Герой башкирского эпоса Урал-батыр оказывается собеседником Гильгамеша, через века открывающего ему свою первую и горькую мудрость – «нет в бессмертьи веселья». Гильгамеш называет Урал-батыра потомком своего друга Энкиду.

Оцените материал

Просмотров: 8096

Две вечности Сергея Стратановского

Валерий Шубинский · 01/12/2010
Все описанное в Книге никогда не проходит, продолжается вечно и ежедневно. Важно лишь найти в ней себя

Имена:  Сергей Стратановский

Обложка книги Сергея Стратановского «Оживление бубна»

Обложка книги Сергея Стратановского «Оживление бубна»

OPENSPACE.RU продолжает рецензировать поэтическую часть короткого списка Премии Андрея Белого. ВАЛЕРИЙ ШУБИНСКИЙ размышляет над двумя книгами Сергея Стратановского.

Отсутствие большого ретроспективного собрания стихотворений Сергея Стратановского огорчительно по многим причинам. Открывая его новые книги, читатель лишен возможности соотнести их со стихами тридцати-, сорокалетней давности – теми, которыми поэт по-настоящему и славен. Молодой читатель эти стихи не всегда и знает: книга, в которую они вошли, была издана в 1993 году.

Тем ценнее «Смоковница» – небольшое «тематическое» избранное, включающее стихи разных лет, прямо или косвенно вдохновленные Библией. О составе сборника можно и поспорить: некоторых вещей не хватает (особенно «Разговора старчика Григория Сковороды с обезьяной Пишек» – одного из вершинных, на наш взгляд, шедевров поэта), кое-какие, напротив, кажутся лишними. И все-таки мы можем говорить о книге и как о цельном произведении, и как о сколке поэтического мира Стратановского, дающем представление о его материи и структуре.

Итак, все начинается с «Библейских заметок» (1978–1990). Взор художника обращен к «изнанке» библейского мифа – к тому, о чем в Книге не говорится и говориться не может. О страданиях строителя Храма, искалеченного свалившейся балкой. О недержании мочи, которым в детстве страдал пророк (и едва ли не сам царь Давид). О чувствах – не приносящего жертву Авраама, но становящегося жертвой Исаака. Мы слышим голоса обиженных, испуганных, уязвленных, вот такой, например, голос:

    Я – часовой на стене
                      крепости иерихонской
    У горизонта, вдали,
                      вижу я вражеский стан
    Вижу несметное войско
                     беспощадного Бога номадов
    Знаю, что в городе были
                     соглядатаи нашей земли
    Знаю, что с ними якшалась
                     грязная шлюха Раав
    Знаю: падут эти стены
                     перед воинством ихнего Бога
    Знаю, что буду заколот
                     в полдень священной резни

Здесь вопрос в чем: откуда он знает? Ответ один: прочитал в Библии.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›