Конечно, нельзя гору сравнить с оврагом.

Оцените материал

Просмотров: 10257

Природные явления биосферы

25/02/2011
Земля падает на снег, 40 человек поэтов, Родионов и Дашевский в проекте Бака, Бак в Иерусалиме, Лукомников о Крученых, Литвак о клубе «Поэзия»

Имена:  Алексей Крученых · Андрей Левкин · Герман Лукомников · Григорий Дашевский · Дмитрий Бак · Елена Шварц · Леонид Костюков · Максим Кронгауз · Полина Барскова · Света Литвак · Юрий Кублановский

©  Nadja Haefeli / www.artdoxa.com

Надя Хефели. Без названия (Кролик)

Надя Хефели. Без названия (Кролик)

• Поскольку мы давно отсутствовали, начнем с отдачи долгов в смысле рекомендательной библиографии. «©оюз писателей» (№13, 2011) публикует стихи Ильи Риссенберга, Виктора Иванiва, Яны Токаревой и Филиппа Минлоса: «идуттекут божьи звери / изза тридевять ельников / изпод города невеля / из белорусской прерии / у йих по шесь ай восим лап / в меня серца катаеца / я несчастный раб китайца / придут оны срежут мене / поразрежут в колбасочки / съедят в медленном огне». Также имеются переводы из Сергея Жадана: «Тепло и благодать сходят на землю Галиции, / на наши тёплые приходы, на наши церкви, / крытые серебром и авиационным дюралюминием. / Спаситель стоит посреди наших овец, / в руках у него – коровий колокольчик, / и он играет нам наше греко-католическое ска. / Царь Соломон приходит в Галицию / со стороны словацких гор, / из его сердца растёт / прикарпатская ганджа, / из которой он наварит кутьи для весёлых / детей из приграничных районов. / И председатели колхозов, выходя ему навстречу, / говорят – радуйся, Соломон, радуйся, Спаситель, / Сын божий народился. // И снег падает на землю. / И земля падает на снег».

• Новый номер «Детей Ра» (№2(76), 2011) посвящен двустишиям. Среди прочего имеются тексты Александра Макарова-Кроткова, Максима Бородина, Германа Лукомникова, Сергея Бирюкова, Владимира Бурича и Руслана Элинина. Отдельно ссылок не даем, очень уж коротки тексты, по две строки. Невозможно, однако, удержаться, чтобы не процитировать Максима Бородина: «В зале было человек 30. / Из них 40 поэтов». «Волга» (№ 1-2, 2011) публикует стихи Наты Сучковой, Бориса Херсонского и Марины Палей. «Октябрь» (№1, 2011) предлагает нашему вниманию очередной текст Дмитрия Бака из критического цикла «Сто поэтов начала столетия», на этот раз об Андрее Родионове и Григории Дашевском. О последнем Бак, в частности, пишет: «Мы привыкли к тому, что лирический абсолютный praesens, то есть замедление течения времени (вплоть до “остановись, мгновенье, ты прекрасно…”), обычно провоцирует “подключение” читателя к переживанию того, кем запечатлено то или иное событие или раздумье. В случае Дашевского читатель оказывается оставленным перед лицом нелегкого свободного выбора, поскольку ему не к чему подключиться, он лишь с огромным трудом может докопаться до того, чтó на самом деле испытывает рассказчик». Что касается Родионова, то «сюжетная канва отсутствует в очень немногих стихотворениях Родионова, и эти-то вещи мне представляются образчиками “чистого” родионовского лиризма, свободными от несколько уже навязшей в зубах преднамеренности и предрешенности характеров и обстоятельств». В «Дружбе народов» (№2, 2011) – изящный текст Максима Кронгауза «Лексикографические мемуары: о времени, стихах и техническом прогрессе».

• В «Звезде» (№2, 2011) стихи Ирины Евсы и Петра Чейгина: «Бабочка как есть число / В матовые Апеннины / В кованую часть // Надобно себя учесть / Между Сциллой и равниной / Где воюет благодать». Здесь же текст Александра Жолковского «Город и локон. Об одной пушкинской миниатюре». «Иерусалимский журнал» (№36, 2010) публикует Виктора Коркию и Владимира Друка.

• На «Полутонах» за отчетный период появились публикации Сергея Круглова, Максима Бородина, Алексея Овечкина, Игоря Бобырева, Андрея Черкасова, Бориса Херсонского и Юлии Тишковской: «быть добру, – говорит твой отец. / это значит, что скоро – добро. // скороходовы ольги / спокойно заходят в метро, / не боясь турникетов. / мы все вместе сходим на станции «мозамбик» / и каждый день делаем эту жизнь / такой, какая она есть. // быть добру, – говорит твой отец. / это значит, добро уже здесь. / вот идет его медленный поезд». Здесь же – переводы Алексея Порвина из Ани Утлер: «да, снова и снова рас- / кручивались, все время, нагое / я бормотание: как пораниться, / сыро под ресницами / шероховато». Имеется и свежий номер «REFLECT... КУАДУСЕШЩТ» (№37, 2011) со стихами Полины Барсковой, Сергея Тимофеева и других. Тимофеев, кстати, оказывается, возглавил Совет по культуре Латвии.

