Мемориальные публикации, нападки на Василевского, чудесная новая премия и поэзия африканских стран
Имена:
Александр Бараш · Александр Стесин · Алексей Парщиков · Андрей Василевский · Анна Исакова · Анушка Анастасия Соломон · Аркадий Драгомощенко · Виталий Пуханов · Владимир Гандельсман · Владимир Лукичев · Геннадий Каневский · Джозефа Джабо · Джон Апдайк · Дина Гатина · Дмитрий Голынко-Вольфсон · Дмитрий Драгилёв · Евгений Осташевский · Евгений Сабуров · Евгений Степанов · Евгения Риц · Ирина Василькова · Ирина Ермакова · Михаил Генделев · Михаил Эпштейн · Мэрджори Перлофф · Олег Юрьев · Фаина Гримберг · Фридрих Гельдерлин · Ханс Магнус Энценсбергер · Хендрик Джексон
© wikimedia.org
• Появился в сети очередной номер «Нового литературного обозрения». В разделе «Новая социальная поэзия» публикуются тексты
Дины Гатиной и
Владимира Лукичева. В номере целых два мемориальных блока. Первый посвящен Михаилу Генделеву. В нем опубликованы тексты Александра Бараша «
Смерть и бессмертье — два близнеца…», Анны Исаковой «
Генделев: дендизм, нравственный императив и прочие странности», Валерия Шубинского «
Привет из Ленинграда», Майи Каганской «
Памяти “Памяти Демона”. Черновик прощанья», Михаила Вайскопфа «
Теология Михаила Генделева. Опыт аналитического некролога» и, наконец,
очерк самого Генделева об Анне Горенко. Второй мемориальный блок посвящен Алексею Парщикову. Здесь тексты о нем
Дмитрия Драгилёва,
Аркадия Драгомощенко,
Мэрджори Перлофф,
Хендрика Джексона,
Михаила Эпштейна,
Евгения Осташевского и
Дмитрия Голынко-Вольфсона. Кроме того, опубликованы
письма А. Парщикова (октябрь 2008 года — январь 2009-го) и его
стихи. Вниманию заинтересованного читателя предлагается также
рецензия Кирилла Корчагина на сборник Вениамина Блаженного, текст Валерия Кислова о «Записках неохотника» Бориса Ванталова и Петра Казарновского — о «Книге Кинга...» Владимира Эрля (оба в «
Хронике современной литературы»).
• Обновившиеся «Зарубежные записки» (№19, 2009) не слишком радуют нас по части стихов. Из прочего упомянем статью Е. Ермолина «
Проекты будущего», посвященную литературе в целом, однако и для современной поэзии критик находит несколько слов: «Сегодня мне ближе поэзия более нервная и тревожная, та, что сильнее обжигает. Слишком трудно становится жить и дышать, и хочется найти созвучие личным проблемам. Новый экспрессионизм. Он в поэзии даже более отчетлив, чем в прозе. Болевой нерв молодой поэзии наиболее очевидно сконцентрирован в стихах Ербола Жумагулова, Анны Русс, Игоря Белова, Аси Беляевой, Алексея Кащеева, Владимира Столбова, Натальи Ключаревой, Евгения Коновалова, Сергея Шабуцкого, Максима Свириденкова». «Новый берег» (№25, 2009) публикует стихи
Олега Юрьева и
Геннадия Каневского. В разделе «Поэтическая антология» имеют место также тексты
Евгении Риц и
Александра Стесина. Кроме того, журнал публикует
стихи Джона Апдайка в переводе Анастасии Бабичевой и
Фридриха Гельдерлина в переводе Вячеслава Куприянова. В том же номере короткое
наблюдение Александра Шапиро относительно одной строчки из стихотворения Альфреда Хаусмена.
