Страницы:
Пол Готфрид об Иммануиле Валлерстайне
«Ни на чем не основан и вывод о том, что источником экономического процветания Запада являются страдания Африки. Начиная с книги «Африка: политика независимости», Валлерстайн связывает экономическое убожество Западной Африки с уязвимостью ее положения в «мировой капиталистической экономике». Хотя нам походя сообщается о хрупкости государственных структур и о засилье бюрократии, тем не менее Валлерстайн не углубляется в исследование политических обычаев, сковывающих развитие большей части континента. Он полон восторгов по поводу движений, называющих себя «революционными», но старается не обращать внимания на насаждаемые ими кумовство, воровство и экспроприацию немногочисленных классов, производящих реальное богатство. Все провалы революционных попыток дать старт развитию приписываются "мировой капиталистической экономике" или временным трудностям, создаваемым "необъятными пространствами Африки"».
Пол Готфрид о Юргене Хабермасе
«В целом неомарксисты действовали примерно так же, как представители христианских ересей, то есть привлекая неправомерно много внимания к <...> к определенному аспекту марксистско-ленинской традиции, чтобы отбросить то, что составляло ее главные догматы. Так, Хабермас в своей избирательной и адаптированной версии марксизма, представленной в работе «Знание и интерес» (Erkenntnis und Interese, 1965), поднимает когнитивную проблему получения точной социальной и исторической информации. В несоциалистическом окружении соответствующее знание трудно получить из-за коварного влияния классового интереса. Согласно Хабермасу, только социализировав средства производства и привив людям социалистические установки, можно пробить стену ложной информации, создаваемую существующими экономическими отношениями. <...> Кроме того, Хабермас конструирует такое определение демократии, которому она может соответствовать только в социалистическом государстве. <...> Дело не в том, насколько верна в целом система идей марксизма-ленинизма и всегда ли советские вожди говорят правду. Все эти вопросы затмеваются тиранической структурой власти, а низменные формы лжи исключают возможность когда-либо видеть вещи такими, какие они есть».
Пол Готфрид о Франкфуртской школе
«Обращение представителей критической теории к Марксу становится все более ритуальным, а то, что осталось от первоисточника, переплелось с тем, что имеет очевидно немарксистское происхождение. От средневекового еврейского мистицизма у философа Вальтера Беньямина до Шопенгауэра и его философии воли в восприятии Хоркхаймера, от глубинной психологии у Фромма и Маркузе до размышлений Адорно о гегелевской диалектике и атональной музыке — Франкфуртская школа смешала винегрет идей, к тому же изложенных поразительно невнятной прозой. То, что все это было вписано в марксистскую социальную рамку, а также прокоммунистические или по крайней мере антиантикоммунистические взгляды, могло налагать на этих авторов и их спонсоров печать принадлежности к левому движению. То же самое справедливо и в случае Сартра, который смешивал свой экзистенциалистский индивидуализм и психоанализ с марксистской политикой. <...> Если говорить коротко, они (левые европейские интеллектуалы. — OS) ушли от марксизма или колебались между марксизмом и другими движениями, сохраняя на словах верность марксистской теории и коммунистической политике. Но в конечном итоге они отошли от того, что получило название неомарксизма, и перешли на воинствующие антибуржуазные позиции, формулируемые независимо от марксистского экономического учения».
Пол Готфрид о политической религии постмарксизма
«Привлекательность бога коммунизма остается важной точкой отсчета для объяснения поведения левых парламентариев в Европе. <...> Французская и итальянская коалиции социалистов и коммунистов постоянно говорят о «пережитках фашизма», но при том требуют коллективной амнезии в вопросе о кровавой истории марксизма-ленинизма. Более того, в 1970-е годы во Франции коммунистическая и социалистическая печать встретила работу Солженицына о советских трудовых лагерях как истерический выпад антикоммунистической пропаганды. Французский перевод его работы «Архипелаг Гулаг» был встречен резкими нападками левых журналистов, в том числе из социалистической газеты l'Unité, за то что Солженицын якобы пытается отвлечь внимание общественности от роли американского империализма в Латинской Америке, а также за оскорбительное сравнение коммунизма и фашизма и за разжигание «холодной войны», ответственность за которую несут американцы. В 1997 году французский премьер Лионель Жоспен, отвечая на запрос оппозиционных партий в парламенте, отказался признать советские зверства сталинских времен и воздал хвалу коммунистам в целом как своим отважным соратникам по борьбе с фашизмом».
