Выбором и складом слов она ставила заслон вульгарности, посредственности, неодаренности.

Оцените материал

Просмотров: 9605

«Сиренный голос – с юности и до последних дней»

30/11/2010
Памяти Беллы Ахмадулиной (1937–2010)

Имена:  Белла Ахмадулина

©  Фото из архива Павла Маркина / Интерпресс.ру

«Сиренный голос – с юности и до последних дней»
 

АНАТОЛИЙ НАЙМАН

Ахмадулина была олицетворением свободы внутри стихии языка. В лучших своих стихах – роскошной свободы. И одновременно – подъемной силы этой стихии. Поэтому и создавалось впечатление взлета, полета, когда она читала стихи – вытягиваясь вверх и вперед, чуть-чуть наклоняясь вперед, как будто перед отрывом от пола, от земли.

Поэзия была среда ее обитания. Выбором и складом слов она ставила заслон вульгарности, посредственности, неодаренности. И тому, что притворялось поэзией.

В ней жило чувство преданности, благодарности и преклонения по отношению к любимым поэтам. К старшим. Любила она лучших, называла их по имени-отчеству – Борис Леонидыч, Анна Андревна, Марина Иванна, Осип Эмильич. Тех, про кого в ранней молодости она написала «Об это старинное древо утешу ладони свои».

Она была красивая женщина. Остроумная. Умница. Расположенная к людям и верная друзьям.

Мы с ней познакомились в 1956-м. Поэтому из стихов вспоминаю тогдашние:

      Пятнадцать мальчиков, а может быть, и больше,
      а может быть, и меньше, чем пятнадцать,
      испуганными голосами
      мне говорили, Белла:
      "Пойдем в кино или в музей изобразительных искусств".
      Пятнадцать мальчиков дарили мне подснежники.


И голос, каким она их читала. Сиренный – с юности и до последних дней.

Все связанное с ней трогательно.


ДМИТРИЙ ВОДЕННИКОВ

Стихи Беллы Ахмадулиной – это стихи женщины, которая не позволила себе быть несчастной. По-видимому, посчитала это недопустимым жеманством. Или, возможно и скорей всего, посчитала, что ей это не по чину. (Вот Ахматова – другое дело. Ей было можно.) И это ахмадулинское ненесчастье – самое ценное в ней, самое дорогое и самое честное. Ибо мы – люди, усвоившие весь ХХ век и первые 10 лет этого, – больше не имеем права быть несчастными.

Просто потому, что знаем о времени и о себе нечто такое, что не позволяет нам этого. Быть горькими, беспощадными, жесткими, манерными и трагическими, смешными или жалкими – да.

А вот несчастными – нет.

Ни Бродский, ни Ахмадулина, ни Шварц – такие вещи себе уже не разрешали. И нам – даже не стоит и начинать.

И это самый главный урок Беллы Ахмадулиной, который она нам дала.

Я очень любил Ахмадулину.

Это было целое поэтическое событие моей жизни.

Спасибо ей за это.


ЕЛЕНА ФАНАЙЛОВА

Не помню когда, но, как только появился в доме видеомагнитофон, я переписала с телика, как Ахмадулина читает стихи. Не помню какие. С ней у меня было как с Бродским: сначала ты впадаешь в оторопь от этой чрезвычайно личной манеры чтения, которая тебя вовсе не обольщает, она просто есть, как явление природы, а потом ты не можешь оторваться, тайна какая-то. Думаю, Рената Литвинова кое-чему у нее научилась в этой суперженственности, восходящей к кинодивам (Ахмадулина побыла немного кинодивой, вполне, впрочем, демократичной).

С ней и Борисом Мессерером очень дружил мой покойный коллега Илья Дадашидзе до службы на «Радио Свобода», а он работал в «Литературной Грузии». При его жизни они иногда бывали у нас в бюро. Когда Илья умер, я брала у Беллы Ахатовны интервью для передачи-некролога у них дома на Большой Грузинской. Есть специальные старшие люди, представить короткие отношения с ними совершенно невозможно; Ахмадулина была из их числа, такая абсолютная отдельная воплощенная женщина.

Алексей Парщиков обратил мое внимание на ее стихи «Шесть дней небытия», весь «больничный цикл», которым в газете «Завтра» восхищался почвенник Бондаренко. Они есть в «Журнальном зале», там же «Сны о Грузии», наполовину посвященные мертвым, и одно стихотворение о Елене Шварц. В их свете по-другому читается вся предшествующая Ахмадулина: как поэт «советского барокко» ((с) Вайль и Генис).