Читать текст полностью
• В свежем «Октябре» (№8, 2009) новые стихи Ирины Ермаковой и очередной выпуск критического сериала «Сто поэтов начала столетия», затеянного Дмитрием Баком. На этот раз он посвящен Б. Ахмадулиной, Ю. Арабову и Б. Херсонскому. О последнем Бак, в частности, пишет: «Сапожник остается без сапог, пирожник без печи с пирогами, врач — при своей болезни, которую он сам не способен вылечить. То, что легко удается по отношению к другим, раз за разом срывается, когда взгляд героя стихов Херсонского обращается на него самого. Тогда срывается и его голос, он дает петуха, фальшивит — и вот именно эти диссонансы и есть лучшие перлы поэзии Херсонского». В «Неприкосновенном запасе» (№4 (66), 2009) опубликована статья Ильи Кукулина памяти Евгения Сабурова «Выстреливший собою»: «В значительной степени поэзия Сабурова по метафорике и по интонации восходит к Пастернаку, но является невозможным спасением пастернаковской традиции: если после Пастернака его «центробежную», психологически замкнутую поэзию можно было продолжать только эпигонски, то Сабуров предложил «антипастернаковское» прочтение традиции, заданной автором «Поверх барьеров». Пастернак показывал в своих стихах, поэмах, в романе «Доктор Живаго», что личное время человека важнее исторического, что только через личное время историческое и можно понять. Сабуров открыл, что личное время современного человека — интимные отношения и мыслительная работа, философские дискуссии и рассеянное ничегонеделанье — само может быть понято как «большая» история, протекающая в мировых координатах. И тогда, при такой установке сознания, человек может буквально творить историю — или ожидать ее возвращения в жизнь общества — не в какие-то специальные благоприятные моменты, а всегда, весел он или грустен, один или на людях». «Новый мир» (№9, 2009) публикует подборки Владимира Гандельсмана и Фаины Гримберг. Также в номере обнаруживаются публикация неизданной книги стихов Павла Потемкина «Париж» и рецензия Марии Галиной на книгу стихов Валерия Черешни.
• «НГ-ExLibris» публикует интервью с Виталием Пухановым, который постепенно становится фигурой, все более востребованной медиа. На вопрос о том, почему он, Пуханов, не считает лианозовцев и концептуалистов крупными поэтическими величинами, поэт отвечает: «Глупость, извините. Во имя каких идеалов мне не считать лианозовцев или концептуалистов крупными величинами? Вы неверно восприняли контекст моего интервью Варваре Бабицкой, там речь шла о том, что «культурное значение» не всегда удается поддержать всенародной известностью». Кроме того, Пуханов настроен оптимистически относительно размеров аудитории современной поэзии: «Я не видел пустых залов на поэтических чтениях очень давно. Это во времена моей юности, когда поэтические вечера проходили раз в месяц, вот там действительно сидели на разномастных стульях семь-десять человек, а двадцать — это был аншлаг. Сегодня 100 человек на вполне рядовом вечере — это нормально». Помимо Пуханова, то же издание интервьюирует Е. Степанова, который продолжает свою заочную полемику с «Новым миром». В частности, Степанов удивляется тому, что в «Новом мире» никогда не были напечатаны некоторые поэты, приводя при этом список из почти семидесяти имен, сам объем которого заставляет читателя предположить, что Е. Степанов много и часто размышляет об издательской политике «Нового мира». Кроме того, Степанов специально отмечает, что «НМ» публикует стихи Андрея Василевского, т.е. главного редактора журнала, и И. Васильковой. Степанов также признается в любви к стихам В. Прокошина, Ф. Чечика и А. Коровина. В том же выпуске ExLibris — доброжелательная рецензия на книгу упомянутого А. Василевского, исполненная в узнаваемой стилистике газеты: «Часто без пунктуации, как сейчас модно. Что называется, на любителя». Полемизируя со Степановым, автор рецензии пишет, что не видит «ничего предосудительного в том, что в «Новом мире» выходят не только «Периодики» (сквозные месячные обзоры СМИ), но и стихи Андрея Василевского».
