На пятой минуте пятой серии как бы трепетная героиня сказала как бы страдающему герою: «Брось всё, уедь на юг, к Черному морю».

Оцените материал

Просмотров: 23668

Вот никаких и не читайте

Евгений Яблоков · 04/03/2010
Накануне семидесятилетней годовщины смерти Михаила Булгакова ЕВГЕНИЙ ЯБЛОКОВ размышляет о несчастливой посмертной судьбе писателя в России

©  ИТАР-ТАСС

Михаил Булгаков, 1926 год

Михаил Булгаков, 1926 год

В 1937 году наше с вами Отечество отмечало годовщину немеркнущего подвига, который веком раньше совершил ворошиловский стрелок Егор Дантес. В духе времени торжество называли Пушкинским юбилеем. Незадолго до него Михаил Булгаков написал пьесу «Александр Пушкин». Ее особенность — отсутствие главного героя на сцене: образ Пушкина возникает на скрещении мнений окружающих поэта людей. В те же самые годы шла работа над романом «Мастер и Маргарита» — как все помнят, он открывается спором о существовании или несуществовании личности еще более известной; дискуссия на эту тему фактически проходит через всю книгу. Так реализована одна из важных булгаковских идей: образ великого человека — «персональный миф» — создается сначала современниками, затем потомками. Говоря шире, любой исторический «факт» таков, каков наш взгляд на него.

За 70 лет, прошедшие после смерти Булгакова (10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут), автор «Бега» и «Записок покойника» сам превратился в один из ярких мифов русской культуры. И, как всякая историческая фигура, Булгаков сегодня — это мы сами в отношении к нему. Его творчество становится «вещью для нас» лишь в меру нашего разумения, духовной глубины и душевной порядочности.

Казалось бы, обижаться «юбиляру» не на что. Он классик. Его проходят школьники. На Патриарших систематически тусуются фанаты. Режиссеры снимают фильмы. Певцы пишут оперы. Журналисты делают передачи. Изабель Аджани засняли в фотосессии в образе Маргариты. Налицо раскрученность и продвинутость.

Так было не всегда; но сравнивать эпохи не стану. Обращусь исключительно к современности, причем не претендуя на всеохватность, — просто перечислю запавшие в память факты последних лет.

Вот фильм «Мастер и Маргарита», похожий на скучный урок с говорящим чучелом кота в качестве наглядного пособия. Знаете, в какой момент я почувствовал, что больше не могу это смотреть и тем более слушать? Когда на пятой минуте пятой серии как бы трепетная героиня сказала как бы страдающему герою: «Брось всё, уедь на юг, к Черному морю». Вряд ли можно удачнее зачеркнуть целую картину — крепче «уедь» не получится...

Вот «Морфий» — тоже фильм. Евреи, одурманившие Россию революцией-наркотиком; сортирные (в прямом смысле) сцены; разносортные перепихи и прочие интеллигентские удовольствия; обугленный (поскольку «пожаръ») помещик; дама в гинекологическом кресле, курящая папироску над манипулирующим доктором. Притом всё жутко «красиво» — эдак эмалево, эбеново и перламутрово. Типа Булгаков, в натуре.

Впрочем, знаю в Москве один (может, их больше, но я небольшой театрал) хороший, живой спектакль по Булгакову; да и сама инсценировка сделана со вкусом и тактом. По ТВ тоже иногда идет кое-что содержательное и познавательное, вроде документальных фильмов А. Смелянского на булгаковские темы.

