Представители малых и больших издательств говорят о своем участии или неучастии в ММКВЯ, а также дают советы ее организаторам
Завтра в Москве открывается 24-я Московская международная книжная выставка-ярмарка. С тем, что это главное событие книжного года в России, спорить не приходится: как сообщает победный пресс-релиз ярмарки, проходит она в трех выставочных залах общей площадью 36 тысяч кв. м, участвуют 45 стран, всего участников — индивидуальных и коллективных — насчитывается 1230, обещано представить более 200 тысяч изданий на десятках языков мира, а средняя плотность мероприятий ярмарки — по 100 в день. Вопрос в том, для кого именно ММКВЯ оказывается главным событием года.Как видно из проведенного нами опроса, многие небольшие издательства отказываются в ней участвовать (предпочитая ярмарку Non/fiction, которая проходит в ЦДХ поздней осенью), а те, кто все же не испугался высоких, почти запретительных цен на аренду стендов, имеют к организаторам немало претензий.
Сказать, что ММКВЯ ориентирована на покупателей, тоже означает слукавить: для них вход на ярмарку тоже платный. И хотя цены, пожалуй, божеские, повышающаяся стоимость входного билета для издательств уже несколько лет назад сделала поход на ММКВЯ за книгами далеко не таким привлекательным времяпровождением, как прежде. В целом есть ощущение, что ММКВЯ застряла между мероприятием сугубо профессиональным, таким как крупные западные книжные ярмарки, — и временным книжным гипермаркетом для читателей, каким она была еще в советское время.
Почему это произошло, понятно: если запретить издательствам торговать книгами в розницу, количество участников, для многих из которых продажи — единственный смысл мероприятия, уменьшится драматически. Оставить одну торговлю — станет непонятно, что тут, собственно, делает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. В этой промежуточной зоне ярмарка существует много лет, но рано или поздно ее устроителям придется принимать какие-то решения.
Сегодня мы публикуем результаты экспресс-опроса московских и петербургских издателей, которые рассказывают о том, почему они участвуют или не участвуют в ММКВЯ, и о том, что следовало бы изменить в работе ярмарки.
С программой, а точнее, с программами 24-й ММКВЯ можно ознакомиться на официальном сайте.
Марина КАДЕТОВА, «КомпасГид»
«КомпасГид» участвует в Московской международной книжной ярмарке. Мы, в связи с тем, что издали много новых книг, взяли большой — для небольшого издательства — стенд. А в связи с тем, что все лето занимались именно что подготовкой книг, решили не проводить мероприятий. Ярмарка на ВВЦ давно стала скорее местом встреч продавцов и покупателей, чем литературным фестивалем. Мы же надеемся побольше пообщаться с читателями и встретиться с нашими зарубежными партнерами (которые вдруг начали приезжать и на эту ярмарку).
Евгений КОЛЬЧУЖКИН, «Водолей»
В выставках мы не участвуем за полной бесполезностью и убыточностью подобных мероприятий для малых издательств. Может быть, это рентабельно для мегаиздательств либо хотя бы обеспечивает им косвенную рентабельность — как возможность порождения будущих издательских проектов и их PR. Что касается выхода ярмарки на новый уровень, я не считаю себя компетентным отвечать на этот вопрос. Имеющие значение ответы могут дать только регулярные участники подобных мероприятий.
Дарья ВЫСОЧИНА, «ЭКСМО»
Мы не только принимаем участие, но и рассчитываем на высокий интерес публики к 24-й ММКВЯ, поскольку и у нас, и у наших коллег разработаны содержательные выставочные программы. Для «ЭКСМО» нынешний год юбилейный, поэтому мы будем рассказывать на выставке о своих достижениях: о новых книжных проектах, инвестициях в рынок, а также о социальных программах (таких как арт-проект Mr. Bookman или рекламная кампания «Читай книги — будь Личностью!»). На выставке мы представим новые книги наших ведущих авторов, а также некоторых западных звезд.
В этом году на выставке заявлено большое количество дискуссий и круглых столов, что не может не радовать — книжная индустрия сталкивается с рядом насущных проблем, выход из которых необходимо искать сообща. Такими острыми вопросами, например, являются электронное пиратство и снижение читательского интереса. Но об этом мы и так часто говорим в последнее время. В этом году мы решили подчеркнуть яркий тренд — переход медийного бизнеса в книжную индустрию — и собрали по этому поводу круглый стол с участием ведущих журналистов.
У «ЭКСМО» нет особых замечаний к работе выставки. Организаторы во многом идут на уступки при возникающих проблемах, и с каждым годом работать с ними все проще и проще. Единственное, что продолжает нас беспокоить, — низкое качество услуг предоставления интернета, это определенно стоит исправить.
Вера ДИКОВСКАЯ, «Альпина Бизнес Букс»
В ММКВЯ участвуем, ждем продаж и людей на стенде. От организаторов хотелось бы большей адекватности в общении и ведении своих застройщиков. Сложно у нас с госструктурами, они даже на письма не отвечают.
