Рассказы Болмата, простите за каламбур, висят в воздухе абсолютно сами по себе.

Оцените материал

Просмотров: 10653

Сергей Болмат. Самое большое животное

Кирилл Гликман · 30/06/2011
Необычная оптика позволяет автору находить сюжет и героя там, куда современная русская литература обычно даже не пытается заглянуть

Имена:  Сергей Болмат

©  Тимофей Яржомбек

Сергей Болмат. Самое большое животное
Сергей Болмат — чертик, выскакивающий из табакерки современной русской прозы примерно раз в три года. В 2000 году он дебютировал с «изящным евророманом» − как тогда писали − «Сами по себе», вошедшим в короткий список «Нацбеста-2001». Через три года вынырнул из Леты со вторым, совершенно не похожим на первый романом «В воздухе». В 2005-м выпустил в Ad Marginem сборник «14 рассказов», а в 2008-м — третий роман, «Близкие люди». И вот в 2011 году питерское издательство «Лимбус Пресс» выпускает второй сборник рассказов Болмата, «Самое большое животное».

Критика еще в начале нулевых окрестила Болмата европейским автором — и по мере выхода новых его книг в этом своем мнении только укреплялась. Вот и «Самое большое животное» — сборник рассказов, написанных о Европе и по европейским лекалам: место действия — Старый Свет; сюжет, едва успев увлечь читателя, неожиданно обрывается; язык непривычно лаконичен. Можно сказать, что и написаны эти тексты для более или менее европейского читателя: в России такая литература сейчас явно не попадает в тренд. В основном герои книги эмигранты и собирающиеся эмигрировать жители России, с которыми приключаются различные нетривиальные истории. Самый объемный опус — рассказ «Евреи», о переселении в тихое немецкое захолустье нескольких советских семей, различными неправдами получивших соответствующие документы и право остаться в ФРГ. Получается из этого знакомство немки-гебраистки Веры и псевдоеврея Мити.

Еще один большой рассказ, «Призраки», повествует о двух мужчинах средних лет, попутчиках в европейском поезде. Один из них рассказывает о знакомом, застрелившем свою любовницу; та стала ему являться в виде призрака и в итоге довела до самоубийства. Второй попутчик отвечает историей о случайно застреленном на демонстрации юноше (вспоминаем Руди Дучке), который стал являться матери и заставил ее в итоге убить полицейского, виновника трагедии, после чего мать в камере повесилась (вспоминаем RAF). Надо ли говорить, что оба попутчика оказываются героями своих сюжетов. Нашлось в книге место и для коротеньких зарисовок вроде рассказа о профессоре, который внезапно обнаружил у себя в карманах бесчисленное количество салфеток, стал их выбрасывать — и параллельно уменьшаться в росте; или текст письма счастья с короткой припиской, что эту чудом сохранившуюся бумагу извлекли из кармана перемолотого конвейером рабочего. Есть и антиутопия на тринадцати страницах, рассказ «Социализм», — о будущем, в котором людей с высоким (вернее, по сегодняшним меркам средним) IQ уничтожают. То есть диапазон широк, сюжеты разнообразны, герои похожи друг на друга разве что странными ситуациями, в которые их ставит автор.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›