Милиционер есть, но книги у него нет и не будет.

Оцените материал

Просмотров: 12584

Книга для милиционера

Наталья Иванова · 16/04/2012
Несмотря на данные социологических опросов, интеллектуалы просто не могут жить без текста, они никогда не откажутся от чтения книги или текста на любом носителе

©  Getty Images / Fotobank

Книга для милиционера
Опять угнетают цифры. Данные социологических опросов ползут все ниже и ниже: 40% россиян, даже покупающих книги, не собираются их хранить, доля крупных домашних библиотек (свыше 600 книг) сократилась с 90-х годов с 10% взрослого населения до 2% (цитирую Б. Дубина). Книги практически не читают 58% опрошенных. Было хорошим тоном еще 5—10 лет назад «хоронить» толстые литературные журналы; сейчас наконец дошло, что дела обстоят гораздо хуже: население вообще прекращает читать, оставляет эту привычку в прошлом. Как необязательную.

Сначала, видимо, все просто — как будто вы бросили курить. И ведь почувствовали себя лучше, не так ли? Вот — показательный «Краткий курс счастливой жизни», модная Гай Германика, установочный «Первый канал»: в кадре (разнообразный продакт-плейсмент) мобильные устройства разных видов и типов, автомобили любых марок, собаки невероятных пород, компьютеры, брендовые галстуки и туфли. Но мой глаз никак не мог успокоиться — чего-то в интерьере для меня явно не хватает. Не хватает — книг (ни одной). Анекдот про милиционера, которому можно подарить на день рождения книгу («книга у него уже есть»), здесь не работает. Милиционер есть, но книги у него нет и не будет.

После нарастания и пика грамотности человечество идет по кругу к новой безграмотности, к быстрому и краткому чтению только и исключительно цифр и символов.

Падающие тиражи и падающие продажи отражаются прежде всего на книгоиздателях. Крупные — отказываются от малотиражных книг, а если подпускают к себе таких авторов, то все-таки стремятся их адаптировать к своим целям, вырастить из них крепких беллетристов. Выход за рамки ожидаемого, никакой неформат им не нужен. Невдомек, что самое главное (оборотясь назад) — мейнстрим русской литературы, составивший ее мировую славу, ее всемирность, — как раз состоит из неформата. Нарушение канона, выход за рамки, уничтожение границ: повесть «Медный всадник», роман «Евгений Онегин», поэма «Мертвые души», роман в перепутанных хронологически повестях «Герой нашего времени» — и так далее, вплоть до непонятно чего по жанру «Былого и дум» и «Войны и мира». Хотя… хотя издатели, ориентирующиеся на тиражных авторов тиражных книг, как показывают данные последних лет, неправы! Вот данные «Хроники пикирующей области» начальника отдела Роспечати А. Воропаева: «В целом за годы кризиса (2008—2011 гг. — Н.И.) основной корпус “рыночной” литературы, выходящей тиражом от 5 до 50 тыс. экз. и являющейся основой коммерческого книгоиздания в стране, потерял и по числу выпущенных изданий, и по тиражам примерно 30%. А выпуск интеллектуальной литературы вырос — и по названиям, и по тиражам — примерно на 15%».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • pv· 2012-04-16 19:49:03
    курил и курить буду - несмотря на современную пропаганду... кто читал, тот читать продолжает, книги покупает, "интересуется"... риторический какой-то пост
  • Artem Makarskiy· 2012-04-17 13:35:15
    справедливости ради стоит сказать, что в одной из серии Германики промелькнула "Мужчины с Марса, женщины с Венеры"
    хотя колонка, конечно, не об этом
  • Sergey Kuznetsov· 2012-04-17 16:11:42
    Альтернативная версия, мы понимаем, противоположная: отказ от бумажных книг, выпуск электронных книг, снижение цены за счет отказа от трат на типографию и дистрибуцию.
    Я обладаю библиотекой в пару, наверное, тысяч томов (не считал, но чисто на взгляд - полок 40 что ли), но я с радостью буду покупать не на бумаге, а в электронном виде.
    Опять же, как автор, я с радостью получу свои 40% от электронной цены вместо 10% от бумажной (при понижении стоимости в четыре раз)
    Как раз "литературе не для всех" выгодно такое существование - потому что это обычно лонгселлеры, продающие свои 1000 экземпляров в год в течение десяти лет. Ни оно издательство не хочет с такими работать

    И это, конечно, не отменяет идеи статьи об издании книг как piece of art - но это просто два полюса. Нишевые - электронные, а роскошные издания - для подарков. Можно, кстати, и в коже и с камнями :)
Читать все комментарии ›
Все новости ›