• Выяснилось, что на сайте «Свободы» блог ведет на только Игорь Померанцев (последняя запись о Турции), но и Елена Фанайлова (правда, крайне нерегулярно, записей всего две). В программе Фанайловой на этой неделе, кстати говоря, обсуждали русскую англоманию; присутствовали, в частности, Григорий Дашевский и Виктор Голышев. Из Чувашии тем временем сообщают о предстоящей конференции «Г. Айги. Поэт от Бога, человек от земли» и о прошедшей встрече поэтов, писателей и журналистов Болгарии и Чувашии.
• Издательство «Факультет» совместно с «Артпарадом» и порталом Lookatme при поддержке Федерального агентства по делам молодежи объявили удивительный новый литературный конкурс «Facultet 2009», имеющий в виду и поэтическую номинацию, жюри которой составляют Евгений Евтушенко, Вера Полозкова, Владимир Новиков и Игорь Волгин. Три фамилии из списка так или иначе объяснимы, но как в него попал В. Новиков, в особенном интересе к поэзии или написании стихов не замеченный (составление сборника «Авторская песня» для средней школы не считается, да?), совсем уже непонятно. Об этом событии надо было написать, кажется, в августе, но сообщения по лентам пошли только сейчас (или мы попросту были невнимательны — тогда просим прощения). Главный приз конкурса — издание книги. Владимир Бондаренко в газете «Завтра» публикует очередной список лучших поэтов XX века, составленный из читательских дополнений к предыдущему. Вкусы читателей газеты «Завтра» широки. Тут и Ходасевич, и Кузмин, и Исаев, и Друнина, и Вс. Некрасов через запятую с Примеровым. «Литературная Россия» опрашивает граждан на предмет списка семи лучших поэтов XIX и XX века. Выбор респондентов и полученные результаты предсказуемы.
• Германский поэт и прозаик Ханс Магнус Энценсбергер (Hans Magnus Enzensberger) (см. также по-русски здесь), получил датскую премию «Sonning» за вклад в европейскую культуру. Ранее лауреатами присуждаемой каждые два года премии, денежный эквивалент которой составляет около $200 тыс., становились, в частности, Гюнтер Грасс, Ингмар Бергман, Юрген Хабермас, Симона де Бовуар, Дарио Фо, Ханна Арендт, Карл Поппер, Арнольд Швейцер и Уинстон Черчилль. Адам О'Риордан (Adam O'Riordan) пишет в блогах The Guardian о том, что поэзия — лучшее средство из тех, посредством которых выражает себя Эрос.
• Американская поэтесса малайзийского происхождения Анушка Анастасия Соломон (Anushka Anastasia Solomon) рассказывает в газете Denver Post о том, как получилось, что она приехала в США, чтобы стать журналистом и изменить мир, а закончила сочинением стихов. Mmegi Online публикует обзор только что вышедшей при содействии Британского Совета антологии современной поэзии Ботсваны. Утверждается, в частности, что девять поэтов, чьи тексты, собственно, и образуют антологию, снабжают читателя должным разнообразием «стихотворений различной длины, созданных в различной стилистике». Рецензент утверждает также, что антологию «более чем стоит прочитать» поскольку она «в творческой манере информирует читателя о важных вещах, — например, о природе, о терроризме в противопоставлении с мирной жизнью, о музыке, переменах, развитии, достижении поставленных целей и героизме». Поймите правильно: ирония здесь направлена исключительно в адрес рецензента, а антологию почитать и вправду было бы любопытно: мало кто (если такие люди вообще есть) в России представляет себе, что происходит сегодня в поэзии африканских стран. Вот и газета Daily Monitor (Уганда) сообщает нам о выходе книги христианской поэзии Джозефы Джабо под названием «Древо Маммоны» (The Mammon Tree).
• Если у вас есть новости, которые вы хотели бы видеть в этих обзорах, присылайте их, пожалуйста, на адрес: [email protected]. До встречи через неделю.
Владимир Новиков. Книга о пародии http://www.ozon.ru/context/detail/id/1948253/
Работы о Геннадии Айги и Викторе Сосноре http://www.ruthenia.ru/60s/kritika/novikov.htm, http://www.intrada-books.ru/novikov/novikov_bib.html
и многое другое