"!). Это "индейцы". Изгои.