Хотелось бы немного больше определенности, а то широковато выходит.

Оцените материал

Просмотров: 7179

Конкретнее, но не примитивнее

Станислав Львовский · 12/08/2011
Августовское «Знамя», Стратановский о Мандельштаме, Лиснянская, Юрьев, Кальпиди и некоторая неясность

©  Loretta Devjak / www.ldevjak.com

Лоретта Девжак. Голубые яйца. 2010

Лоретта Девжак. Голубые яйца. 2010

• Отчетный период получился на сей раз довольно длинным, но на то оно и лето. «Новый берег» (№32, 2011) публикует стихи Владимира Гандельсмана, Бориса Херсонского и Андрея Гришаева: «Девочка светится, будто на небе / Кончился мрамор, и лёд растопили, // Будто сиянье упало, твердея, / В мягкий песок, покачнулось и встало, // Куклу прижало к железному сердцу, / Встало на маленькие колени». В июльском «Урале» (№7, 2011) — подборка Олега Дозморова. В критической части Борис Кутенков пишет о стихах Александра Петрушкина. «День и ночь» (№3, 2011) предлагает нашему вниманию стихи последнего: «сегодня какой-то остров волны забили с моря / что не читаешь видится сколько то февраля / рваное словно рубище хлебникова файервола / время проснуться в этом восточном Генисарете /сколько спросили времени? / четыре и ночи и дня». Здесь же — Василь Стус в переводах Александра Закуренко и Владимира Шовкошитного. «Новая Юность» (№3 (102), 2011) предлагает вниманию читателя подборку Сергея Золотарева.

• Насыщенным оказался, несмотря на август, очередной номер «Знамени» (№8, 2011). Здесь опубликованы новые стихи Инны Лиснянской и Наты Сучковой, подборка Елены Ванеян, до того много публиковавшейся на «Полутонах», и стихи Виталия Кальпиди: «Для умерших закончился бог: / он висит, как амбарный замок, / на воротах своей темноты, / где из ангелов — только кроты. // На могилах уральских стрекоз — / оболочки скукоженных ос, / и, кусая осу за усы, / там кузнечики воют, как псы». В критической части имеется текст Андрея Пермякова о сборнике Юлия Гуголева «Естественный отбор», рецензия Льва Оборина на сборник рецензий Данилы Давыдова (текст по ссылке, конечно, тоже кто-нибудь должен отрецензировать) и заметка Елены Сафоновой о сборнике Ивана Волкова «Стихи для бедных». «Звезда» (№8, 2011) публикует среди прочего «Шесть стихотворений без одного» Олега Юрьева: «О чем, о родине? О тайном свете моря? / О тайной тьме реки? О выговоре горя / В бесстрастном шопоте оцепленных садов? / О вздохах в глубине погашенных судов, / Которым снятся сны ужасные? Об этой / Печальной родине, льдом облачным согретой? / Я больше не о ней — ты знаешь почему: / Иную родину возьму с собой во тьму... // ...О ком, о родине?»

• «Октябрь» (№7, 2011) предлагает нашему вниманию стихи Ирины Ермаковой, статью Ефима Гофмана о поэзии Станислава Минакова и очередной выпуск критического сериала Дмитрия Бака «Сто поэтов начала столетия». На этот раз героями его оказываются Данила Давыдов и Виктор Соснора. О Давыдове Бак, в частности, говорит: «Предмет переступающих через сомнение, облеченных в форму притч рассуждений Данилы Давыдова — конкретнее и ýже, но нисколько не примитивнее, не мельче: насколько повседневная практика существования современного человека может быть прочитана с использованием кодов традиционной морали? Начинать эти рассуждения следует ab ovo, с попыток заново определить понятия, обновить значения слов, стертых ритуалами усреднения, тотальной высказанностью всех смыслов и усталостью от многократного высказывания плоских трюизмов. Вместо уверенности и гарантированности очевидностей вокруг внезапно оказывается мир еще неназванных (или уже не называемых подлинными именами) вещей, которые надо заново и точно наречь, тем самым подарив им новую жизнь». Разговор о Сосноре оказывается, среди прочего, поводом противопоставить его современникам (хотя и не совсем ясно каким): «Соснора кажется нам возвращающимся, потому что это мы уходили от него, подзабыли о его беспримерной творческой утопии, которую он вершит на протяжении десятилетий как продуманное многоактное действо. Он — один такой, особенный, отстранившийся как от стадионного истеблишмента поэзии полувековой давности, так и от поэтического андеграунда той же поры. Как ни отдавай должное дарованиям поэтов-шестидесятников (как немногих здравствующих, так и ушедших), приходится признать, что они ни при какой погоде не могли бы уже, подобно Сосноре, показаться вернувшимися. Не с чем было возвращаться, все молодое без остатка вбито в клавиши пишущих машинок, выкрикнуто (или пропето) в уши благодарных толп на стадионах или избранных слушателей на квартирных чтениях. Как ни восторгайся (подлинным) мужеством барачных и подпольных поэтов той же давности лет — им дано было только весьма предсказуемое возвращение-воздаяние, покорно идущее вслед за внешними послаблениями: теперь, мол, все дозволено, значит, опубликуем и почитаем правозащитников от поэзии».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Андрей Черкасов· 2011-08-12 21:38:15
    библиографией всё же, наверное)
  • painless_j· 2011-08-12 23:05:31
    Спасибо, поправили.
Все новости ›