Обучение происходит через свидетельство, вовлечение в чужую сексуальную аномалию.

Оцените материал

Просмотров: 27898

Сергей Уханов. Черная молофья

Игорь Гулин · 09/02/2012
Проза Уханова обладает ярким терапевтическим эффектом: можно сказать, что она представляет собой своего рода инструкцию по выживанию

©  Тимофей Яржомбек

Сергей Уханов. Черная молофья
Сборник рассказов питерского поэта и прозаика Сергея Уханова, выпущенный недавно издательством Kolonna, привлекает внимание страшноватым названием и человеком с большой мошонкой на обложке. Кажется, будто под ней — провокативный курьез (вроде художественных текстов Паука). Между тем эти рассказы — одно из самых интересных событий в русской прозе последнего времени.

Ранее поэзия Уханова публиковалась в «Митином журнале» и альманахе «Вавилон»; там же, в «Колонне», выходила книжка «Дерзкий язык». Его стихи, авангардистские радения, построенные на изысканной еретической эхолалии («выеби господи нам мозги / вымети правый из них родовую дурь»), предназначены читателю либо слегка мазохистическому, либо предельно лояльному (а скорее всего, то и другое сразу). Проза Уханова тоже лишена особого дружелюбия, но готова дать читающему гораздо больше.

«Черная молофья» в основном состоит из описаний разного рода загадочно-неприятных историй, частично случившихся с переходящим из текста в текст рассказчиком, частично — со сторонними несчастными персонажами. Мальчик приходит в гости, где другой мальчик внезапно снимает штаны и знакомит его со «своим питоном». Во время сборки металлолома два школьника устраивают драку за одноклассницу, и один убивает другого железякой. Юноша изнуряет себя беспрестанным онанизмом, к нему вызывают священника, и «бес самоудовлетворения» переходит на самого батюшку. Всеми нелюбимая одинокая старушонка мечтает о хорошей трости, и трость чудесным образом появляется у нее, но в сопровождении необъяснимого матерного текста, разрушающего представления героини о мироустройстве (чудесный рассказ «Трость» можно прочитать тут).

Эти крайне жестокие тексты (часто в них происходят вещи гораздо страшнее вышеописанных) вызывают у читателя в первую очередь неожиданное чувство радости, почти счастья. Речь вовсе идет не о садистическом удовольствии. Ухановская проза обладает ярким терапевтическим эффектом. Можно сказать, что она представляет собой своего рода инструкцию по выживанию.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • Alexandr Butskikh· 2012-02-09 12:42:36
    Отличная статья. Такая легкость в изложении дорогого стоит.
  • Elijah Johelson· 2012-02-09 14:21:32
    рецензия на книгу на несколько порядков выше самой книги - и технически и художественно, тем самым не соответствуя действительности чуть более, чем полностью. книга уханова - действительно выделение\секреция гопника-шутника, вызывающая отторжение своей тупостью и несвежестью
  • NovoeVremya· 2012-02-09 15:20:17
    Согласен с предыдущими отзывами. Статья очень хорошая.
    Поэзия Уханова вызвала неоднозначное впечатление (но все-таки в сторону положительного). До прозы еще не добрался, но как-то мелькают отзывы что она не очень.
  • Николай Петров· 2012-02-09 17:13:57
    Интересно, что по Гулину в ухановском "универсуме опыта" "первосцена" и "стадия зеркала" как бы (опять-таки - "парадоксально") совпадают...
    А что до прецедентов речевых манифестаций такого рода ("детского") опыта в культуре, то кажется уместным в контексте этой рецензии вспомнить Мандельштама: "Никогда я не мог понять Толстых и Аксаковых, Багровых-внуков, влюбленных в семейственные архивы с эпическими домашними воспоминаниями. (...) Там, где у счастливых поколений говорит эпос гекзаметрами и хроникой, там у меня стоит знак зияния (...)"
    Это ведь тот знак зияния, что неизменно присутствует в текстах “розановской линии” и даже её как таковую конституирует. (Не исключая и самого Мандельштама-прозаика, что показывает, что связывать преимущественно “лунный свет” с мучительностью “опыта” нерелевантно. В “Шуме времени” роль “гея” отведена ”разночинцу” и важно, что это - социальная категория.)
    Так вот, эта фрагментарная проза зияний, междометий и умолчаний не противопоставлена эпосу романа воспитания (как написал Бернштейн), а выполняет более качественно и адекватно (с точки зрения 20 в.) сходную функцию - транслирует глубинный, а главное - общезначимый - опыт, который по самому его существу не может быть высказан прямо. Именно поэтому у Харитонова и Ильянена в принципе была возможность преодолеть субкультурные рамки. И Кузмин не составляет альтернативы “розановщине”, а как бы соединяет в “Крыльях” два агрегатных состояния ”опыта”, 19 и 20 вв. Этот самый опыт, транслируемый “пробелами” текста - ни чисто экзистенциальный, ни чисто социальный, скорее это какая-то чистая до-словесная обращенность субъекта речи на самого себя, поэтому и можно ошибочно назвать этих авторов эскапистами. Однако именно это дословесное состояние как “опыт” и разделяем в иные моменты мы все…
  • trepang· 2012-02-10 00:25:32
    соглашусь, что много хорошей энергии потрачено на ерунду: что такого чудесного в рассказе "Трость" (такой рассказ пишется минут за десять), непонятно.
  • Никита Миронов· 2012-02-10 03:04:51
    мне понравился рассказ "Марк" и рассказ "Порченная". Буду читать их детям, когда подрастут.
  • Никита Миронов· 2012-02-10 03:07:29
    т.е. Порченая.
  • Valentin Alen· 2012-02-10 16:12:10
    Масодова напоминает? или совсем другое?
  • Никита Миронов· 2012-02-10 18:04:56
    Valentin Alen, у Масодова мир сказочный, а здесь предельно реальный.
  • Dmitry Danilov· 2012-02-10 18:42:34
    Что-то о Масодове совсем ничего не слышно.
  • Tatiana Raush· 2012-02-10 21:08:48
    Прекрасные житийные рассказы о русской жизни, лучшие из них печальные и пронзительные, скорее не "Трость", а другие, самые точные, о старушках, мальчиках и девочках, которые ходят под Богом - их можно читать детям, да.
  • Alexandr Butskikh· 2012-02-10 21:09:38
    2 Николай Петров
    Ни "первосцена", ни "стадия зеркала" в статьи не упоминаются... Соответственно, их совпадения немыслимы. Ни в этой статье, ни в иной..
    В реальности - тем паче.
  • Николай Петров· 2012-02-13 12:14:25
    2 Alexandr Butskikh
    Вы абсолютно правы))
Все новости ›