Союз писателей достал денег на премию? Придумал ее? Ничего подобного. Союз писателей работает с молодыми? И тут, увы, нечем похвастать.

Оцените материал

Просмотров: 15372

О двух истериках, и не очень литературных

Наталья Иванова · 16/02/2010
По мнению НАТАЛЬИ ИВАНОВОЙ, критик не имеет права быть неадекватным по отношению к своему предмету, закатывая в асфальт другого за счет якобы своей любви к кому-то

Имена:  Светлана Василенко · Ульяна Гамаюн

©  Getty Images / Fotobank

О двух истериках, и не очень литературных
Кроме всех прочих литературных дел и обязанностей, я являюсь координатором премии Ивана Петровича Белкина, за лучшую повесть года на русском языке. Скромный был, если помните, литератор, но оставил после себя пять пушкинских «Повестей Белкина», до сих пор не совсем разгаданных, вошедших в канон русской прозы и даже положивших ей начало.

Существует эта премия вот уже почти десять лет, споры вокруг финалистов и лауреатов не заказаны, но до истерик пока не доходило. До недавнего времени, когда в интернете была устроена форменная истерика и лауреат года Ульяна Гамаюн от премии отказалась, послав письмо той, кто истерику устроил — и мне как координатору.

В каком-то смысле я себя сейчас чувствую как председатель Нобелевского комитета, которому пришла телеграмма от Пастернака с отказом от премии. Совпадают и чины участников происшедшего — тогда Пастернака затравил союз-писательский секретариат, а сейчас молодого писателя публично оскорбляет союз-писательский секретарь.

Но все по порядку.

Во время пресс-конференции, объявившей шорт-лист премии Белкина, Светлана Василенко, сияющая, как самоварное золото, подарила мне свою книгу «Проза в столбик» с фальшивой, как теперь выясняется, надписью: «Дорогой Наташе Ивановой — самому умному человеку и критику, азартной и дерзкой, как мальчишка, ярко-талантливой, — с пожеланием добра и счастья, — С. Василенко 28 января 2010 г.».

А сразу же после объявления лауреата, после торжественной церемонии в Овальном зале и масленичного фуршета с ритуальным поеданием блинов все та же Светлана Василенко, уже не фальшиво сияющая (как было на пресс-конференции и перед церемонией), а разъяренная решением жюри, впала в неистовство. И лауреат для нее не лауреат, а уж о жюри, о Наталье Ивановой, о критиках вообще говорить нечего, пробы на них ставить негде. Не буду защищать ни себя, ни выбор высокого жюри под председательством Александра Архангельского. Жюри приняло такое решение, какое приняло, и надо его, это решение, уважать. Это во-первых. А во-вторых, давно следует понять, той же Василенко, что если ты, как литератор, более того — литературный и общественный деятель, чем-то недоволен и хочешь решить по-своему (скажем, порадовать совсем другого писателя, например Ирину Горюнову, с ее примитивной по форме беспомощной повестью, — именно ее выдвинула на премию Белкина сама Василенко, впавшая в истерику от решения жюри), то устрой свою премию и присуждай ее кому хочешь. Да хоть Горюновой. Нет — Василенко делает вид, что она озабочена высшей справедливостью: самовар действительно прикидывается золотом.

Не прислушались. Так в работе Союза российских писателей надо проявить себя так, чтобы прислушивались, а не только присматривались. Союз писателей достал денег на премию? Придумал ее? Ничего подобного. Союз российских писателей работает с молодыми, как Липки или «Дебют»? И тут, увы, нечем похвастать.

Читать текст полностью

Ссылки

Отказались бы вы от премии Ивана Петровича Белкина на месте Ульяны Гамаюн?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Отказались бы вы от премии Ивана Петровича Белкина на месте Ульяны Гамаюн?

  • Я не Сартр, чтобы отказываться от премий
    490
    60%
  • Нет
    184
    23%
  • Да
    143
    18%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • icolombina· 2010-02-16 23:53:37
    Наверное, Наталья Борисовна, я каких-то вещей все же не понимаю.
    Насколько я знаю, на премию Белкина меня выдвинуло издательство "Олимп". Это во-первых.
    Во-вторых, судя по текстам Светланы Василенко речь шла об Эргали Гере, а не обо мне, поскольку моя повесть в шорт-лист премии не вошла.
    Относиться к моей повести вы можете как угодно, это ваше право как критика и члена жюри, но бестолково и бессмысленно склонять мое имя, потому что вам попала вожжа под хвост, совершенно незачем. Насколько я помню, я вас ничем не оскорбляла.

    Без уважения, Ирина Горюнова
  • o_skolok· 2010-02-17 09:39:06
    Вот-вот, а так хотелось бы стерильности...
  • pbrdn· 2010-02-17 17:03:34
    Да, здесь критик размазывает Василенко за счет другого писателя. Это так же омерзительно, как омерзительная выпадка Василенко, судя из статьи. Критики решают свои проблемы за счет писателей - как это противно и омерзительно. Извинились бы хоть, уважаемая.
  • klyovaya· 2010-02-17 17:36:22
    у меня вопрос несколько про другое. в новостях на опейспейсе лауреатом в номинации "дистанционный смотритель" заявлен лев данилкин. так вот - сам данилкин ничего про это не знает.
  • gleb· 2010-02-17 18:24:26
    клевой. это проблема данилкина и оргкомитета премии. но не опенспейса.))
  • klyovaya· 2010-02-17 18:35:51
    я собственно наталье ивановой вопрос адресовала, понимаю, что не опенсейса)
  • remez· 2010-02-19 21:47:14
    Критик - это призвание. Призвание к низложению других.
  • jagodka· 2010-02-23 20:11:07
    Столько поднялось шума по поводу премии Белкина, что пришлось и мне заглянуть в повесть Ульяны Гамаюн. Первое впечатление: приятно, свежо, талантливо. Второе: многовато эпитетов. Третье: эпитеты порой избыточны и явно неудачны. Ну, например: «Его выпуклые глаза объевшейся лягушки смотрели на мир с волоокой снисходительностью». Здесь глаза и «выпуклые», и «объевшейся лягушки», и смотрят «с волоокой снисходительностью». Так какие же глаза у этого человека: лягушачьи или воловьи? Каким образом глаза лягушки могут смотреть «с волоокой снисходительностью»? Не говоря уже о том, что волоокие глаза – это масло масляное. И у объевшейся лягушки может быть выпуклым живот, но никак не глаза, которые и без объедания выпуклые. Я вот вчера объелась пирожными, брюхо набила, но на глаза это никак не повлияло. Даже когда смыла косметику, они остались вовсе не выпуклыми, а премиленькими такими глазками. Одним словом, хочется пожелать автору умерить свой метафорический пыл. Будьте, Ульяна, проще. В остальном судить повесть не берусь: не прочитала.
Все новости ›