ДЕМЬЯН КУДРЯВЦЕВ

Русская поэзия и мы, ее читатели, так многих потеряли за последние два года, что никакой другой роли, кроме повинности «носителей» языка, нам уже не завещано, не оставлено, а к этой ноше мы никогда не были так готовы, как были готовы они.

Говорить о Белле Ахатовне мне проще, чем последние несколько лет молчать о других потерях: столько человеческого, ученического, живого связывало меня с Вознесенским, Айги, Генделевым, сколько недопустимо, на мой взгляд, в разговоре о поэте.

Отрешившись от тела, настоящий поэт остается (и должен, и хотел бы) набором слов, строк, цитат; навсегда изменившимся языком потомков; смещенными, обновленными смыслами, песнями, если кто. За гробом поэта должны идти читатели, тираны, литературоведы, а не друзья-любовники-ученики, приватизаторы поверхностных воспоминаний.

Именно уважение, почтение рождало то удаленное почитание, ту дистанцию, которая очищала чтение, избавило меня от наблюдений за поэтом Ахмадулиной, оставило меня с ее стихами, которые как старый священный текст: можно читать с любого места, помнить основные заповеди – и того довольно. Ее формальные достижения не так уж велики, арсенал орудий предельно мал, свойственное ее поэтическому поколению многословие вплоть до пустозвонства практически миновало ее. В каком-то смысле она не была ярким поэтом, особенно с годами она писала под стать своей одежде – непросто-черные наряды, не придерешься, но и не пройдешь.

Достоинство, высокое достоинство иноверца в русской литературе; обидная, полная недорогих соблазнов, роль женщины в мужской гортанной речи; прямолинейное, но многотрудное, очевидное мастерство – вот каким примером и заветом сегодня видятся мне ее строки. И мне кажется важным, чтобы кто-нибудь этот завет исполнил, прочел, и нам бы простилось, что мы невнимательно, небрежно в последние годы читали ее при жизни.


АЛЕКСЕЙ ЦВЕТКОВ

От умерших остается память – ровно столько, сколько каждый из нас положил на счет, и я, конечно, могу говорить только о своем. Вся плеяда поэтов-шестидесятников была противотуманным прожектором моей юности. Каковы бы ни были последующие претензии к ним, без них я, наверное, заблудился бы. Уникальность Ахмадулиной в том, что к ней претензий не было. Мир праху.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • lesgustoy· 2010-11-30 12:10:52
    как она читала звучала
    не верится нет
    да
    ц.е.н.

    жаль очень жаль
  • zimina1968· 2010-11-30 17:27:31
    Почему я так люблю шестидесятые?
    Меня там не было. Но я узнала эти времена потом, большей частью по стихам и людям оттуда. Шестидесятые были лучшими не только потому, что страна была народом, не только потому, Ахмадулина, Вознесенский, Евтушенко, Окуджава и многие любимые другие были в самом расцвете сил и можно было без стеснения питаться их соками, а может еще и потому, что это был один из лучших периодов жизни русскоязычной поэзии. Необязательно самый свободный, демократичный – но все-таки самый лучший за весь прошлый век, который вот сейчас совсем уж заканчивается.
    Я долго не могла поверить сама себе, когда вдруг стала подозревать, что видела Антокольского. Сверилась, всё так. Мне было около десяти лет. Мать повезла меня в стылый слякотный Ленинград, очевидно, на новогодние каникулы. Она уже видела, что из меня получается. И там мы взяли билеты в большой концертный зал. Мы сидели в первом ряду. На сцену вышел сухой старик с приподнятыми плечами и тростью. Он-то и представил Беллу Ахмадулину. Это был ее вечер. С тех пор, я не расставалась с ней. Она сделала из меня человека, основной формой жизни которого стала тоже – поэзия. Она вросла в меня настолько, что на первых курсах Литинститута меня укоряли за ахмадулинскую манеру чтения собственных стихов: куда-то вверх интонационно, машинально поднимая подбородок…
    А в переходном возрасте я заболела ее «Сказкой о дожде». Откуда-то – уже не помню откуда – я списала всю поэму, читала ее в прокуренной мастерской отца, где собирались его друзья – те самые, шестидесятники, которых я обожала.
    Как никогда много сейчас призывов в живом журнале не притворяться, что, мол, нам горько, что мы ее помнили и каждый день цитировали. Позвольте нам погоревать, от нас ушел родной поэт, который одного с нами мяса, крови, голоса. Только гениальный.
  • i1g2o3r4· 2010-11-30 20:45:14
    Она любила жизнь , как никто другой . Музыкальным голосом , радостно-напевным . Как молитва . Изумительным русским языком , сочным и зрелым . Как антоновское яблоко . Античной красотой , позтической сдержанностью во взгляде . Как её любимая Таруса на реке Ока . Мы знали , что она есть и нам было легко . Жить . Любить . Верить . Терпеть . Ждать . Теперь её нет . И нам не стыдно скорбеть в глубокой печали по Великому Поэту - Белле Ахмадулиной ! Вся наша роль - моя лишь , роль, я проиграла в ней жестоко. Вся наша Боль - моя лишь Боль . Но сколько Боли . Сколько. Сколько . С благодарностью и уважением к Вашей жмзни - ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • dinadmeyer· 2010-11-30 23:47:59
    Дина Д. Майер

