В нашем мире с его хаотичным, несформированным рынком массовой литературы жюри Букеровской премии повело себя как аборигены, нашедшие электрический чайник.

Оцените материал

Просмотров: 14890

Не на месте

Юлия Любимова · 07/12/2010
ЮЛИЯ ЛЮБИМОВА считает, что Елена Колядина написала orig het fic, сама об этом не догадываясь

Имена:  Елена Колядина

©  Антон Сташевич

Не на месте
Елена Колядина написала orig het fic. Чтобы объяснить, что я имею в виду, придется сделать автобиографическое отступление.

Вот уже десять лет (может, и больше) я провожу свободное время в фандоме, играя по его правилам, наблюдая за его быстро меняющимися фаворитами, анализируя его предпочтения и тренды. Фандом, для несведущих, – это самоорганизующееся, неформальное комьюнити поклонников чего-либо: «Гарри Поттера», «Звездных войн», «Стар Трека», «Шерлока Холмса» в версии ВВС или книжной, «Властелина колец» – имя им легион. Любой популярный продукт (кино, книга, аниме) рождает фандом. Каждое из этих конкретных комьюнити – фандом в узком смысле слова, все они вместе – фандом в широком. (Сразу в скобках надо заметить, что фандом, в котором я живу, англоязычный, язык моего блога и френд-листа – английский, откуда бы мы сами ни были.)

Главная особенность фандома, помимо его текучести и неформальности, это творчество. Фандом пишет, рисует, снимает клипы, шьет, вяжет и чего только не делает. Фандом вообще по преимуществу – комьюнити пишущее. Один из вас в Чили, другой в Японии, третий в Австралии. Вы играете вместе – письменно. Главный продукт фандома – фанфикшн, т.е. фанатская литература, с чужими персонажами в реалиях чужого оригинального произведения. Фикшн жанровый и экспериментальный (большей частью жанровый, конечно), любого объема, от дрэбла (экстракороткая форма в 100 слов) до серии романов; смешной, страшный, душещипательный – любой. А часто это просто хороший, добротный нежанровый фикшн – обычный рассказ или роман, только с чужими героями.

Фандом – это комьюнити рассказчиков. Одни рассказывают истории, другие слушают (читают), часто и то и другое вместе.

На мой взгляд, фандом прекрасен. Но речь сейчас не о нем или не вполне о нем. Довольно большой процент моих фандомных приятельниц, людей, которых я читаю и которые читают меня, – профессиональные писатели. Странное это слово – скажешь его по-русски, и сразу какой-то серьезный дядька в очках и с бородой мерещится. Нет, они профессиональные писатели (или, лучше сказать, писательницы, чтобы борода не маячила, потому что мои приятельницы в основном женщины средних лет – ну, на самом деле от 20 и без верхней границы). То есть это люди, которые зарабатывают себе на хлеб и детишкам на образование писанием. В основном писанием коммерческого жанрового фикшна. Любовный роман, детектив, хоррор, фэнтези, Sci-Fi, триллер, иногда много чего вместе. Это авторы тех книжек, которые выходят с ужасно безвкусными, яркими бумажными обложками и которые читатель оставляет в поезде следующему пассажиру.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:12

  • filologinoff· 2010-12-07 19:28:33
    лучший текст про эту книгу ever. спасибо
  • alex-odessa· 2010-12-07 19:30:24
    Очень талантливо написано, но стоит ли адресат потраченного времени и усилий? Однозначно, нет. Вы, Юлия, наверное, хотели хоть в чём-то понять феномен Колядиной, а его попросту нет, как нет и романа, на который можно было обратить внимание. Мне бы хотелось понять другое: что в головах членов жюри, редакции "Вологодской литературы", сотрудников издательства АСТ? Отсутствие вкуса или хотя бы коммерческого чутья, если вкуса нет, у столь разношёрстной компании, что это? - синдром или приговор?
  • ttartt· 2010-12-07 20:38:05
    "Елена Колядина написала orig het fic". Это не так, она, как следует из множества ее интервью, писала очень и очень форматный текст с специальным прицелом на "Букера". Весь пафос автора в пустоту, увы. Г-жа Любимова просто не владеет темой.
  • gleb· 2010-12-07 21:57:44
    2 ttartt
    судить о получившейся прозе по интервью автора довольно глупо. это так. категоричность дальнейших выводов глупа вдвойне. хотите поспорить с автором - спорьте, используя аргументы.
  • interRaptor· 2010-12-07 22:49:27
    Данный текст вполне можно включить в издание "Цветочного креста" (в качестве предисловия или послесловия), ибо два сапога - пара.
  • ttartt· 2010-12-08 05:23:04
    2 gleb
    Да не с чем здесь предметно спорить, потому что автор словно бы вчера упала с Луны. Беда, коль пироги начнет печи сапожник.
  • timofeevsky· 2010-12-08 08:57:12
    Очень внятно написала Юля. Она всегда внятно пишет - редкое, по нынешним временам, качество. Какие вы молодцы, что раскрутили ее на писание. Нам в РЖ это не удалось.
  • arpishkin· 2010-12-08 14:32:02
    Прекрасный текст и редкое здравомыслие. Поздравляю с приобретением перспективного автора.
  • bartoli· 2010-12-08 19:36:42
    Совершенно непонятно, зачем публиковать такой длинный текст Ю. Любимовой, наполовину посвящённый тому, чего бы её хотелось. Автору хочется коммерческой литературы, кому-то другому холодца с хреном, кому-то ещё чего-то.
    Строить фантастические догадки, почему жюри присудило Букера Колядиной, можно бесконечно, занятие это бессмысленное. Я бы на месте Open Space попросила прокомментировать это кого-нибудь из членов Букеровского жюри.А уж печатать здесь такие нелепые, примитивные версии явно не стоит.
  • serge· 2010-12-08 23:28:23
    Есть у критиков такая профессиональная болезнь, называется "определи жанр". Она похожа на всяческие ритуалы у невротиков - то, что валяется на диване, а не стоит на определенном месте на полочке, вызывает подспудное чувство паники - мир снова не структурирован, а, значит, опасен. Иногда бывает по-другому - горе от ума. Гениальный Бахтин попытался запихнуть гениального Достоевского в мениппею (кто читал "Проблемы поэтики Достоевского", знает, о чем речь). Тут, вполне возможно, случай третий - если попробовать посчитать, сколько времени автор в этой заметке уделяет себе и своему увлечению и сколько Колядиной, начинает казаться, что второе - лишь повод для первого. А остальное - приложится. Как говорил герой Федора Михалыча Разумихин: "Ну, да хочешь я тебе сейчас выведу, что у тебя белые ресницы единственно оттого только, что в Иване Великом тридцать пять сажен высоты, и выведу ясно, точно, прогрессивно и даже с либеральным оттенком"
  • interRaptor· 2010-12-09 11:31:58
    Проблема не в критиках, а в нас самих - в том, что мы вообще всем этим интересуемся. В том, что читаем "цветочные кресты" и бездарную критику все тех же "цветочных крестов".
    Проблема в общем ослаблении и феминизации нашей культуры. Элиот прав - именно всхлип и никакого взрыва (вспоминая еще одну статью, опубликованную здесь на ту же тему).
  • serge· 2010-12-09 18:07:21
    В общем-то согласен. Как бы литература, как бы критика на нее, как бы обсуждение... А исчезни все это бесследно завтра, через неделю никто и не вспомнит.
Все новости ›