Новые стихи Лиснянской, Бородин на «Полутонах», последние премии, дневник Сопровского и как плохо в Москве
Имена:
Александр Сопровский · Алексей Пурин · Алла Горбунова · Виктор Куллэ · Владимир Бородин · Всеволод Емелин · Григорий Кружков · Дмитрий Кузьмин · Игорь Булатовский · Инна Лиснянская · Иосиф Бродский · Николай Байтов · Хуан Хельман
• Октябрьский номер «Иностранной литературы» (№10, 2010) посвящен Аргентине. По поэтической части в нем имеются стихи
Хуана Хельмана в переводе Натальи Ванханен с ее же вступлением: «Уже тридцать лет назад в предисловиях к стихам Хуана Хельмана говорилось о разливанном море его поэзии.
Сегодня количество изданных им книг с трудом поддается подсчету, а вот сам он говорит о себе: “Честно говоря, не думаю, что в моем случае речь идет о множестве книг. Я полагаю, поэт всю жизнь пишет одну-единственную книгу. Или, если хотите, говорит о двух-трех вещах, разве не так?”» В «Дружбе народов» (№12, 2020) — стихи
Виктора Куллэ. В критической части Геннадий Калашников
пишет о книге Сергея Бирюкова «Поеziz ПОЭЗИС POESIS»: «Сильнейшее игровое начало отчетливо заметно в стихах поэта, но он не ограничивается только им. В его творчестве мы имеем плодотворное и органичное продолжение уроков русского авангарда, стремление в своем поэтическом слове дойти до сути, до логической исчерпанности, до последнего словесного атома».
• «Новый мир» (№12, 2010) публикует обаятельные в чем-то стихи
Григория Кружкова и подборку
Аллы Горбуновой: «сквозь воду мелкую, сквозь солнечное сито, / чем озеро не тёплое корыто, / где Богоматерь отмывает бесенят, / им отдирает рожки и копыта / и превращает в беленьких ягнят». Имеются также переводы Вячеслава Куприянова
из Гёльдерлина. Еще интересное в номере по нашей части:
дневник Александра Сопровского. Записи совершенно бытовые: «Табачный ларёк на углу у метро. Очередь. Они месяц уже (“Ява” и “Дукат” одновременно на ремонте и проч.), эти очереди. Надо ходить час-другой, пока среди пустых ларьков найдёшь один с очередью. Значит, “дают” или стоят ждут, что “дадут”. Дают что-то одно, от силы два: или “Беломор”, или сигареты. И вот, из-за очереди слышен дикий (свинью режут) визг и обозначается какая-то возня. Подхожу: что? (думал, мотоциклом кому-то ногу отрезали — хотя тогда вопля было бы меньше). Отвечают из очереди: убивают, вот, из-за табака. Ближе — здоровый парень ногой бьёт другого, лежащего на мостовой. Тот и вопит. (Должно быть, пытался выхватить пачку у бьющего, а то просто лез без очереди.) Кто-то неуверенно насчёт милиции. Но девушка лучше милиции сумела оттащить парня (её парень) от жертвы. Ушли. Тот постепенно поднялся, перешёл с мостовой на тротуар. Шатается. Мычит. Нос — кровавое пятно. А ведь народ ленив до настоящей драки». Девяностый год на дворе, июль. Андрей Василевский в «Книжной полке А.В.»
пишет в числе прочего о сборнике Ольги Сульчинской и о книге стихов Владимира Еременко «Отчее время»: «Если считать, что в 1986—1996 годах (или 1990—1999 годах, или в 1986—1999 годах, уж как хотите) мы пережили растянутую во времени революцию, то Владимир Еременко — поэт “дореволюционный”. Революция — это не штурм Зимнего и не три дня в Августе, это полный переворот всего уклада жизни. Володя успел застать момент, когда все начало переворачиваться, но не дожил до того, как все начало укладываться. У нас бы ему
тоже не понравилось».
Читать текст полностью
• Обновилась «Новая камера хранения». Опубликованы стихи Игоря Булатовского, Натальи Горбаневской и Алексея Пурина. В критической части о фигурантах выпуска пишет Данила Давыдов (здесь — о Булатовском, а здесь — о Горбаневской). Это, разумеется, не все, Наталье Горбаневской посвящены в выпуске еще четыре текста. В «Альманахе НКХ» среди прочих опубликованы стихи Ольги Баженовой и снова Алексея Пурина. В «Некотором количестве разговоров» Олег Юрьев пишет о Твардовском, а Наталья Черных об одном стихотворении Леонида Аронзона. На «Полутонах» за отчетное время появились переводы Ольги Терпуговой из Аарона Белза, а также отличная подборка недооцененного, на наш взгляд, поэта Максима Бородина: «небеса / пасутся на крышах небоскребов / они / словно сочную траву / жуют все эти антенны / не брезгуя / даже невкусными переспевшими вентиляционными трубами / вечером / их сгоняет с крыш невидимый пастух / и / небеса / уходят огромными стадами в укрытие / где тепло / и уютно / уступая свое / место / иным / небесам / другим / значит». Очередная «Новая реальность» (№21, 2010) публикует стихи Александра Петрушкина и Данилы Давыдова: «видал и что же из того / пора идти домой / бегом, живое существо / ахдайжебожемой // смотри какие-то кусты / смотри какой-то дом / прости меня за всё прости / я трудно думаю сейчас / и говорю едвась / но ничего им не отдам / я не отдам не им». На Polit.Ru — новые стихи Инны Лиснянской: «А теперь начни читать с конца: / Не велик лексический запас. / Мир по обе стороны лица / Шире широко раскрытых глаз».
