Категория «хороший писатель» к Пепперштейну не очень применима. Проза его имеет принципиально иные основания.

Оцените материал

Просмотров: 23906

Павел Пепперштейн. Пражская ночь

Игорь Гулин · 21/04/2011
Пепперштейн для всех – на краю приемлемого, но это край одновременно очень многих вещей, и он оказывается парадоксальным центром. Это удивительный случай сверхуспешной маргинальности

Имена:  Павел Пепперштейн

©  Иллюстрации предоставлены издательством «Амфора»

Иллюстрация к книге Павла Пепперштейна «Пражская ночь»

Иллюстрация к книге Павла Пепперштейна «Пражская ночь»

Илья Короленко, главный герой нового романа Павла Пепперштейна, — виртуозный киллер, в нагрузку обладающий ангельской красотой, наследственным литературным даром (его прадед — писатель Короленко) и левыми политическими убеждениями. Он приезжает в столицу Чехии с двумя целями — убить русского бизнесмена Орлова и поучаствовать в конференции «Политическое значение весны», посвященной сорокалетию пражских событий 1968 года. На конференции он знакомится с молодой американкой Элли Уорбис, страстной левой интеллектуалкой, провозглашающей марксистско-теургическую доктрину «революционного секса». Между героями молниеносно начинается роман, однако за ними пристально следит отец девушки — капиталистический спрут Уорбис, знающий все о преступной деятельности Ильи и имеющий на него свои планы. В последней трети pulp fiction с идеями перескакивает в мистику. Появляется мумия первого коммунистического правителя Чехословакии Клемента Готвальда, таинственно омолодившегося в земляном зиккурате и ставшего лесным богом, а также последний чехословацкий генсек Милош Якеш, переквалифицировавшийся после отставки в славянского мага. И много подобной дичи.

Гибель магната Уолтера Уорбиса описывается в новелле «Война полов» из «Военных рассказов», мимоходом в «Пражской ночи» появляется и сыщик Курский — герой нескольких «рассказов» и сборника повестей «Свастика и пентагон», так что новый пепперштейновский роман вроде бы связан с этими двумя книгами, но скорее он кажется продолжением прошлогоднего сборника «Весна». Это еще один экстатический весенний текст, примерно в тех же пропорциях смешивающий политику, эзотерику и литературные аллюзии, тасующий религиозные и социальные ритуалы, верования и жертвы. «Пражская ночь» вполне могла бы быть одной из повестей «Весны». Она чуть более законченна, и литературно, и идейно, но в принципе прыжок ровно на том же месте. И то, что это отдельная книжка (тем более самая у Пепперштейна маленькая, меньше ста страниц), конечно, немного шулерский жест. Но Пепперштейна и любят за шулерство, за «запрещенный прием». Причем любят почти все.

©  Иллюстрации предоставлены издательством «Амфора»

Иллюстрация к книге Павла Пепперштейна «Пражская ночь»

Иллюстрация к книге Павла Пепперштейна «Пражская ночь»

Это интересный феномен: при своей очевидной невписываемости ни в какие каноны Пепперштейн — один из самых востребованных современных русских писателей. Если попробовать нарисовать схему устройства русской литературы, он, вероятно, займет там одно из центральных мест. Не по таланту и популярности — скорее как результат поразительного консенсуса. К нему с интересом относятся и сторонники «актуальной» литературы, так или иначе настроенной на поиск нового; и любители прозы с героическими размышлениями про судьбы родины; и приверженцы наставительно-нигилистического русского постмодернизма; и читатели, интересующиеся субкультурным наркотическим искусством. Не так много можно вспомнить авторов, вообще существующих в качестве писателя для стольких читательских групп. Конечно, для всех этих людей Пепперштейн несколько разный, и для всех он не совсем свой. Наоборот, Пепперштейн для всех — на краю приемлемого, но это край одновременно очень многих вещей, и в некоторой фантомной конструкции он оказывается парадоксальным центром. Это удивительный случай сверхуспешной маргинальности.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • ilia· 2011-04-21 15:25:12
    Такая рецензия читается как спойлер )
  • Ilya Arosov· 2011-04-21 16:51:23
    Я действительно считаю Пепперштейна хорошим и даже ОЧЕНЬ ХОРОШИМ писателем, в самом что ни на есть классическом смысле слова - умении описывать обстановку, ситуацию, состояния (особенно психолошические - здесь ему вообще мало равных в нюансировке и в разнообразии).. Так что игры играми, а прозу - такую, настоящую, которая, как стих, сама заучивается наизусть - он писать умеет. Когда хочет.
  • Андрей Черкасов· 2011-04-21 17:05:28
    рецензия хорошая, книжку читать не буду)
  • Nadia Plu· 2011-04-21 18:59:00
    метко про Задорнова, в самом деле похоже

    Проза П напоминает пионерский костер c виньетки - не греет и светит уже каким-то детям-упырям. и этот его люфт от конашевича к третьеразрядной манге, увы
    The Wunderkind's dead end
    поговаривают, что и книги за него пишут альрауны и др.
  • jeyushka· 2011-04-21 19:11:54
    там читать-то меньше 100 страниц, можно и прочитать уж
  • trepang· 2011-04-22 01:19:16
    Игорь, отличная рецензия, спасибо.
    мне кажется, что можно было бы еще побольше поговорить о том, каким образом Пепперштейн остается настолько важным для многих писателем при том, что от книги к книге у него выходит хуже (я не соглашусь, что после "МЛК" - которую я очень ценю - "Весна" была лучшей его книгой - по-моему, она много хуже "Военных рассказов"). что он скорее делает: затрагивает нечто важное в сознании, вскрывая завязанность мифологий, или мифологиями спекулирует?
  • gulinoty· 2011-04-23 11:28:35
    Лева, ну мне "Весна" нравится больше, но разница не такая, чтобы спорить). А насчет возрастающей популярности - отчасти потому, наверное, что он в поздних книгах все крепче увязывает мифологии с актуальными идеологиями, и это привлекательно.
  • Sergey Kuznetsov· 2011-04-24 02:13:44
    хочется написать: а все равно пепперштейн лучше всех! - но для порядка надо бы сначала книжку прочитать :)
  • Sergey Kuznetsov· 2011-04-24 02:21:26
    а теперь всерьез.
    если честно, я больше всего люблю МЛК и Военные рассказы. Важным писателем Пепперштейн остается, потому что, ну, если его полюбить один раз - то его любишь и дальше. Я не думаю, что есть какие-то читатели, которые открыли его для себя на "Весне"
  • Elena Makeenko· 2011-04-26 09:56:00
    "наиболее увлекательная сюжетно повесть про эзотерическую группу писателей", строго говоря, не является достоинством "Весны" - она ведь ещё в 1998 в "Диете старика" была опубликована, а в "Весне" уже с сокращениями
  • Алексей Балакирев· 2011-04-26 22:23:07
    Елена, совершенно с Вами согласен! Такое ощущение, что "диету" не читал автор рецензии((
  • Dromedary· 2011-07-01 06:10:33
    Понравилась фраза: "чем беспочвенней — тем лучше". Вообще по рецензии сложилось впечатление, что роман - какое-то пустозвонство с красивым символическим орнаментом :)
  • рецензия хорошая. читать книжку буду. обязательно
Все новости ›