Ольга ПАТРУШЕВА, «Самокат»
«Самокат» участвует в ММКВЯ. Мы ожидаем полезных встреч с западными издательствами и агентами, хотя пока что договариваемся с теми, кто сам нам сообщил о своем приезде: несмотря на то что до ярмарки осталось меньше двух недель, организаторы пока так и не предоставили списка иностранных участников, чтобы можно было заранее, как это принято на международных ярмарках, запланировать встречи.
Как детское издательство, мы считаем, что отказ от «Читайки» — специализированной детской программы — большой минус для ярмарки.
Ирина ТРЕФИЛЬЕВА, «Гаятри/Livebook»
ММКВЯ — выставка с поистине большим размахом. Однако устроителям ярмарки явно не хватает мобильности и собранности в организационных вопросах. Баснословная стоимость участия совершенно не соответствует тем финансовым ожиданиям малых издательств, которые с трудом находят возможности для участия в ярмарке. Кроме того, существует ряд других недостатков:
— совершенно чудовищно выбранное время открытия мероприятия, где-то до 19:00 вечера в будние дни;
— неподготовленность персонала на стендах информации (дезориентация потребителей);
— отсутствие терминалов оплаты и банкоматов;
— высокая стоимость билетов для посетителей;
— ориентация не на потребителей, а на профессиональные круги (чрезмерное количество круглых столов и других подобных мероприятий).
Однако при всем том ММКВЯ по-прежнему остается высокоразрекламированным событием, куда приходят люди. Поэтому наше издательство в этом году принимает в ней участие.
Федор СВАРОВСКИЙ, Paulsen
В ММКВЯ издательство Paulsen не участвует. Стоимость стенда равна трехдневной выручке. В этом нет экономического смысла. Люди перестали покупать книги, к сожалению.
Галина ЗИНЬКОВИЧ, «Мир Детства Медиа»
Обязательно. Это не дань традиции, это осознанная целесообразность. В первую очередь коммерческая, так как дистрибьюторы, как московские, так и региональные, обязательно приедут. Приедут не только для того, чтобы отобрать и закупить новинки, а для того, чтобы совместно обменяться опытом выживания в труднейшей ситуации, когда книга для большинства населения России перестает быть предметом какой бы то ни было необходимости. Во вторую очередь — встретиться с теми читателями, для которых без книги просто немыслима жизнь и для кого сентябрьские встречи с издателями станут праздником здравого смысла и духовности.
Ожидания от ярмарки — теснее сплотиться с прогрессивной книжной дистрибуцией, той самой, для которой книжный магазин становится не складом товара, а местом для общения и получения удовольствия от светлых мыслей, слов и дел.
Организаторам нужно быть активнее и изобретательнее в формировании интересной программы для читателей. Программа для профессионалов отрасли достаточно насыщенна и содержательна, а вот простым читателям достаются лишь набившие оскомину презентации и фоновые тематические концерты вместо дискуссионных клубов по актуальным проблемам и уже полюбившихся посетителям Non/fiction нестандартных форматов оживления книги, добавления ей энергии. Также очень обидно за детей: на этом празднике жизни о них не сильно заботятся, а ведь именно дети могли бы стать будущими друзьями и спасителями книги.
Александр КОНОНОВ, «Симпозиум»
Финансово участие в ММКВЯ для небольших издательств не отбивается. От ярмарки мы, как всегда, ожидаем свежих сплетен, но за ними не обязательно ехать в Москву. Вообще, роль подобных ярмарок неуклонно уменьшается и будет уменьшаться, а расходы на участие в них год от года возрастают. Фактически ММКВЯ — просто еще один большой розничный магазин в Москве на несколько дней — и для издателей, и для покупателей. «Качественно нового уровня» не будет, не стоит даже дергаться.
Светлана ДЫНДЫКИНА, «Розовый жираф»
Мы участвуем в ММКВЯ в этом году, хотя, надо признаться, решение об участии было принято не автоматически. Во-первых, в этом году ММКВЯ отказалась от зоны с детской литературой «Читай-ка» и от поддержки малых детских издательств. Соответственно, нет специальной «Детской площадки» и интереса со стороны организаторов к формированию не официозной, а нестандартной и интересной детской программы. Во-вторых, стоимость участия, которая растет с каждым годом. Малым издательствам все тяжелее дается участие в ярмарке. В-третьих, и, возможно, это главное, — совершенно непонятно, для кого эта ярмарка: нет внятной, плотной программы, многие интересные издательства не участвуют, а «монстры» книжного рынка часто не представляют на своих стендах новинок качественной литературы, ограничиваясь массмаркетом.
