Принцип «поименно вспоминать всех» относится не только к «поднявшим руку».

Оцените материал

Просмотров: 12057

Михаил Аронов. Александр Галич: полная биография

Павел Успенский · 26/01/2012
Перед нами не столько биография, сколько хроника жизни. Автор собрал огромный фактический материал, однако интерпретацию его предоставил будущим исследователям

Имена:  Александр Галич · Михаил Аронов

©  Евгений Тонконогий

Михаил Аронов. Александр Галич: полная биография
Второе издание, как правило, оказывается «исправленным и дополненным». В случае с биографией Александра Галича все наоборот: вместо тысячи страниц «всего лишь» 871. Зато тираж против прежних пятидесяти экземпляров поднялся до двух тысяч, да и издана книга не в Ижевске, а в Москве, так что теперь каждый желающий может прочитать труд Михаила Аронова.

Стоит ли?

Если вы любите Галича, скорее да. Перед нами наиболее подробная и наиболее научная биография поэта на сегодняшний день. Автор называет ее «полной», что, по-видимому, означает, что он просмотрел все возможные источники. В целом так и есть: диапазон ссылок колеблется от архивных материалов до интернет-блогов. Между ними помещаются книги, фильмы, журналы и газеты. Учтена масса свидетельств современников. Во всех эпизодах биографии — попытка найти в хоре мемуаристов наиболее объективную точку зрения. Каждый, кто пробовал написать чью-нибудь биографию, знает, что это каторжный труд, и потому сделанная Ароновым работа по сбору и анализу материала заслуживает самой высокой оценки. Тем не менее название «полная биография» явно неудачное. Как биография может быть «полной»? Нет-нет да и вспомнит что-нибудь такое о Галиче ныне здравствующий Юлий Ким или в архиве найдутся новые свидетельства.

Эпиграфом к книге в целом можно было бы поставить известные строки из песни Галича: «Мы поименно вспомним всех, / Кто поднял руку!» Вот поминается неведомый лаборант Института ядерной физики Е.В. Ерастов, который после скандального выступления Галича на новосибирском фестивале бардов в марте 1968 года предлагал уволить инакомыслящих сотрудников. А вот парторг Московского горкома КПСС в Союзе писателей Виктор Тельпугов на процессе исключения Галича из Союза писателей 29 декабря 1971 года приходит к выводу, что поэт «компрометирует нашу советскую писательскую организацию». И так на протяжении всей книги — имена, имена, имена. Кому-то это покажется излишним (возможно, и не без основания), но я думаю, что принцип называния всех верен. Так и работает историк. Опыт памяти, который вроде бы начал актуализироваться («Не забудем, не простим», — кричали на проспекте Сахарова), безусловно, должен распространяться и на недавнее советское прошлое.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Виктор Рудниченко· 2012-01-26 14:05:36
    Большое спасибо биографу, но ещё хорошо бы - полное собрание сочинений, с вариантами, черновиками и письмами. Наверное, и это будет когда-нибудь. Ждём!
Все новости ›