Что-то вроде списка одноклассников Лолиты.

Оцените материал

Просмотров: 11929

Roger Ebert. Life Itself

Борис Локшин · 05/10/2011
К мемуару знаменитого кинокритика можно предъявить массу претензий, но в чем его точно нельзя обвинить, так это в неискренности

Имена:  Роджер Эберт

©  Павел Пахомов

Roger Ebert. Life Itself
Книга воспоминаний «Жизнь как она есть» только что вышла в США. Ее автор, Роджер Эберт, возможно, самый известный из ныне живущих кинокритиков: он пишет о кино для газеты Chicago Sun-Times с 1967 года, с 1988-го ведет телевизионную передачу о кино, и к тому же Эберт первый кинокритик, получивший Пулитцеровскую премию (в 1975 году). Life Itself — четырнадцатая книга, принадлежащая перу Эберта, и первая, в которой речь идет не о кино. Мы сочли, что русскому читателю, кинозрителю, издателю эта рецензия может оказаться полезной.


Многих читателей мемуары известного кинокритика Роджера Эберта «Жизнь как она есть» (Life Itself) разочаруют. Немногие дочитают эту книгу до конца — ее трудно читать. И еще труднее рецензировать.

Эберт — человек легенда, его без преувеличения можно назвать одним из самых влиятельных кинокритиков современности. В течение многих лет совместно с другим чикагским кинокритиком, Дженом Сискелом, он вел телевизионную передачу о кино, сделавшую его известным на всю Америку. В меру своих сил и понятий он старается не просто информировать, но и воспитывать аудиторию: есть выдающиеся фильмы, которые обязаны своей известностью и относительно успешной прокатной судьбой ему — и, возможно, только ему. За свою жизнь Эберт отрецензировал несколько тысяч картин; десятки (если не сотни) кинокритиков учились писать, следуя простым формулам его рецензий: краткое содержание, минимум анализа, поменьше длинных слов, побольше живости и эмоциональная оценка в конце.

Однако кого могут заинтересовать мемуары кинокритика, кроме других кинокритиков и небольшой горстки киноманов? Те времена, когда кинокритика служила генератором новых идей и смыслов, давно прошли — в последние годы (по крайней мере в США) она превратилась в не слишком значительный придаток к киноиндустрии. Основное ее занятие — оповещение публики, выдача рекомендаций; в общем, обслуживание кинопроцесса. Неизбежные интервью с авторами фильмов и исполнителями главных ролей являются чем-то вроде части рекламных кампаний. Современный критик здесь — нечто среднее между коллекционером, архивистом и агентом по продаже.

Уже само название мемуаров говорит о том, что Эберт собирается писать не о кино как таковом, а о жизни. Но что можно ожидать от человека, который в течение десятков лет смотрит и описывает по нескольку фильмов в день? Что может с ним происходить помимо кино? Какая вообще у него может быть «жизнь сама по себе»? Кинокритик (впрочем, почему только кино-?) — что-то вроде домашнего животного. Ветераны ЖЖ, возможно, помнят дневник кота, весьма популярный сколько-то лет назад. «Нассал под кресло. Хорошо...» И так каждый день.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:1

  • Ayur Sandanov· 2011-10-05 22:34:15
    Человеческая сороконожка =)
Все новости ›