    Памяти Беллы Ахмадулиной

    Не умирают поэты…. и потому
    не хоронят их в узком гробу
    и над ними не причитают,
    слез ни горьких, ни пьяных не льют -
    голос есть – их читают… читают,
    если нет – молча сердцем поют.

    Где ты, Белочка, Белла-цветочек,
    от тебя остаются не строчки -
    «Сад» и « Сны…», и «мазурка-девочка».
    И у сердца сливаясь в линию,
    твои фото шлют лучики-стрелочки,
    что б разбить нашу «Замкнутость зимнюю».

    Наигралась душа «с перстеньком»-
    красный шар – «дабл ю небо ком».
    «Безутешность потери и - прибыль:
    счастье шара - его свобода.
    Не владеть!», а иначе - погибель
    для поэта - души народа.

    Что такой тебя, Белла, содеяло,
    из какой из такой материи,
    соучастницей всех трагедий?
    Не случилось ведь « быть ... как все».
    Замыкались круги: первый.. третий,
    но поэт – не лежит в земле,

    «отпустить его в смерть» не дано
    никому, пока строки его
    будут чьи-то сердца волновать.
    Скорбным днем став «взрослей, и трезвей»
    мы стихам твоим будем внимать,
    будто б снова ты здесь – «средь друзей».

    «Семицветие белого цвета» -
    из тюльпанов для Беллы букеты
    на Ваганьковском, видимо, ждут…
    Новостные сюжеты, финальный отсчет,-
    неизбежность…у славы такой атрибут.
    Никогда нечитавший-он тоже придет
    и, возможно, впервые услышит
    и проникнется музыкой свыше,
    но не я, я прощаться с тобой не спешу,
    что нам пепел телесных утрат…
    Вот сейчас… и потом я не раз напишу,
    что и ты у надгробных врат:

    *** Белла Ахмадулина
    (родилось у могилы А. Ахматовой)
    Всех обожаний бедствие огромно.
    И не совпасть, и связи не прервать.
    Так навсегда, что даже у надгробья,—
    потупившись, не смея быть при Вас,—
    изъявленную внятно, но не грозно
    надземную приемлю неприязнь.
    При веяньях залива, при закате
    стою, как нищий, согнанный с крыльца.
    Но это лишь усмешка, не проклятье.
    Крест благородней, чем чугун креста.
    Ирония — избранников занятье.
    Туманна окончательность конца.
  • GRATIS· 2010-12-01 00:24:29
    Б. А.

    А море по колено в нашем крае,

    Безумство, не его черта,

    Взгляните, море умирает,

    Любая умирает красота,



    Нет вечности у глаз, ни у проклятья,

    Любое слово зачеркнет предел,

    И постепенно размыкаются объятья,

    С судьбой, которую ты так прожить хотел,



    Изменяться названья и афиши,

    И рук бледнее станут небеса,

    Но слово будет глубже, чем ты дышишь,

    И чувства будут больше, чем твои глаза,



    И с верой и без веры, есть спасенье,

    В неповторимости всех черт лица…,

    И если это станет утешеньем,

    То вечно молод будешь ты в глазах Творца.



    30.11.2010
Все новости ›