Поиск мотива «превращения человека в предпринимателя» и образует сюжет.

Оцените материал

Просмотров: 19416

Николай Кононов. Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших бизнес в России с нуля

Татьяна Григорьева · 20/06/2011
Книга эта интересна не только сама по себе, но и как опыт журналистики, которая становится литературой и идет навстречу читателю

Имена:  Николай Кононов

©  Павел Пахомов

 

 

У книги журналиста, обозревателя Forbes Николая Кононова «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших бизнес в России с нуля» говорящее название, которое не только исчерпывающе отвечает на школьный вопрос «О чем эта книга?», но и сразу предлагает сделать некоторые выводы. Например: если тебе удалось сделать в России с нуля, значит, ты сумасшедший. Или: только сумасшедший может сделать в России бизнес с нуля. Тем не менее этот сборник очерков, написанных в результате своего рода полевых исследований, заслуживает того, чтобы продвинуться дальше титульного листа и решить, насколько оправдана категоричность названия.

Книга выросла из жанра журналистского очерка. Некоторые из ее героев впервые появились на страницах журнала Forbes, но именно в этом сборнике они стали персонажами единого расследования, где автор изучает побудительные мотивы предпринимателей и среду, в которой им приходится существовать, а часто выживать с переменным успехом. Нельзя сказать, что это первый опыт подобного рода. Достаточно вспомнить книгу «Чичваркин Е...гений» Максима Котина, на тот момент журналиста «Секрета фирмы», описывавшего для своего издания разного рода бизнес-кейсы. У Котина, кстати, только что вышло из печати еще одно жизнеописание бизнесмена — Федора Овчинникова (и у Кононова Овчинникову посвящена отдельная глава «Траектория кочевника»).

Интересно в связи с этим вспомнить события литературного процесса более чем полуторавековой давности, когда изменившаяся реальность потребовала новых художественных форм выражения. Если в сороковые годы XIX века подходящей формой для описания новой действительности стал так называемый физиологический очерк, рассказывающий о ямщиках, половых, шарманщиках и тому подобных персонажах, то современные герои представлены читателю, как правило, в жанре репортажа, постепенно с журнальных полос переходящего на книжные страницы. Остается только вопрос о соблюдении баланса между художественностью и документальностью, и книга Кононова не дает на него окончательного ответа. В ней много обобщений почти философского характера и метафорических сопоставлений, которые не всегда выглядят уместно — точнее, кажутся необязательными. Наверное, это результат движения от документальности журналистского очерка к книжной художественности. И, кстати, в случае с физиологическим очерком это было направление в обратную сторону, отказ от поэтического переосмысления и обращение к прозе жизни.

Еще одно принципиальное отличие: натуральная школа искала типическое, а Котин и Кононов ищут необычное. Поэтому и ориентируются они не на Некрасова и Григоровича, а на более близкие им западные образцы современного нон-фикшна. В издательстве, выпустившем Кононова, недавно вышла книга американского журналиста, штатного автора New Yorker Джона Сибрука «Проблеск гениальности. Правдивые истории изобретений». Это сборник историй о предпринимателях, инженерах, новаторах и первооткрывателях, которые добились определенного успеха каждый в своей области, преодолевая препятствия и борясь с обстоятельствами; в центре каждого рассказа стоит личная судьба. При этом книга в первую очередь представляет интерес не как летопись взлетов и падений, а как источник знаний о патентном деле, компьютерных играх, золотодобыче, агрономии, автомобилестроении, археологических изысканиях и других областях человеческой деятельности. Впрочем, разговоры с героями, описания их жизненных обстоятельств и детективные повороты сюжета несомненно добавляют увлекательности повествованию.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›