Собаку заменяют на канарейку, и вот где-то в середине книги по газону несется канарейка с оборванным поводком.

Оцените материал

Просмотров: 14530

София Кутлаки. Среди иранцев

Виктор Сонькин · 18/10/2011
В книге, предназначенной для западной аудитории, следовало бы пропагандировать ценности Исламской революции не так топорно

Имена:  София Кутлаки

©  Виктория Семыкина

София Кутлаки. Среди иранцев
Путеводители, которые рассказывают не столько про достопримечательности и архитектурные памятники, сколько про культуру, обычаи и привычки, снова входят в моду. Первопроходцами в этой области, конечно, стали британцы с их традиционным недоверием к иностранцам: в Англии давным-давно выходили маленькие книжечки под названием «Ксенофобский путеводитель по» (русским, американцам, французам, далее везде); позже появились серии вроде Culture Shock!. Недавно социальный антрополог Кейт Фокс обратила эту методику на собственных соотечественников, выпустив большой обзор «Наблюдая за англичанами». Книга была переведена на многие языки, включая русский, и вызывала многочисленные подражания.

София Кутлаки — гречанка, вышедшая замуж за иранца и ныне живущая в Тегеране. Однако большую часть взрослой жизни она прожила в Великобритании, и этот факт представляется неслучайным. Впрочем, греческое происхождение автора придает книге особый парадоксальный акцент: противостояние персам, «спасшее Европу от Азии», — одна из главных составляющих современного греческого национального мифа (в утрированно-пародийной форме отраженного в фильме «300»), так что Софии Кутлаки по мере встраивания в иранский быт и стиль жизни наверняка пришлось бороться не только с общеевропейскими, но и с узконациональными предрассудками.

Книжка охватывает разные стороны жизни современного Ирана: экономику, образование, семью, одежду, еду, религию, бытовые привычки и суеверия, правила этикета, особенности деловых отношений, календарь и обряды. Ее построение не отличается особой логикой: не то чтобы повествование шло от более серьезных тем к менее серьезным или от макроэкономики к повседневной жизни — главы чередуются почти в произвольном порядке. Это, пожалуй, не мешает делу: в конце концов, «Среди иранцев» — в известной степени отражение личного опыта автора, который волен поступать с материалом как вздумается. Хуже то, что в книге так же произвольно смешиваются истории из личной жизни («Должно быть, у меня был очень забавный вид, когда, споткнувшись, я вышла из лифта навстречу свекру и золовке») и ссылки на научные работы («Согласно Герту Хофстеде, полюсами одной из воображаемых координатных осей, по которым можно классифицировать различные культуры, являются индивидуализм и коллективизм»). В этом нет ничего плохого, когда одно оттеняет другое в рамках какой-то продуманной структуры, но у Кутлаки ничего подобного нет.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • arlyapov· 2011-10-18 18:27:11
    я тоже не люблю галстуки - но, глядя на Ахмадинежада, хочется одеть галстук.
  • Alexandra Azarova· 2011-11-26 19:19:21
    Не сказала бы, что взгляд Кутлаки на "многотысячные протесты" пропагандистский. Я, к примеру, была в Тунисе всё время "арабской весны". И родственники точно так же обрывали телефон, а я, как и София, их успокаивала, потому что всё происходило далеко не так, как нам представляют СМИ, в первую очередь русскоязычные. Пока не увидишь сам, не поверишь, что белое может так объявляться чёрным! Так что обвинять Кутлаки в пропаганде чего бы то ни было автор имеет право, только если сам присутствовал в это время в Иране. Да и то - у страха глаза велики, особенно если он подпитывается медиа-истерией.
Все новости ›