В космос мы летаем, но робот, способный намылить тарелку, ополоснуть ее в раковине и поставить сушиться — это по-прежнему из области фантастики
Имена:
Митио Каку
© Павел Пахомов
Мне давно уже приходил в голову незатейливый сюжет для фантастического рассказа. Он заключался в том, чтобы дать десятилетнему мне (или любому другому моему ровеснику из схожей социальной среды) возможность заглянуть из 1980 года в мою же сегодняшнюю жизнь. Здесь не место говорить о том, что осталось (порой — к глубокому сожалению) неизменным.
Речь о том, что показалось бы полной и невозможной фантастикой. Вот телефон, который «сегодняшний я» носит с собой в кармане; он звонит разными мелодиями из моих любимых песен и показывает фотографию звонящего. Но это не просто телефон с картинками — это еще и фотоаппарат: достаточно нажать на кнопку, чтобы на экране (у телефона есть экран) возникла картинка; пленку не нужно проявлять и закреплять ни секунды, и изображение цветное! Мало того: можно даже снять кино и тут же его просмотреть, и оно будет со звуком! В этом же устройстве (которое, честно говоря, как-то странно называть телефоном) есть карта Москвы, и она показывает мне, в каком месте города телефон сейчас находится. Вместо того чтобы разговаривать с человеком, можно послать ему телеграмму, не заходя на почту, и он тут же получит ее на таком же устройстве! Оно играет музыку и показывает кино, а еще в нем есть словари, энциклопедии, а еще он может показать, какая погода в разных городах мира, а еще у него можно спросить, например, рецепт борща (письменно или устно — устно, правда, лучше по-английски), и он даст сразу много вариантов ответа! А вот как этот «сегодняшний я» работает: он садится перед большим плоским телевизором, нажимает на клавиши плоской пишущей машинки, и на экране возникают слова! И если «я» ошибается, то можно стереть ошибку и исправить ее сразу! И попросить телевизор проверить ошибки! А потом телевизор как-то переключается на другую программу, и там есть словарь, и есть кино на иностранных языках, и друзья звонят как будто по телефону, только их видно. А когда «я» заканчивает работу, то посылает написанную статью по специальной скоростной почте, и через минуту от редактора из Англии по-английски приходит ответное письмо — они там ее уже получили!
Продолжить эту фантазию по силам любому человеку старше определенного возраста; причем если вдуматься, станет понятно, что технологическое и социальное изумление в нем неразрывны. То, что за минуту можно несколько раз обменяться письмами с Англией (и с Америкой! и с,
horribile dictu, Израилем!), удивительно не только из-за революционно изменившейся скорости коммуникаций. Если задуматься еще глубже, станет очевидно, что одно связано с другим: удерживать напор технологий в современном мире может себе позволить разве что Северная Корея; ни Китай, ни Иран, ни Белоруссия все-таки в полной мере не справляются.
«Физика будущего» американского ученого и популяризатора Митио Каку — отчет о подобном изумлении, которое охватило бы нас при взгляде в будущее на двадцать, пятьдесят, сто лет. Это рискованное предприятие, потому что прогнозы часто не сбываются, и какая-нибудь неожиданность может все радикально изменить. На этот счет Каку не обольщается. Всем надоевший пример — про первую конференцию по городскому планированию в 1898 году и капитуляцию делегатов перед неразрешимой транспортной проблемой в городах, которые должны были вскоре утонуть в море конского навоза, — он не приводит, зато цитирует и Чарльза Дуэлла, комиссара американского Патентного бюро («Все, что можно изобрести, уже изобретено», 1899), и Гарри Уорнера (одного из братьев Уорнер), сказавшего в 1927 году: «Какому идиоту захочется слышать, как актеры разговаривают?»
Читать текст полностью
Несмотря на эту опасность, Каку широкими мазками рисует перед читателем картину развития науки, техники, общества и экономики на ближайшие сто лет. Каждая глава посвящена какому-то конкретному аспекту будущего — компьютерам, медицине, нанотехнологиям (да-да, это не только смешное слово и Чубайс), распределению ресурсов, энергетике, покорению космоса и т.д. (Слово «физика» в названии книги, в сущности, недоразумение: сам Каку — физик, и почти все, конечно, можно свести к физике, но медицина, биология, инженерные задачи или прикладная математика играют в книге ничуть не меньшую роль, чем собственно физика.) Каждая глава разделена на три части: близкое будущее, среднесрочный прогноз (40—60 лет) и долгосрочный прогноз (около 100 лет).