• «Известия», внезапно решившие отметить 125 лет со дня рождения Алексея Крученых, обратились за комментариями по этому поводу к Герману Лукомникову: «Крученых иногда подтрунивал над Маяковским за то, что тот недостаточно формалист и слишком лирик. Что слишком у него "про любовь", девичий альбом какой-то. И вдруг я читаю стихи позднего Крученыха, которому уже сильно за 60, о любви. Такие нежные, пронзительные, душераздирающе лиричные. При том что там сохраняются все эти его формальные мускулы. Меня это поразило». На сайте «Эха Москвы» выложена беседа Майи Пешковой с Юрием Кублановским о Елене Шварц. В частности, Кублановский говорит: «И во многих стихах заметны <...> детские мотивы. В частности, в стихотворении «Плавание», в гениальном стихотворении, которое, за исключением последней строфы, почти целиком ей приснилось. Она записала его, проснувшись. Тотчас, вообще, так сказать, стенографически записала. Но последнюю строфу забыла. И уже придумала ее от себя, так она мне рассказывала».

Polit.Ru публикует главу из мемуара Светы Литвак «Напудренная жопа салона», посвященную клубу «Поэзия». Андрей Левкин интервьюирует Дмитрия Бака насчет его проекта «100 поэтов». Бак объясняет, что конструирует «не единое поле, а единый ландшафт, в котором есть поле, пропасть, вершина, море и голубое небо, это горизонтальный срез состояния русской поэзии. Конечно, нельзя гору сравнить с оврагом, а можно выбрать что-то среди разных гор и среди разных оврагов, поэтому неизбежно осуществлялся выбор». Отчет о самом мероприятии здесь. Кроме того, тоже на Polit.Ru Леонид Костюков размышляет о текстах Александра Анашевича: «Анашевич, конечно, хорош – нервен, культурен, открыт (несмотря на буферные фигуры мнимых авторов между ним и нами). Поле ожиданий от него вполне поэтично – и ожидания эти удовлетворяются. Ну, похожи новые стихи на старые и одно на другие. А кто, собственно, сказал, что это плохо? Ну, я сказал. Даже, пожалуй, не то чтобы плохо, а нехорошо. Еще чуть ослабим, разбавим: не хорошо. Мешает удивиться, мало добавляет к уже существующему. Или скажем так: можно читать впервые, а можно перечитывать. И перечитывание прекрасных образцов дает нам с вами не просто что-то, а почти всё. Я и не сосчитаю, сколько раз читал «Три мушкетера», «Остров сокровищ» или «Homo Faber». Но все же какой-то рецептор задействуется только при первом чтении. В прозе это относится, в частности, к занимательности. В поэзии – только к настоящей новизне».

• В части курьезов у нас сегодня два удивительных материала. Первый опубликован в журнале «Урал» (№2, 2011), это «Консервативный манифест» молодого поэта Антона Черного – в таком примерно духе: «Сотни лет поэзия цвела, ширилась, да вдруг вся иссякла (исsieclа, если хотите). Умственная расслабленность, инфантилизм. Кончились методы, формы. Все сыграно и спето, сказано и написано. Мы – доедаем». И далее: «Если сложить все части ребуса вместе, получится, что литпроцесс детерминируется двояко: снаружи – общественными явлениями и феноменами социосферы и ноосферы, в которую он входит как составная часть; изнутри – природными явлениями биосферы. Причем действие последних является решающим, ибо “любые технические достижения сами по себе, без участия людей не влекут за собой прогрессивного развития”. Как и в случае с этносом, “дело не в вещах, а в людях, вернее, в запасе их творческой энергии – пассионарности». Ну и конечно – наступает эпоха неоклассики, «оплеванная современными “авангардистами” поэтическая традиция в отличие от их “новаторских клише” содержит триллионы вариаций и оттенков, необозримые просторы для деятельности» etc. Право, хорошо было бы как-то ввести в рамки безудержное применение концепций Л.Н. Гумилева ко всему, что движется, но какое там.

И второй – беседа Леонида Костюкова с завотделом рецензий «Знамени» Анной Кузнецовой под заголовком «Филологическая критика – это безобразие». Там все хорошо, в особенности про литературный бизнес премии «Дебют», но вот место, которое нельзя не процитировать: «То есть критик – что делает? Он берет картину художника и вставляет ее в интеллектуальную рамку, а может взять любую каляку-маляку и навести такой рамо-дизайн, что она будет выглядеть в его рамке здорово – при том, что полное, извините, говно. <…> И критика этим очень увлекается, особенно филологическая. Там очень много умных, образованных людей. Они находят основание, на котором любая, извините, дрянь будет выглядеть чем-то – товаром, дизайном».

Вопрос, разумеется, не в том, откуда такие чистые души берутся, а в том, как они попадают на должности вроде «завотделом рецензий». Возможно, это как-то связано с природными явлениями биосферы. Ноосфера, во всяком случае, точно ни при чем. ​

 

 

 

 

 

Все новости ›