• Завершается премиальный сезон этого года. Журнал «Октябрь» присудил ежегодные премии за лучшие публикации. В поэтической номинации премию получила Ирина Ермакова за стихотворение на евангельский сюжет «Свидетель Света». В Петербурге вручена местная поэтическая премия им. Геннадия Григорьева (не путать с Олегом Григорьевым!), призванная поощрять опыты в близком ее эпониму сатирико-ироническом духе. Лауреатом стал, как и ожидалось, московский поэт-сатирик Всеволод Емелин. Русская премия, напротив того, завершила прием работ (поэтических сборников, как сообщается, прислано 175). В жюри премии поэты в этом году представлены Тимуром Кибировым и Александром Кабановым.
• «Культурная инициатива» отчитывается о вечере Юрия Арабова и о презентации книги Ирины Роднянской «Мысли о поэзии в нулевые годы». New Times пишет о книге Павла Нерлера «Слово и “дело” Осипа Мандельштама». Неожиданно заинтересовался поэзией сайт Kasparov.Ru, там опубликована рецензия на книгу Андрея Родионова «Новая драматургия». На Polit.Ru — интервью Николая Байтова: «Основной смысл поэзии заключается в стремлении выразить невыразимое, в поиске способов выразить невыразимое. Выразить неуловимое или трудноуловимое речью. И в этой работе автор может достичь больших или меньших успехов. Но только он сам может оценить, насколько ему удалось выразить то, что он хотел. А реципиенту всё равно этот предмет остаётся недоступен, потому что поэт пользуется неконвенциональными средствами, т.е. такими средствами, относительно которых у него нет договорённости с реципиентом. Вот я и говорю: “вечной паузы зуд”, а у нас нет с тобой договорённости, как этот термин понимать. Такой договорённости и быть не может, потому что метафора одноразова». «Известия — Казахстан» публикуют интервью Дмитрия Кузьмина: «В том, что касается современности, у каждого своя история с траекторией. Есть какая-то точка входа в пространство текущей литературы. Скажем, там, где она теперешняя, но на привычную классическую больше похожа (условно говоря, Александр Кушнер или Олег Чухонцев — поэты хорошие и настоящие, но, так сказать, из арьергарда). Или, наоборот, там, где есть простые внешние признаки остроты, современности, молодежности (как, бывает, спросишь какого-нибудь юного собеседника о поэзии, а он в ответ называет, а то и цитирует рокеров и рэперов). С той стороны, с какой мы вошли, нам приятнее и удобнее. Но рано или поздно приходится столкнуться с чем-то совершенно противоположным по духу и стилю. И тут надо понять, что не все на свете можно рассчитать на первый-второй-десятый, на лучше-хуже — не может быть Северного полюса без Южного, широта пространства задается далекими друг от друга краями, а свободно дышится лишь в широком пространстве. Больше всего дает человеку для развития то, что ему непривычно, непонятно, вызывает сопротивление».
• В Перми завершился фестиваль «СловоNova». О нем пишут «НГ-ExLibris», Permnew.Ru, уделивший особое внимание презентации альманаха «Транслит», «АиФ» и «Соль». На фестивале были вручены две премии: «Слово» — известному поэту Виталию Кальпиди — и Nova (премия для начинающего талантливого поэта). Последнюю получил Артур Матвеев. Во «Взгляде» имеется интервью Андрея Родионова — насчет фестиваля и не только: «Москва — это город ментов, охранников и гастарбайтеров. Конечно, здесь очень много интеллектуалов, но они не играют той роли, которую играет университетская прослойка, скажем, в Перми. Все образованные люди в городе знают своих профессоров. А в Москве никто не знает, кто у нас ректор МГУ. То есть если спросить первого встречного на улице, он не скажет. А в Перми наугад выбранный человек вполне может ответить на аналогичный вопрос». В Санкт-Петербурге тем временем проходит выставка рисунков Иосифа Бродского, а «Ореанда» сообщает, что музей поэта откроется в его родном городе в 2012 году.
{-tsr-}• Кроме того: Русская православная церковь в лице главы Екатеринбургской епархии архиепископа Викентия решила внести свой скромный, но весомый вклад в отечественную пушкинистику. Владыко, в частности, заявил, что творчество поэта «напрямую зависело от того духовного настроя, который он испытывал в тот или иной период своей жизни». Не чужды поэзии и представители исламского духовенства: объявлен V Всероссийский поэтический конкурс «Пророк Мухаммад — милость для миров». С нетерпением ожидаем поэтических инициатив, исходящих от представителей иудаизма и буддизма.
«Москва — это город ментов, охранников и гастарбайтеров. Конечно, здесь очень много интеллектуалов, но они не играют той роли, которую играет университетская прослойка, скажем, в Перми.... в Москве никто не знает, кто ректор МГУ. То есть если спросить первого встречного на улице, он не скажет».
Ну, первого встречного в Москве все же лучше спросить, а давно ли он здесь.
Во-вторых, то, что "интеллектуалы" делают вид, что не знают, как зовут Садовничего, может это все же не в минус - "интеллектуалам". Конечно, не такой запредельный случай, как с ректором Санкт-Ленинградского ун-та им.Жданова (там-то "знающему" интеллигент, в общем-то, морду бить обязан, иначе какой же он интеллигент:), но все же.
Студентка местного педа Юлия Бадашкеева, написавшая на презентацию Транслита рецензию, (не позволяющую, к сожалению, читателю узнать ничего о мероприятии, но зато характеризующую устройство этой самой "университетской прослойки в Перми"), конечно, доставляет...