В складывающейся картине мне хотелось бы отметить несколько важных особенностей. Во-первых, разные области науки, техники и прикладной инженерии развиваются крайне неравномерно. Машины уже могут прокладывать путь к звездам, изучать поверхность Марса, обыгрывать чемпионов в шахматы (но не хвастаться перед журналистами!), разбирать на гены ДНК и даже переводить с одного человеческого языка на другой (хотя в этой области прорыв был достигнут ровно тогда, когда отказались от алгоритмического подхода и воспользовались плодами трудов, уже накопленными в ходе человеческой деятельности). При этом робот, способный намылить тарелку, ополоснуть ее в раковине и поставить сушиться, — это по-прежнему чудо техники. Может быть, и возможное, но уж точно не общедоступное. Роботы избавили нас от повседневного умственного труда (никто больше не считает на счетах или в столбик), но пока совершенно не способны заменить дворника, грузчика или продавца на рынке. Этого, кстати, тоже никто не ожидал.
Во-вторых, практически любой прогресс сопровождается сокращением личного пространства, и за последние десятилетия изменения в этой сфере катастрофичны. Сюжетосложение в голливудских боевиках натолкнулось на неодолимую преграду, потому что мотив «человек выдает себя за кого-то другого», без которого невозможна мировая литература, на наших глазах превращается в анахронизм. (Для борьбы с этой ситуацией снаряжаются целые отряды хакеров, способных украсть, продать, изменить любую identity, но всем понятно, что существуют они только в кино.) В сущности, почти все перемены, начиная с самого ближайшего будущего, о которых пишет Каку, невозможны без еще большего сокращения приватной зоны вокруг каждого из нас. Постоянный мониторинг дыхания и мочи поможет в зародыше задушить рак или иную болезнь, но сможет при этом зарегистрировать каждую вашу рюмку, сигарету или косяк. Способность передвигать предметы силой мысли откроет весь мир возможностей перед людьми с ограниченной мобильностью, но и сделает любую мысль — последнее стопроцентно надежное убежище — беззащитной перед мыслеполицией или злоумышленниками.
Пока что между нами и обществом тотальной слежки стоит та преграда, о которой Каку неоднократно пишет и которая до сих пор не поддается формализации: здравый смысл. Распознавание образов, творчество и здравый смысл — вот камни преткновения будущей технократической цивилизации, из-за которой у нее возникает «бутылочное горлышко» в виде человеческого фактора. Производство компьютерных чипов можно автоматизировать, и нехватки в них не предвидится; но каждую функцию любого автомата необходимо запрограммировать, а сделать это пока что может только человек. Это же и последний бастион нашей свободы: найти во всей электронной переписке мира слово, например, «Путин» — задача тривиальная, но для того чтобы по процентам посчитать его эмоциональное наполнение, от пресс-службы российского правительства до плакатов на Сахарова, не хватит людских ресурсов и всех спецслужб мира.
Будущее уже здесь: «Гугл» давно предлагает вам контекстную рекламу, потому что читает вашу почту; вырастить себе печень на замену технологически несложно, хотя пока что экономически нереально; даже антиматерию можно добыть (но опять-таки, чтобы получить практически применимые количества, не хватит денег всех государств мира). Силам будущего сопротивляются силы прошлого — то, что Каку называет «принципом пещерного человека». Это известная идея эволюционной психологии: мы, мол, на протяжении почти всей истории нашего вида жили в африканской саванне в полудиком состоянии, и несколько коротких тысячелетий цивилизации не могли всерьез изменить наших привычек. Идея элегантная, но Каку использует ее несколько прямолинейно, объясняя, например, провал «безбумажных офисов» (все равно все всё распечатывают), он упоминает «доказательство успешной охоты», забывая о том, что с эволюционной точки зрения умение читать и писать возникло практически одновременно с электронной почтой.
Каку умеет так подобрать и расположить факты, что читатель остается завороженным и зачарованным; это, конечно, потому, что он и ученый, видимо, неплохой, {-tsr-}и популяризатор прекрасный. Вот лишь один пример — очевидный, но от этого не менее впечатляющий. В поздравительной открытке, которая сделана в Китае и играет вам «Happy birthday to you», больше вычислительной мощи, чем во всех ресурсах Гитлера и союзников в 1945 году, а в вашем мобильнике — больше, чем во всех компьютерах НАСА в 1969-м, когда человек впервые прошел по поверхности Луны. К сожалению, в конце книги он впадает в частую ересь авторов нон-фикшн и сочиняет рассказик на тему «Один день в 2100 году»; не стоило этого делать. Но по охвату, широте взгляда, информированности и компетентности эта книга уникальна.
Тем приятнее, что издательство подошло к русской версии творчески: переводчик Наталья Лисова не только грамотно и стилистически выверенно перевела текст, но и снабдила его множеством сносок, от вежливых уточнений до возмущенных «Ничего подобного!». Жаль, что переводчики и редакторы (особенно в жанре нон-фикшн) не делают этого чаще, многие книги от этого сильно выиграли бы. Может быть, успех «Физики будущего» — а она более чем заслуживает успеха — убедит еще кого-нибудь последовать этому примеру.
Митио Каку. Физика будущего. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012
Перевод Н. Лисовой.