Пол Готфрид о неоконах
«...Левая концепция социально-экономической организации общества совпадает <...> с тем, как воспринимают мир американские неоконсерваторы. Мечты современных европейских левых более или менее адекватно сформулированы Фукуямой в его знаменитом эссе «Конец истории», опубликованном в журнале National Interest. <...> Европейские левые хоть и не сочувствуют антикоммунизму американских неоконсерваторов и уж точно безо всякого энтузиазма относятся к их замыслу, чтобы имперская миссия Америки состояла в распространении «демократических ценностей», согласны с центральной идеей «неоконов», что модифицированная форма капитализма может, подобно ледоколу, проложить путь к новому глобальному обществу, которое будет раскрепощать женщин, поддерживать открытость иммиграционной политики и обеспечивать движение к транснациональным политическим идентичностям. Когда американский неоконсервативный журналист Бен Уаттенберг в очередной раз объясняет, что его «американский национализм» сводится к желанию обеспечить демократию и защиту прав человека во всем мире, европейским левым нечего на это возразить, разве что выразить протест против использования американской военной мощи для этой цели. Американские неоконсерваторы и левые интеллектуалы могут сколько угодно спорить между собой о нынешней политике США на Ближнем Востоке, но продвижения к более однородному человечеству, свободно перетекающему по всему миру через открытые межгосударственные границы, желают и те и другие».
Пол Готфрид. Странная смерть марксизма. — М.: ИРИСЭН/Мысль, 2009
«Ни на чем не основан и вывод о том, что источником экономического процветания Запада являются страдания Африки. Начиная с книги «Африка: политика независимости», Валлерстайн связывает экономическое убожество Западной Африки с уязвимостью ее положения в «мировой капиталистической экономике». Хотя нам походя сообщается о хрупкости государственных структур и о засилье бюрократии, тем не менее Валлерстайн не углубляется в исследование политических обычаев, сковывающих развитие большей части континента. Он полон восторгов по поводу движений, называющих себя «революционными», но старается не обращать внимания на насаждаемые ими кумовство, воровство и экспроприацию немногочисленных классов, производящих реальное богатство. Все провалы революционных попыток дать старт развитию приписываются "мировой капиталистической экономике" или временным трудностям, создаваемым "необъятными пространствами Африки"».
Пол Готфрид о Юргене Хабермасе
«В целом неомарксисты действовали примерно так же, как представители христианских ересей, то есть привлекая неправомерно много внимания к <...> к определенному аспекту марксистско-ленинской традиции, чтобы отбросить то, что составляло ее главные догматы. Так, Хабермас в своей избирательной и адаптированной версии марксизма, представленной в работе «Знание и интерес» (Erkenntnis und Interese, 1965), поднимает когнитивную проблему получения точной социальной и исторической информации. В несоциалистическом окружении соответствующее знание трудно получить из-за коварного влияния классового интереса. Согласно Хабермасу, только социализировав средства производства и привив людям социалистические установки, можно пробить стену ложной информации, создаваемую существующими экономическими отношениями. <...> Кроме того, Хабермас конструирует такое определение демократии, которому она может соответствовать только в социалистическом государстве. <...> Дело не в том, насколько верна в целом система идей марксизма-ленинизма и всегда ли советские вожди говорят правду. Все эти вопросы затмеваются тиранической структурой власти, а низменные формы лжи исключают возможность когда-либо видеть вещи такими, какие они есть».
