Остросоциальный детектив о Девушке с Ленивцем, живущей в трущобах Йоханнесбурга, на поверку оказывается проще, чем представляется
Имена:
Лорен Бьюкес · Стиг Ларссон · Филип Пулман
© Евгений Тонконогий
Если предположить, что все посетители книжных магазинов делятся на тех, кто не подходит близко к книжкам с обложками как у этой, и на тех, кто их с удовольствием читает, то придется сразу признать: рецензия написана с позиции первых.
«Зоосити» — фантастический роман южноафриканской писательницы Лорен Бьюкес, написанный в 2010 году. Действие происходит в наши дни в
Йоханнесбурге, под вымышленными названиями легко угадываются те или иные вполне конкретные топографические объекты, то и дело упоминаются современные поп-звезды, политические деятели и события. Сюжет основывается на поисках пропавшей юной певицы, в результате которых хорошие хоть и побеждают, но без особого триумфа, а зло не особенно наказывается, хотя и раскрывается. Главная героиня по имени Зинзи Лелету Декабрь — бывшая журналистка и наркоманка, которая расследует похищение по заказу продюсера певицы, пытаясь таким образом заработать, чтобы отдать долги (писание шаблонов нигерийских писем и другие случайные заработки приносят не очень много денег). В общем, фантастического в сюжете не так уж и много.
Но детективная линия — не главное в этой незамысловатой интриге. Куда важнее мистическое содержание. Зинзи — не просто бывшая наркоманка, она — девушка с ленивцем, «оживотненная» им за совершенное ей в прошлом преступление. Собственно, идея «оживотненности» и составляет главное содержание романа. Преступники получают самых разных зверей, с которыми не могут отныне расставаться. Помеченные таким оригинальным образом зоолюди, естественно, становятся если не изгоями, то уж во всяком случае особым сортом людей, которых в приличном обществе стараются избегать. Зоолюди живут преимущественно в Зоосити — трущобном преступном квартале Йобурга. Формально у района нет границы на замке, но в действительности это гетто, в котором приличные люди предпочитают не появляться, а у зоолюдей, в свою очередь, немного шансов устроиться где-то в другом месте. Но у наказания в виде животного есть еще одна сторона. Вместе с животным человек получает какой-нибудь особенный дар — так у Зинзи и появляется ее способность находить потерянное. Да и вообще отношения у оживотненных и их питомцев вполне трогательные и дружелюбные.
Читать текст полностью
Весь фантастический план романа, хотя правильнее все же называть его мистическим, сводится к этой теме взаимоотношений между человеком и его животным — связь крепка, и даже в каком-то смысле смерть не может разлучить их. Поскольку дело происходит в Африке, нельзя не вспомнить о местных традиционных верованиях с их богато разработанным культом предков и ритуалами общения с различными духами, в которых активно участвуют мертвые и разные другие представители потустороннего мира. И чем больше магических подробностей о животных и даре, который они приносят, становится известно по ходу развития сюжета, тем более правдоподобно и прозаично они выглядят.
Можно сказать, что магия наравне с убийствами, наркотиками, нищетой, войнами и боевиками выглядит, как говорится, неотъемлемой частью африканской действительности. Впрочем, правдоподобность, как честно признается писательница в списке благодарностей, была ее особенной заботой: «Сделать фантастику правдоподобной очень трудно, особенно в одиночку. Мне повезло с единомышленниками». И далее перечислены помощники — от знакомых журналистов до совершенно незнакомых, но отзывчивых читателей блога писательницы в Твиттере, которые снабжали ее сведениями из разных областей — от современной африканской поп-музыки до устройства канализационных стоков. Кажется, похожим образом устроен мир фанфиков — продолжений романов, которые сочиняют одни поклонники, а другие помогают им с проверкой фактов и других соответствий оригиналу. Конечно, «Зоосити» — не фанфик, а вполне самостоятельное произведение; впрочем, оно выглядит как результат умелой компоновки нескольких хорошо усвоенных концепций, сюжетов и образов героев.
А читателю, которого повествование не увлекает само по себе, только и остается, что искать аллюзии в современной массовой культуре и пытаться понять, по какой причине этот текст может быть интересен настоящим ценителям, каковые, без всякого сомнения, у него есть. Чего стоит хотя бы присуждение «Зоосити» уважаемой Премии Артура Кларка за 2011 год как лучшему научно-фантастическому роману, впервые опубликованному в Великобритании за последний год.
Контекст, в который можно поместить этот роман, вполне выстраивается в виде списка. Не случайно в самом повествовании, ведущемся от первого лица, то есть от лица главной героини, то и дело появляются разного рода отступления — в виде газетных интервью, научных заметок о природе оживотненных, отрывков из репортажей, словарных статей о природе зоолюдей и тому подобных свидетельств. Итак, что нам напоминает рассказ о девушке с ленивцем, живущей в трущобах Йобурга?
Во-первых, трилогию «Темные начала» Филипа Пулмана, точнее, первый роман — «Северное сияние», в котором среди прочих существ живут и действуют так называемые деймоны — животные, везде сопровождающие своих хозяев, своеобразное воплощение души. Ленивец Зинзи Декабрь вполне мог бы вписаться в эту деймонологию. Хотя животные в «Зоосити» и даются за убийство, то есть в каком-то смысле воплощают совершенные грехи, но по своим повадкам скорее напоминают ангелов-хранителей.
Во-вторых, фильм «Район № 9», в котором случайно попавшие на Землю инопланетяне живут в гетто в нечеловеческих в буквальном смысле условиях, причем дело происходит все в том же Йоханнесбурге. Действительно, потенциал темы апартеида еще далеко не исчерпан современной культурой. Зоолюди — такие же парии, погружающиеся на социальное дно, которым трудно вернуться к обычной жизни (к ПЖ — прошлой жизни).
А в-третьих — хотя это далеко и не самая очевидная параллель, — нельзя не вспомнить еще одну трилогию, имевшую куда больший успех, чем миры Пулмана, даром что совсем не фантастическую. Это, конечно, «Миллениум» Стига Ларссона и первый роман в серии — «Девушка с татуировкой дракона». Дело, конечно, не в изображении животного на плече героини, хотя это и смешная деталь, из которой могла бы получиться интересная история превращения «Дамы с горностаем» (в статье в Википедии утверждается, что именно эта картина Леонардо да Винчи вдохновила Пулмана на создание его деймонологии) {-tsr-}в девушку с татуировкой дракона, а затем и в девушку с ленивцем. Характер раскованной барышни с пирсингом, созданный Ларссоном, явно пополнил копилку поп-культурных образов, которой пользуется и Лорен Бьюкес. Но помимо женского характера есть еще одно — более существенное — сходство. И Ларссон, и Бьюкес строят детективный сюжет на основе злободневного социального материала. И если в Швеции это разоблачение нацистского прошлого тех или иных видных представителей общества, то в ЮАР это наркоторговля, бесконечные военные конфликты, беженцы, ну и колдуны и общение с духами заодно. Так что, возможно, Бьюкес решила подняться на той же волне остросоциального детектива.
Есть, правда, и другой вариант. Роман «Зоосити» не предназначен для таких широких толкований, и тогда вместо всего вышенаписанного можно сделать только один вывод. Если на книге большими огненными буквами написано «Не трогай меня», стоит прислушаться.
Лорен Бьюкес. Зоосити. — М.: Центрполиграф, 2011
Перевод с английского А. Кровяковой