Ида сохраняет чудовские артефакты, чтобы сохранить себя – актрису, навсегда лишенную сцены и съемочной площадки.

Оцените материал

Просмотров: 21790

Юрий Буйда. Синяя кровь

Кирилл Гликман · 24/08/2011
Автор не только рассказывает о восьмидесяти годах одиночества главной героини, но и создает собственную робинзонаду

Имена:  Юрий Буйда

©  Тимофей Яржомбек

Юрий Буйда. Синяя кровь
Юрий Буйда пишет регулярно и издается много, однако пик его славы (наверное, не последний) пришелся на середину — конец девяностых. Тогда свет увидели роман «Дон Домино» (1994) и сборник рассказов «Прусская невеста» (1998); обе книги попали в финал «Букера». За последнее десятилетие Буйда опубликовал несколько романов, сборников короткой прозы и подборок рассказов в толстых журналах. «Синяя кровь», напечатанная в мартовском номере «Знамени» и вскоре выходящая книгой, претендует в этом сезоне на «Большую книгу».

В романе Буйда пересказывает историю жизни советской актрисы Валентины Караваевой, сохраняя основные вехи ее судьбы. Как и Караваева, главная героиня Ида Змойро прославилась на всю страну после съемок в «Машеньке» Райзмана, сыграла легендарную Нину Заречную в «Чайке», а затем попала в автокатастрофу и навсегда оказалась вне мира кино из-за чудовищного шрама на лице. Несколько лет Ида, как и ее прототип, провела в Англии с мужем, английским дипломатом, а затем вернулась в СССР, в провинциальный городок своего детства (Вышний Волочек в реальности, Чудов в романе). Там актриса прожила долгую жизнь, подрабатывая дубляжом иностранных фильмов и играя классические театральные роли перед видеокамерой, и умерла в глубокой старости и бедности.

Из драматичной истории Валентины Караваевой можно было бы сделать журналистское расследование вроде «Каменного моста» Терехова, но Буйда использует этот сюжет совершенно иначе. Неслучайно он в интервью говорит о себе: «Я рассказываю рассказы, повести и иногда романы». Вот «Синяя кровь» — это и есть такой рассказанный роман, в котором реальные перипетии вместе с выдуманными писателем обстоятельствами жизни героини составляют своеобразный сборник новелл. Город Чудов и некоторые из его колоритных обитателей были придуманы не исключительно для романа — так, доктор Жерех и Свинина Ивановна фигурируют в изданных незадолго до романа рассказах Буйды. И в этот причудливый мир, который населяют почтальонша Баба Жа, глава клана Однобрюховых Баба Шуба, несостоявшийся революционер-ассенизатор Мечтальон и алкоголик Люминий, а также десятки других маргинальных обывателей, писатель помещает обреченную на одиночество Иду Змойро. Подчеркнуто изолированный от остального мира Чудов — остров, где Иде суждено провести остаток дней после трагического окончания блистательно начавшейся карьеры в компании своего Пятницы — Алеши Пятницкого, рассказчика романа. Иде предстоит вершить «Страшный Суд художника над самим собой» — именно так в тексте определяется синяя кровь, наличие которой отличает по-настоящему большого художника.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Наталья Стеркина· 2012-03-31 11:51:44
    Роман Буйды очень яркий. Рецензия Гликмана мне понравилась, но, пожалуй, попробую разобрать поподробнее.
Все новости ›