Пол Готфрид о Франкфуртской школе
«Обращение представителей критической теории к Марксу становится все более ритуальным, а то, что осталось от первоисточника, переплелось с тем, что имеет очевидно немарксистское происхождение. От средневекового еврейского мистицизма у философа Вальтера Беньямина до Шопенгауэра и его философии воли в восприятии Хоркхаймера, от глубинной психологии у Фромма и Маркузе до размышлений Адорно о гегелевской диалектике и атональной музыке — Франкфуртская школа смешала винегрет идей, к тому же изложенных поразительно невнятной прозой. То, что все это было вписано в марксистскую социальную рамку, а также прокоммунистические или по крайней мере антиантикоммунистические взгляды, могло налагать на этих авторов и их спонсоров печать принадлежности к левому движению. То же самое справедливо и в случае Сартра, который смешивал свой экзистенциалистский индивидуализм и психоанализ с марксистской политикой. <...> Если говорить коротко, они (левые европейские интеллектуалы. — OS) ушли от марксизма или колебались между марксизмом и другими движениями, сохраняя на словах верность марксистской теории и коммунистической политике. Но в конечном итоге они отошли от того, что получило название неомарксизма, и перешли на воинствующие антибуржуазные позиции, формулируемые независимо от марксистского экономического учения».
Пол Готфрид о политической религии постмарксизма
«Привлекательность бога коммунизма остается важной точкой отсчета для объяснения поведения левых парламентариев в Европе. <...> Французская и итальянская коалиции социалистов и коммунистов постоянно говорят о «пережитках фашизма», но при том требуют коллективной амнезии в вопросе о кровавой истории марксизма-ленинизма. Более того, в 1970-е годы во Франции коммунистическая и социалистическая печать встретила работу Солженицына о советских трудовых лагерях как истерический выпад антикоммунистической пропаганды. Французский перевод его работы «Архипелаг Гулаг» был встречен резкими нападками левых журналистов, в том числе из социалистической газеты l'Unité, за то что Солженицын якобы пытается отвлечь внимание общественности от роли американского империализма в Латинской Америке, а также за оскорбительное сравнение коммунизма и фашизма и за разжигание «холодной войны», ответственность за которую несут американцы. В 1997 году французский премьер Лионель Жоспен, отвечая на запрос оппозиционных партий в парламенте, отказался признать советские зверства сталинских времен и воздал хвалу коммунистам в целом как своим отважным соратникам по борьбе с фашизмом».
Пол Готфрид о неоконах
«...Левая концепция социально-экономической организации общества совпадает <...> с тем, как воспринимают мир американские неоконсерваторы. Мечты современных европейских левых более или менее адекватно сформулированы Фукуямой в его знаменитом эссе «Конец истории», опубликованном в журнале National Interest. <...> Европейские левые хоть и не сочувствуют антикоммунизму американских неоконсерваторов и уж точно безо всякого энтузиазма относятся к их замыслу, чтобы имперская миссия Америки состояла в распространении «демократических ценностей», согласны с центральной идеей «неоконов», что модифицированная форма капитализма может, подобно ледоколу, проложить путь к новому глобальному обществу, которое будет раскрепощать женщин, поддерживать открытость иммиграционной политики и обеспечивать движение к транснациональным политическим идентичностям. Когда американский неоконсервативный журналист Бен Уаттенберг в очередной раз объясняет, что его «американский национализм» сводится к желанию обеспечить демократию и защиту прав человека во всем мире, европейским левым нечего на это возразить, разве что выразить протест против использования американской военной мощи для этой цели. Американские неоконсерваторы и левые интеллектуалы могут сколько угодно спорить между собой о нынешней политике США на Ближнем Востоке, но продвижения к более однородному человечеству, свободно перетекающему по всему миру через открытые межгосударственные границы, желают и те и другие».
Пол Готфрид. Странная смерть марксизма. — М.: ИРИСЭН/Мысль, 2009
Страницы:
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
спасибо, это любопытно
-
хотя несколько сомнительно, чтобы все (большинство) левые интеллектуалы были так убоги, как это следует из приведенных отрывков
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451694
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2341158
- 3. Норильск. Май 1268474
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897658
- 5. Закоротило 822072
- 6. Не может прожить без ирисок 781982
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758552
- 8. Коблы и малолетки 740811
- 9. Затворник. Но пятипалый 471063
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402959
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370388
- 12. ЖП и крепостное право 345039