Отдельные трезвые реплики тонут в хоре стенаний, перемежающихся проклятиями.

Оцените материал

Просмотров: 7805

Орда, страшная орда

18/03/2011
Крымский текст, стенания в Питере, голоса Мандельштама и Адамовича, Литвак о перформансе и стихи в метро

Имена:  Анастасия Афанасьева · Борис Херсонский · Владимир Алейников · Георгий Ефремов · Давид Самойлов · Дмитрий Чернышев · Елена Шварц · Звиад Ратиани · Лариса Миллер · Осип Мандельштам · Рэджиналд Гиббонс · Света Литвак · Шеймус Хини · Юнна Мориц

©  Santiago Ydañez  ⁄  www.santiagoydanez.com

Сантьяго Иданьес. Без названия. 2009 - Santiago Ydañez

Сантьяго Иданьес. Без названия. 2009

• Несмотря на то что со времени последнего выпуска прошло две недели, с публикациями негусто. В «Дружбе народов» (№3, 2011) — стихи Георгия Ефремова и Ларисы Миллер. «Нева» (№3, 2011) публикует текст Екатерины Дайс и Игоря Сида «Переизбыток писем на воде: Крым в истории русской литературы»: «Феномен, о котором идет речь, неплохо описывается и частично объясняется с помощью понятия "крымского текста русской культуры". Под этим термином обычно понимается взаимосвязанность произведений разных авторов о Крыме, их соотнесенность с основными крымскими мифологемами или культурными кодами — иначе говоря, некий сверхтекст, постоянно возвращающийся сам к себе и исключающий возможность своего окончательного завершения. Однако вопреки и благодаря всему этому почти маниакально самопорождающийся раз за разом, как будто не было бесчисленных предыдущих попыток...». «День и ночь» (№1, 2011) публикует записи Юрия Кублановского о Елене Шварц, стихи Владимира Алейникова и Дмитрия Чернышева: «вот-вот — и мы будем на острове, и я покажу тебе / мой любимый фонтан: / “Девушка, вытряхивающая воду из уха”».

• На «Полутонах» за отчетный период опубликованы стихи Игоря Гулина (раз, два) и Максима Бородина: «интересно / кто разрешает / деревьям / стоять голыми / в общественных местах / кто этот смельчак / кто этот / коррупционер / купленный осенью». Здесь же переводы Бориса Херсонского из Звиада Ратиани и Ольги Терпуговой из Рэджиналда Гиббонса: «Духовные пчелы снижаются / И нащупывают путь к нам, теснясь ближе, / Чтобы увидеть цветущие чудеса или аварии на дорогах. // Я бродил с тобой по церквям, где мы ни разу / не задержались. Как два слабых медленных / Луча света, движущиеся в темноте внутри глаза». Кроме того, сообщается о выходе аудиокниги со стихами Анастасии Афанасьевой, целых три CD. Скачать то же самое в виде mp3 можно здесь или здесь (из торрентов).

• Опубликована вторая серия бесед о премии «Поэт», состоявшаяся на этот раз в Санкт-Петербурге. На ее фоне московская беседа, о которой мы уже писали, выглядит солидной научной конференцией, настолько более вменяемы ее участники. В Петербурге опять всуе поминают Бориса Рыжего, почему-то собираются бороться с авторами, которые, ни на что не претендуя, публикуются себе на своих «Стихах.Ру» («На поэтических сайтах у нас 500 тыс. пишущих. Представляете, что это за армия. Это не какой-то там Дарий, со своими 30 тысячами. Это орда, страшная орда. И разговор надо вести ни о значимости в этом плане, а об эстетической значимости сопротивления этому. Этому надо сопротивляться. Я думаю, что премия — это замечательно в своем роде, потому что это элемент этого сопротивления»), а также с сожалением вспоминают благословенные советские времена («В советское время да. Была команда авторитетных критиков, к которым прислушивались читатели, а не только литературная элита. Сейчас этого критического поля не существует»). Называют множество имен, по поводу которых на ум приходят записанные, кажется, Ардовым слова одного литератора: «Понимаете, мне очень трудно читать журнал "Литературная учеба". Там С. пишет: "А я учился у Н., учусь и буду учиться, несмотря ни на что". А кто такие эти С. и Н., мне совершенно неизвестно». Отдельные трезвые реплики тонут в хоре стенаний, перемежающихся проклятиями. Образец жанра.

• «Свобода» предлагает нашему вниманию транскрипт передачи Ивана Толстого об Осипе Мандельштаме. Некоторым образом это интереснее слушать, потому что передача входит в цикл «Один час в архиве “Свободы”»: голос самого Мандельштама, фрагмент передачи о нем же 1967 года с участием Георгия Адамовича и Гайто Газданова (!), а также фрагменты из интервью Лиз Мони с Надеждой Мандельштам. Из Воронежа, кроме того, сообщают о запуске интернет-проекта «Мандельштамовские места» (интерактивная карта). С технической точки зрения ничего особенного, но многие ли библиотеки в регионах у нас вообще готовы заниматься такими вещами? Там же, на «Свободе», Игорь Померанцев пишет в блоге о землетрясении в Японии. Юнна Мориц дает интервью «Новой газете». В постскриптуме, обращаясь к журналистке, Мориц пишет: «Алина, ваши дела не так плохи, если учесть, что я вообще не даю интервью людям, которые так мало знают мои книги. Вы не спросили меня о моих рисунках, о моем особенном языке, о моей прозе. Но в первую очередь вас интересовало, не случилось ли так, что я все еще живу, а поэт во мне истощился и умер? И я решила ответить вам вглубь и ввысь на все вопросы прямо в лоб. Радуйтесь, это ни на что другое не похоже».

• «НГ-ExLibris» пишет о презентации альманаха «День открытых окон», а «Культурная инициатива» отчитывается о скайп-вечере Алексея Цветкова и кратко — о презентации двухтомника Александра Величанского. Polit.Ru публикует третью часть воспоминаний Светы Литвак о клубе «Поэзия». Много говорится о Нине Искренко: «Так получилось, что о Нининой акционной программе писали только друзья, не понимавшие и не разделявшие этой её ипостаси. То есть они видели в этой её деятельности лишь попытку организовать совместное литературное бытие. Принимали за (нелепость) совершенно другое искусство, которым занималась Нина, да и не только она. Акционное искусство и искусство перформанса. Да, для организации акций нужны участники. Поэтому приглашались друзья по клубу. Когда они перестали откликаться, Нина осуществляла свои проекты совсем с другими людьми. Не менее интересным акционистом был в то время Павел Митюшёв (Лаборатория социокультурной динамики), одну из акций придумал Владимир Аристов. Работала совсем другая система, ошибочно принимаемая поэтами за потуги поддержать на плаву остатки клуба “Поэзия”. Поэтому мою дальнейшую приверженность  перформансу и акционизму они приняли как примерку роли Нины и всё то же пресловутое желание собирать останки клуба “Поэзия” вокруг себя. А не работу в том же виде искусства». «Новая газета в Нижнем Новгороде» пишет о презентации книги Григория Гелюты.

• Кроме того: «Правда.Ру» рецензирует только что вышедший сборник эпиграмм и экспромтов Давида Самойлова; «Великая эпоха» внезапно публикует большой материал о Шеймусе Хини; выбрано место для установки памятника Александру Твардовскому (Страстной бульвар). А еще с июня по ноябрь на «Сокольнической» ветке метро в Москве будут читать стихи итальянских поэтов. Обещают не просто себе чтения, а флешмобы.​

КомментарииВсего:1

  • rupoet
    Комментарий от заблокированного пользователя
Все новости ›