Но — на том же телеканале — крутят разнузданный фильмец, где загробно-ёрническим голосом повествуется, как Булгаков якобы жил и пил на деньги НКВД, да и вообще это была сталинская креатура. Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • www_stikh_com· 2010-03-04 20:51:31
    булгаков - дьявол. гулаг - россия. путин - бездарь
  • dinka· 2010-03-05 00:05:05
    В подтверждение слов автора статьи:
    Государственный музей М. А. Булгакова (на Большой Садовой) опубликовал план мероприятий на март...: "В среду 10 марта будет отмечаться День памяти Михаила Булгакова. В рамках этого мероприятия пройдет мемориальная акция совместно с литературными музеями Москвы, Киева и Санкт-Петербурга: Выставка «10.III.40», слайд-шоу. В вечере примет участие А. М. Смелянский. Театр «КомедиантЪ» представит вниманию собравшихся фрагменты будущего спектакля по повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». В завершение вечера прозвучат в живом исполнении любимые произведения писателя".
    Широко, ничего не скажешь...
    Но хоть что-то. Судя по анонсам мероприятий на сайтах ИРЛИ, ИМЛИ РАН, там это событие вообще останется незамеченным...(((
  • bourger· 2010-03-05 01:43:32
    ...мелочь, но:
    певцы не пишут опер: они в них поют; а пишут композиторы
  • dinka· 2010-03-05 09:08:52
    мелочь, но, как я поняла, в этом случае оперы пишет и поет одно лицо - это Градский.
  • zanogu· 2010-03-05 12:48:16
    >певцы не пишут опер: они в них поют; а пишут композиторы

    да вы что?! Wow!Нудят не крючкотворы, а зануды.

    Градский, написав оперу, певцом быть, конечно же, перестал.
  • asl· 2010-03-05 15:39:43
    жаль, что без имен. так и будем потреблять навоз, считая его за науку. хоть бы несколько достойных исследований, появившихся в последние годы, назвали...
  • Bunbury· 2010-03-05 16:54:22
    Булгакова не любят все без исключения ортодоксы, лишенные чувства юмора как такового и неспособные понять, что сатира - это такой вот особый жанр, по определению далекий от смирения, елея и политкорректности. И если некто (см. 1-й комментарий, например) до сих пор пытается толковать "Мастера и Маргариту" как альтернативное Евангелие, то это просто потому, что он он не вполне себе представляет, что такое литературное произведение вообще и данный роман в частности. Отсюда и "разудалый фильмец", и не менее разудалые энциклопедии, биографии и т. п. В утешение "правильным" булгаковедам можно лишь сказать, что будь Эдгар По, Бодлер или Оскард Уайльд русскими авторами, им "финских ножей" от пошловатых и трусоватых потомков досталось бы не меньше. И отлично, что о Булгакове как бы официально забывают: для сатирика, в конце концов, - это лучшее признание.
  • Afilla· 2010-03-05 21:16:24
    Михаилу Афанасьевичу повезло с экранизацией "Собачьего сердца", мало кому из классиков так везло хоть с одним романом.
    ИМХО, "Морфий" Балабанова очень авторский фильм по-мотивам рассказов М.А., режиссер имеет право на свой взгляд, мне очень нравятся и рассказы и балабановский фильм, дело вкуса.
    Ну а "Мастер и М." просто не по зубам отечественным творцам, как и все гениальные романы , преображенный в кино, сразу высвечивает пошлость, трусость и дурновкусие этих партачей.
  • bourger· 2010-03-06 02:14:31
    >Градский, написав оперу, певцом быть, конечно же, перестал.

    Об опере Градского не знал... Но и в этом единичном случае обобщенное "певцы пишут оперы" неуместно. Градский же сочинял оперу как композитор. То, что он при этом и певец - внешнее совпадение. Впрочем, это занудство, а по поводу этой самой оперы можно разделить горечь автора статьи, не видящего просвета в состоянии нынешней "булгакиады"...
  • happyya· 2010-03-06 22:39:38
    какой-то поток мыслей у автора бессвязный..бросила читать на середине.
  • Jeniok· 2010-03-07 08:06:29
    К Вашему мнению - экранизация "Собачьего сердца" и "Мастера и Маргариты" дело рук одного автора.
  • kohr· 2010-03-08 02:24:24
    хорошо, что господин Яблоков поднял вопрос о музеях. ситуация, действительно, противоречит законам логики.
    но есть информация о грядущем открытии музея Булгакова на Пироговке. ждем-с..
  • platinum_aqua· 2010-03-18 16:09:35
    Позволю себе не согласиться с частью высказываний. Булгаков остается интересным автором, и для молодежи в т.ч.,и те кому интересно - найдут нужную информацию сами, и обозревать наследие будут сами. Булгаковское наследие востребовано, в отличие от ряда замечательных писателей, чьи имена уходят в небытие.
Все новости ›