Ощущение телесной инакости другого, более благополучного биологического вида, которая сперва притягивает, а после вызывает физическую же гадливость.

Оцените материал

Просмотров: 12732

Лара Вапняр. Мемуары музы

Варвара Бабицкая · 15/03/2012
Этот написанный по-английски для американского читателя роман позволяет увидеть, какая часть русского литературного опыта оказалась конвертируемой в чужой язык

Имена:  Лара Вапняр

©  Виктория Семыкина

Лара Вапняр. Мемуары музы
«Мемуары музы» — роман о русской эмигрантке в Америке, ищущей свою, совсем не американскую, мечту; «очередной» — можно было бы сказать, потому что такие книжки после довлатовской «Иностранки» можно выделить едва ли не в отдельный жанр новейшей русской литературы, если бы не важное отличие: Вапняр пишет не для диаспоры и даже не для далекого русскоязычного читателя в Метрополии. Ее роман, как и предшествовавшие ему рассказы, написан по-английски и для американцев (оригинал вышел в США в 2006 году). Как сообщает редакционная справка, «Лара Вапняр стала третьим (после Владимира Набокова и Сергея Довлатова!) молодым русским автором, удостоившимся публикации в “Нью-Йоркере”. В отличие от большинства писателей-эмигрантов, она сразу начала писать по-английски и, по отзывам критики, блестяще в этом преуспела. Первый же ее сборник рассказов (2003) был восторженно принят и выдвинут на несколько литературных премий».

Русская литература ревниво относится к успеху на международном читательском рынке (это удел немногих) и с особым вниманием — к русским, которым удался не просто литературный экспорт, но и литературная натурализация в чужой стране — вспомнить хотя бы шумный успех Михаила Идова или Ольги Грушиной. Роман Лары Вапняр в этом смысле тем более интересный предмет для изучения, что он во многом следует именно русской традиции и глубоко в ней укоренен, но успешно пересажен на чужую почву.

«Мемуары музы» — история советской школьницы Тани, которая в пятнадцать лет, не обнаружив в себе талантов ни к чему в особенности, придумала себе предназначение в жизни: стать музой гениального писателя, нового Достоевского. Но не такой, как добрая и практичная его жена, Анна Григорьевна: Таню вдохновляет образ Аполлинарии Сусловой, чей «мучительный следок» она находит во всех романах Достоевского — то в Грушеньке, то в Настасье Филипповне. То есть вдохновлять будущего гения Таня собирается при помощи секса, о котором, впрочем, имеет самое расплывчатое и очень непривлекательное представление. Окончив без увлечения институт, Таня уезжает в Америку, где ей как будто предопределен безрадостный и многократно описанный путь русского эмигранта: работа ассистентом зубного врача, английские курсы, компьютерные курсы, потом, если повезет, приличная работа «с американцами», дом (сперва в плохом районе) и т.д. Но тут-то она и встречает в книжном магазине своего гения — успешного американского писателя по имени Марк, переселяется в его пентхаус и начинает вдохновлять. Однако весь план идет псу под хвост после одного пренеприятнейшего открытия: ее Достоевский — бездарь.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›