Содрогнулись и заходили ходуном сами стены Зверевского центра современного искусства.

Оцените материал

Просмотров: 10106

Виктор Коваль. Особенность конкретного простора

Анна Голубкова · 17/10/2011
В этих стихах мир одновременно предстает как праздник и сумасшествие, а жизнь как тайна и стоическая необходимость

Имена:  Виктор Коваль

©  Павел Пахомов

Виктор Коваль. Особенность конкретного простора
​Дело было на первом фестивале памяти Всеволода Некрасова. После небольшой прочувствованной речи поэт Виктор Коваль прочел стихотворение, которое в свое время очень нравилось Всеволоду Некрасову. И так прочел, что, казалось, содрогнулись и заходили ходуном сами стены Зверевского центра современного искусства (см. видеозапись фрагмента этого выступления в конце материала, к сожалению, не очень хорошего качества). Собравшаяся публика была в полном восторге. По этому выступлению, да и вообще по отношению к Виктору Ковалю в московских поэтических кругах более старшего, скажем так, поколения можно было сделать естественный вывод о том, что перед нами вполне популярный и признанный поэт. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что заметки, посвященные стихам Коваля, можно пересчитать по пальцам одной руки. Есть небольшая статья «Вдогонку Ковалю» из книги Михаила Айзенберга «Взгляд на свободного художника». Есть две маленькие рецензии — Льва Рубинштейна и Владимира Губайловского на предыдущую книгу «Мимо Риччи». И есть цикл юбилейных заметок, написанных в 2007 году Львом Рубинштейном, Михаилом Айзенбергом и Сергеем Гандлевским, которые, как и Виктор Коваль, в конце 1980-х годов входили в поэтическую группу «Альманах». Вот, собственно говоря, и все.

Возможно, однако, что причиной такого невольного небрежения явились многосторонность и разнообразие самой поэзии Виктора Коваля, существующей в совершенно разных обличьях. Например, Михаил Айзенберг пишет: «Мне представляется, что Коваль не работник искусства, а человек искусства: искусство обитает в нем и своевольно развивается, превращая свою обитель в особого рода художественный объект. И уже этот «объект» заражает своей природой все, к чему прикасается: все превращается в искусство, все высвечивается радужно и диковинно, — как будто инородно. <…> Иногда кажется, что это и не человек вовсе, а сам дух игры — непредсказуемый, обаятельный и настолько подвижный, что ни одно отражение не способно схватить его целиком». Об этом же упоминает и Лев Рубинштейн: «Имя его не часто возникает в критических обзорах. Думаю, дело тут в том, что Коваль совершенно не поддается классификации. Что это — лирика, кабаре, балаган, шаманское камлание? Это ни то, ни другое, ни третье. Это Виктор Коваль, уникальное синкретическое явление». А вот еще одно замечательное определение того же Льва Рубинштейна: «Виктор Коваль в моем представлении — это воплощенное счастье, спроецированное то на листок стихотворного текста, то на картинку, то на живого Коваля, стоящего на сцене, сидящего за дружеским столом, говорящего, молчащего, всякого».

Читать текст полностью

КомментарииВсего:4

  • tafen· 2011-10-17 21:45:24
    Это ведь моя видеозапись http://photo.qip.ru/users/schum-schum/video/v138520115a2/view/
    Или мне показалось?
    Таня Нешумова
  • Maria Stepanova· 2011-10-17 23:48:43
    Таня, видео предоставлено нам автором. Сейчас оно подписано. Мы будем рады, если Вы разрешите его использовать.
  • ayktm· 2011-10-18 01:51:46
    о том что в прошлом было чего-то там много в этом стихотворении ничего имхо не говорится
  • tafen· 2011-10-18 01:57:37
    Маша, конечно. Просто сначала так удивилась, что сама себе не поверила.
Все новости ›