Главное в его поэзии – это ее сердцевина, выношенный негативный философский взгляд, сопряженный с гениально отточенной метафорикой, с умением создать образы, не буквальные, а самодостаточные в своей чисто художественной ткани.
Юбилей Бродского, «Новая камера хранения» и поэты вне метрополии
• Свежий номер «Нового мира» (№5, 2010) открывается стихами Марии Галиной: «Уснул в автобусе, вроде совсем немного и спал, / А как вышел — смотрит, совершенно чужой квартал, / Лужи на мостовой, подстанции, пустыри, / Лиловым мусорным светом горящие фонари. / Вдобавок кто-то за спиной неразборчиво говорит: / А ну-ка посмотрим, что у него внутри». Кроме того, имеют место стихи Адама Глобуса в переводе с белорусского Светланы Буниной и подборка Евгении Риц: «В марте снег пошёл, как три месяца до не падал, / НеЧитать!
• Обновилась «Новая камера хранения». Опубликованы новые стихи Олега Юрьева, а в «Альманахе НКХ» имеют место среди прочих Ольга Баженова, Александр Месропян, и Марианна Гейде: «Черёмуха-муха-благоуха — / вот стая мух, слетевшись на скелетики соцветий, / пирует майский воздух, / охвачен запахом со всех сторон, / я — легкие, и весь из пузырей, / слетевшихся из спаянных колец, / в меня черемухой пыхнул / творец всех мыльных пузырей». В критической части Олег Юрьев пишет о стихах Ильи Риссенберга и о лирической настоятельности советского авангарда, а Игорь Булатовский — о Пауле Целане. Кроме того, в номере публикуется одно стихотворение Бенедикта Лившица и текст Олега Юрьева о нем. В библиотеке Imwerden.de появился «Новый естествослов» Бориса Херсонского. Отдельно следует упомянуть об открывшемся сайте, посвященном Всеволоду Некрасову. Некоторые разделы пока не работают, но начало многообещающее. Кроме того, вышел в свет 15-й, «балканский» номер альманаха «Дирижабль».
• 24 мая исполняется 70 лет со дня рождения Иосифа Бродского, которому посвящено на этой неделе множество публикаций. В «Коммерсанте» о Бродском пишет Анатолий Найман: «Он не стеснялся своих интонаций сильнейшего напора, захлеба, взрыда — как и жестикуляции, требовавшей все большего объема помещения, улицы, города». В журнале «Лехаим» — снова Анатолий Найман и Давид Маркиш. «Литературная газета» публикует эссе Евгения Рейна: «Главное в его поэзии — это ее сердцевина, выношенный негативный философский взгляд, сопряженный с гениально отточенной метафорикой, с умением создать образы, не буквальные, а самодостаточные в своей чисто художественной ткани». «Радио Свобода» предлагает вниманию читателей (и слушателей) цикл мультимедийных материалов «Бродский в Нью-Йорке»: «Morton, 44», «Учитель поэзии» и «Концерт». Здесь же публикуется эссе Александра Гениса «Бродский на тресковом мысе». Deutsche Welle исследует отношения Бродского с Германией. Издательство «Розовый жираф» выпустило в свет «Балладу о маленьком буксире». Издание это не совсем обычное: «Наследники Иосифа Бродского бесплатно передали “Розовому жирафу” права на публикацию. Художник Екатерина Марголис бесплатно сделала макет и иллюстрации, а также написала послесловие. Бюро “Виртуальная галерея”, наш постоянный партнер, бесплатно подготовило книгу к печати в типографии. “Розовый жираф” купил бумагу, а московская типография “Новости” бесплатно напечатала тираж. И теперь абсолютно все деньги, вырученные от продажи книги, будут перечислены на благотворительные программы фондов “Адвита” и “Подари жизнь!” для помощи детям с онкологическими заболеваниями». Заказать книгу можно в издательстве.
• «Часкор» публикует интервью с Сергеем Гандлевским. На вопрос о том, верит ли он в наличие у поэзии мистического начала, Гандлевский, в частности, отвечает так: «В “мистическое начало” я не верю, во всяком случае, никогда с ним не сталкивался. Если уж на то пошло, можно говорить о “мистическом конце” — непредвиденном результате работы». На Polit.Ru появился транскрипт беседы Леонида Костюкова с Александром Беляевым. Латвийский Telegraf.LV беседует с Сергеем Тимофеевым: «По сравнению с размерами города круг людей, интересующихся поэзией, в Риге немаленький. Где-то в середине 90-х был упадок интереса, когда поэзия, потеряв свою гражданскую функцию, растерялась. Но потом, уже к началу нулевых, этот интерес стал расти — появились новые формы подачи, поэтические вечера стали проводить вместе с диджеями, с видеоартом. Это помогает наладить контакт с аудиторией, которая меньше читает, а больше смотрит и слушает. Есть и противоположный вектор: ведь мощная коммерциализация искусства, произошедшая и происходящая на наших глазах, поэзии почти не касается. И люди, коммерциализацию эту отвергающие, чувствуют в поэтическом слове свободу от всего наносного, от рыночных игр». Украинское «Зеркало недели» интервьюирует Игоря Померанцева: «Мои книги издаются тиражами в тысячу экземпляров. Впрочем, книги поэтов метрополии издаются такими же тиражами. Я знаю, что естественное, инстинктивное отношение к поэтам зарубежья в России — это легкое, в лучшем случае легкое, отчуждение. Тебя не то чтобы ставят на свое место, не то чтобы это место — в чулане или на чердаке. Но так или иначе тебе дают понять: ты отрезанный ломоть. К тому же в культуре, литературе всегда есть внутреннее соперничество, поэтому раз уж ты отрезанный ломоть, то им и оставайся. Я не знаю, какой статус у меня в литературном мире сегодняшней России, знаю только, что мои книги издаются и что реакция критики на них вялая. Но я знаю, что книги распроданы. Это значит, что тысяча читателей у меня есть».
• В Белоруссии арестован лидер кампании «Говори правду!» Владимир Некляев. У него забрали компьютеры, мобильные телефоны, листовки, книги и также доставили в Ленинский РУВД на допрос. В данный момент он задержан как подозреваемый по уголовному делу, но обвинение еще не предъявлено. Кампания «Говори правду!» стартовала в феврале этого года, сообщает сайт «Хартыя'97», ее поддержали известные общественные и культурные деятели, в том числе писатели Рыгор Бородулин и Геннадий Буравкин, народная артистка Беларуси Зинаида Бондаренко, основатель фонда «Дети Чернобыля» профессор Геннадий Грушевой, академик Радим Горецкий и другие. «Цель кампании — разбудить белорусское общество, которое живет в условиях обмана и как бы не замечает его», — говорится в заявлении для прессы.
КомментарииВсего:1
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444076
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340529
- 3. Норильск. Май 1268323
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897634
- 5. Закоротило 822046
- 6. Не может прожить без ирисок 781784
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758314
- 8. Коблы и малолетки 740734
- 9. Затворник. Но пятипалый 470817
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402840
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370309
- 12. Винтаж на Болотной 343179
Эссе О. Б. Мартыновой не о Целане, хотя и опирается на известную цитату из него. О Целане — эссе И. В. Булатовского. И то, и другое, а также вышеупомянутая статья Юрьева находятся не в критической части НКХ, а в сетевом минииздании "Некоторое количество разговоров", которое является приложением к основной части НКХ (как и "Альманах").
Мне как дежурному редактору НКХ очень хотелось бы попросить автора обозрений о несколько большей внимательности.
С уважением
Кирилл Иванов-Поворозник