Я знала, что он гений, еще до нашей встречи в 1977 году.

Оцените материал

Просмотров: 16406

Валентина Полухина: «Когда я спрашивала о влияниях, он говорил: “Навалом — и ни одного”»

08/10/2009
Крупнейшая исследовательница творчества Иосифа Бродского о путешествиях поэта, его связи с Пушкиным, заимствованиях и тропах

Имена:  Валентина Полухина · Иосиф Бродский

©  Виктор Васенин / Российская газета

Валентина Полухина: «Когда я спрашивала о влияниях, он говорил: “Навалом — и ни одного”»
5 октября 2009 года в пресс-центре «Российской газеты» прошла презентация новой книги Валентины Полухиной об Иосифе Бродском – «Больше самого себя». Это уже пятнадцатая и, по словам исследовательницы, предположительно последняя ее книга о поэте. На презентации выступили издатель книги, томский переводчик Андрей Олеар, писатель Андрей Битов, священник Михаил Ардов и другие люди, знавшие Бродского в разные периоды его жизни. После презентации Валентина Полухина дала небольшое интервью корреспондентам OPENSPACE.RU и «Радио Свобода».
— В чем новизна вашей последней книги на фоне множества исследований о Бродском?

— На самом деле она предназначена для исследователей больше, чем для широкой публики. Я поднимаю темы, которые мало исследованы или почти не исследованы. Например — «Бродский и Данте». Это огромнейшая тема на много диссертаций. Бродский в конце жизни горевал о том, что он не написал свою «Божественную комедию». Он читал Данте всю свою жизнь, это была его настольная книга. Меня заинтересовало, что же у него от Данте. Но эта тема только подана, только задета, я только на нее намекнула. Потому что нужно хорошо знать латинский язык, итальянский язык — нужно быть специалистом. Также тема «Бродский и Пушкин», потому что многие связывают Бродского с разными поэтами, но меньше всего — с Пушкиным. Пушкин присутствует в нем изначально. Но главным образом это скорее информативные книги: там собраны все библиографии его интервью, библиографии его прозы, и, более того, я горжусь, что сделала такую картографию путешествий Бродского по миру. Все, что я могла собрать: даты, годы, месяцы; где он был — в какой стране, в каком городе после 1972 года по всему миру. Я уверена, что она неполная, но проще дополнять, чем составлять сначала. Вот это — совершенно новое. Точные даты, точные годы, где он был, в каких городах. И когда на это взглянешь — на эту сетку путешествий, то понимаешь, почему Чеслав Милош назвал его культурным империалистом.

— А как это удалось сделать?

— Потому что у меня все это записано. Если вы видели «Иосиф Бродский — эпоха, труды…» * — это хронология его творчества, где я собирала каждый год по месяцам: где он был, что делал, что написал, что опубликовано, что не опубликовано, я собрала все неопубликованное — не только из марамзинского четырехтомника, но и из архива. У меня есть люди, которые присылали мне все из архивов — по крайней мере, название и первую строчку. И его путешествия — мне хотелось, чтобы было наглядно видно, где он был. Когда это в контексте, это все тонет в огромном океане его жизни, а если это вынести — это очень любопытно, как он объездил Турцию, Рим, Грецию, не говоря уже про всю Европу, — только вот не был в Китае. Его пригласил, между прочим, японский император однажды, и он уже принял приглашение, но потом отказался. К нему пришли из японского посольства и сказали: «Слушайте, никто не может отказать японскому императору!» — а Иосиф отказал.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • i1g2o3r4· 2009-10-08 17:22:24
    В тестах Иосифа Бродского есть много тайного , неведомого , предсказания будущего . Этим обстоятельством , как правило , определяется гениальность большого художника . Он бесстрастный исследователь времени в котором живёт сам , и в котором предстоит жить другим поколениям . Его Поэзия - Завещание , исповедь , переживание , духовное томление , рождение веры . Бродский создаёт самого себя из языка , в котором чувствует себя как дома , как полновластный хозяин. Его мысли становятся чувством времени , созидающей силой бытия , возможности пережить невозможное - накал страстей , любовь к жизни , веру в самого себя . И в других . Он делает это с уважением к языку и читателю , с чувством такта и меры - грациозно - без лишних эстетических движений . Спонтанно . Голосом сердца . Светлой душой . Доверием к слову . Поэтическое наследие Иосифа Бродского - нравственное послание к Человеку , Времени , Судьбе . НО лучше покориться данности с короткими её дорогами , Которые потом по странности покажутся тебе широкими , Покажутся большими пыльными , усеянными компромиссами , Покажутся большими крыльями , покажутся большими птицами . Да лучше покорится данности с убогими её мерилами , Которые потом по крайности покажутся тебе перилами , Хотя и не особо чистыми удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице . С УВАЖЕНИЕМ ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
Все новости ›