В эти же дни в Москве проводятся еще две книжные ярмарки: «Новая площадь» в Политехе и «Букмаркет» в парке Горького; это совсем новые ярмарки, у них нет истории и традиций ММКВЯ, но про них понятно или хотя бы можно предположить, какие цели поставлены организаторами, какого читателя они привлекают. В случае с ММКВЯ месседж неясен. Мы идем туда во многом по инерции, потому что по инерции туда приедет наш читатель. Но, я думаю, большую часть наших постоянных читателей мы встретим в парке Горького или в «Политехе».
Мы идем туда, потому что это по-прежнему площадка для профессиональной коммуникации, хотя на Non/fiction приезжает все больше не только европейских литературных агентов, но и представителей региональных оптовиков, магазинов, библиотек etc. Думаю, мы не одиноки в своих сомнениях, и многие издатели, принимая решение об участии в ММКВЯ, перебирают те же аргументы.
Ксения БОБКОВА, «Амфора»
В ММКВЯ «Амфора» не участвует, потому что, во-первых, нам там дорого, а во-вторых, немножко скучно. На ММКВЯ нас представляет «Книжный клуб 36,6», наши московские дистрибьюторы. Впрочем, мы и в петербургском «Книжном салоне» тоже не участвуем. Нам больше нравятся мероприятия с более свободным, гибким и современным форматом. Поэтому, например, мы участвуем в «Букмаркете». Поэтому же я организую «Петербуржские независимые книжные ярмарки», за год их прошло уже семь.
Мариам Алаверд, ИГ «АСТ»
«АСТ» участвует в книжной ярмарке. И все дни с 10 часов дня до позднего вечера на нашем стенде будут проводиться акции, обсуждения, встречи с ведущими авторами. Цель — рассказать обо всех новинках, которые мы готовим. Организаторы ММКВЯ достойны уважения. В условиях, когда книжный рынок падает, организаторам удается быть лучшими на этом поле, способствовать привлечению людей к чтению и образованию.
Было бы здорово, если бы на выставке были использованы новейшие интернет-технологии, например онлайновая трансляция видео, чтобы даже тот, кто не смог прийти, мог увидеть, что происходило на ММКВЯ.
Максим ЛАВРЕНТЬЕВ, ИГ «АСТ», редакция Елены Шубиной
«АСТ» традиционно примет в этом году участие в ММКВЯ. Поскольку в издательстве трудится очень много людей, то и ожидания у них самые разные. Авторы ожидают внимания к своим персонам и книгам. Бухгалтерия, полагаю, ожидает прибыли. А я лично жду, что читателям придутся по вкусу те книжные новинки редакции «Современная российская проза», которые уже успели понравиться мне. Ведь когда удовольствия много, хочется, чтобы кто-то еще разделил его с тобой.
От организаторов книжной ярмарки я жду четкой работы. Может быть, и не нужно выходить на новый уровень, если старый поддерживается в полном порядке.
Ольга ГОЛЕВА, «Этерна»
Мы участвуем в ММКВЯ уже седьмой год. Ожидаем от выставки встреч с представителями типографий и потенциальными партнерами, а также наших постоянных и новых покупателей, которым предоставляем, как всегда, возможность купить книги по издательским ценам, без магазинной наценки. В организационном плане мы бы очень хотели, чтобы был пересмотрен режим работы ярмарки: она должна быть открыта хотя бы с 11:00 до 19:00, а лучше до 20:00 — посетители не успевают, тем более что билеты перестают продавать в 17:00. Еще одна необходимая мера — снижение цены входного билета. А лучше бы сделать вход на книжную ярмарку бесплатным, как это делают на других книжных выставках. В противном случае ММКВЯ грозит остаться без посетителей, а устраивать «междусобойчик» издателей — это не цель книжной выставки-ярмарки. Ну и самое главное: подумать о снижении цен для издателей. В противном случае можно остаться не только без посетителей, но и без участников.
Александр ИВАНОВ, Ad Marginem
Ad Marginem участвует в ярмарке — впервые за 13 лет (последний раз мы выставлялись там в 1998 году). Ожидания у нас сугубо торговые: хотим продать книг на 100—120 тысяч и окупить крошечный стенд на четыре квадратных метра, который стоит 52 тысячи рублей. Ну и набрать визиток региональных оптовиков и библиотекарей, которым интересно представлять наши книги в провинции. Вообще же, ярмарка на ВВЦ — бенефис крупных издательств типа «ЭКСМО» и «АСТ», а также Федерального агентства [по печати и массовым коммуникациям], которое на них опирается для демонстрации «успехов отрасли» приглашенным политикам. Главная ценность ярмарки для «независимых» — контакты с провинциальными дистрибьюторами.
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451738
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343371
- 3. Норильск. Май 1268617
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897678
- 5. Закоротило 822128
- 6. Не может прожить без ирисок 782264
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758832
- 8. Коблы и малолетки 740893
- 9. Затворник. Но пятипалый 471300
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403102
- 11. ЖП и крепостное право 376340
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370486