Промышленность спасает человека, каковы бы ни были обстоятельства, в которых он оказался.

Оцените материал

Просмотров: 19110

Кристиан Лаваль. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма

Станислав Львовский · 10/11/2010
Пять фрагментов из книги о том, как возникала антропологическая концепция, лежащая в основе современного представления о человеке

Имена:  Кристиан Лаваль

Фрагмент обложки книги «Человек экономический: эссе о происхождении неолиберализма»

Фрагмент обложки книги «Человек экономический: эссе о происхождении неолиберализма»

Книга, в заголовке которой есть слово «неолиберализм», мгновенно заставляет заподозрить, что содержанием ее окажется спекулятивная и дурно аргументированная критика «общества потребления» (оба термина, взятые здесь в кавычки, являются, в сущности, сугубо идеологическими конструктами, бездумное употребление которых весьма характерно для современной левой мысли). Книга Кристиана Лаваля «Человек экономический» оправдывает такие подозрения лишь в очень малой степени. Лаваль, разумеется, идеологически ангажирован, однако основным объектом его антипатий является не «неолиберализм» и даже не существующий порядок вещей в целом. Философ и социолог, специалист по наследию Иеремии Бентама, автор известной работы «Школа не предприятие», Лаваль целит глубже – в саму концепцию утилитаризма, истории развития которой и посвящена книга, вышедшая в библиотеке журнала «Неприкосновенный запас».

Собственно, «Человек экономический» интересен именно как книга в жанре «жизнеописание идеи». Лаваль прослеживает возникновение и развитие концептов «интереса», «пользы» и «индивидуализма» от раннего Средневековья до нашего времени, попутно довольно подробно разбирая Бентама, Мандевиля, Гельвеция и даже Даниэля Дефо. Тотальность представления о «человеке экономическом» в западной антропологии продемонстрирована в его книге весьма убедительно и подробно. Однако, постоянно напоминая о необходимости ее трансцендирования, автор не находит той точки, из которой это можно было бы осуществить. С одной стороны, Лаваль обращается к марксистскому наследию, с другой – с явной симпатией пишет о Средневековье, в ходе рассуждений о котором ему постоянно приходится себя одергивать, иначе выходит совсем уж коммунитаристская утопия. Иными словами, как критик утилитаризма Лаваль не слишком преуспел, а как биограф – вполне.


Новая антропология

Разумная обоснованность личного интереса, на самом деле утвердившаяся задолго до Бентама, стала распространяться с XVII века и затронула все области знаний о человеке: политическая экономия с ее аналитикой стоимости и цен дала человеку элементы математического исчисления; медицина и физиология — «анатомию» удовольствия и страдания; история языка и общественных институтов также подтверждает эту острую необходимость выработать интеллектуальный и политический «инструментарий». Экономическая деятельность, будучи деятельностью социальной, должна была обрести свое собственное место в морали. Именно поэтому экономическая наука могла возникнуть, только отделавшись от старой морали, чтобы стать теологией и катехизисом новой нормативности с научной претензией. Но при этом претерпевает изменение целая мировоззренческая система, и в частности взгляд на обязанности человека перед обществом. Юм очень точно выразил этот переход к эпохе всеобщего счастья, из которого изгоняется аскетизм и где мораль всегда идет рука об руку с индивидуальным интересом: «Добродетель сняла то скорбное платье, в которое ее рядили некоторые теологи и философы; она стала сама доброта, человечность, благодеяние и любезность, порой она игрива, шаловлива и весела. Она не ведет разговоров об аскетизме или излишней строгости, страдании или самоотречении. Она заявляет, что у нее только одна цель — делать своих последователей, да и всех людей, как можно счастливее и радостнее в каждый момент их существования; она лишает их удовольствий только ради того, чтобы вознаградить их еще больше позднее. И требует только одного — правильного расчета и стремления к наивысшему счастью». Понятно, что мы имеем дело с общей концепцией человека, с антропологией, то есть с настоящим фундаментом, на который крепятся наши представления.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • hidalgos· 2010-11-10 16:44:38
    Сердечно благодарю за материал! Интересно, как можно было бы приобрести эту книгу, хотя бы в электронном формате
  • saksaganska· 2010-11-10 18:29:26
    hidalgos, вы можете заказать книгу в интернете: http://nlobooks.mags.ru/vcd-16-1-654/goodsinfo.html
  • serge· 2010-11-10 23:09:42
    Достоевский исчерпывающе высказался на эту тему за сто пятьдесят лет до появления данной книги. Ох, повезло автору труда, что не жил в то время и не попал под тяжелую руку Федора Михайловича
  • saksaganska· 2010-11-11 00:07:01
    Ой, а перевод Рындина, а не Рыклина :)
  • sredni-vashtar· 2010-11-16 18:21:23
    Всё это крайне неоригинально. И непонятно, зачем самому с собой танцевать эти танцы - сначала вместо "рациональный индивидуалист" говорить "человек экономический", а потом многословно объяснять, что к экономике и политэкономии он не имеет отношения. Бесплодные словесные игры, типичные, к сожалению, для французской левой гуманитарной интеллигенции.
Все новости ›