Так уж получилось: детский сегмент в литературе в отличие от всех остальных, как оказалось, наименьшим образом пострадал от кризиса.
OPENSPACE.RU выяснил, как небольшим детским издательствам живется на посткризисном рынке
Читать!
OPENSPACE.RU задал представителям нескольких небольших издательств, специализирующихся на детских книгах, два вопроса:
1. Действительно ли на фоне кризиса наблюдается оживление, чем оно объясняется и как поживаете именно вы?
2. Что вы издаете и что у вас лучше всего покупают?
Мария ВАЙСМАН, издательство «Август»
Дело в том, что сейчас книг стало очень много, значительно больше, чем когда мы начинали это дело. Мы сто лет выкручивались непонятно как, книжки с трудом брали в магазины: просто не понимали, что это такое. Первые книжки я отдавала буквально за копейки, потому что надо было все это расшевелить. С новой моей книгой таких проблем уже нет: сейчас, наконец, уже все нас берут, появилось большое количество интернет-магазинов и книготорговых фирм, и дружественные издательства продают мои книжки тоже. Сейчас грех жаловаться на распространение: книжки уходят стремительно. Я даже боюсь, что сейчас старые закончатся: тогда не знаю, чем мы, собственно, будем торговать. Славу-то нам принесли книги, которые вышли в двухтысячном году. Из-за них мы до сих пор и держимся на рынке, потому что их спрашивают, очень любят и требуют переиздания. А наскрести на новое издание очень сложно. Я просто на последних книжных мероприятиях сделала вывод, что нет никакого смысла печатать наши книжки дешево: у нас ничего не получится, это будет некрасиво.
Мы с трудом издаем по одной книжке в год — то вместе с каким-нибудь банком, как книгу «Русские поэты для детей и взрослых», то просто на собственные деньги. У нас есть портфель книг, совершенно готовых к изданию, вопрос упирается только в деньги. Мы подали, наконец, на финансирование, вот сейчас жду — может быть, нам в Агентстве по печати дадут какую-то помощь.
Алла НАСОНОВА, издательство «Детгиз»
Ну, в Москве, видимо, немножко наблюдается оживление, чего нельзя сказать о нашем городе (Петербурге. — OS), где мы по-прежнему практически одни издаем детскую книгу. В Москве открылся — что вы, может быть, и заметили — ряд маленьких, но гордых издательств, которые немного, но тоже издают какую-то приятную, культурную, внешне интересную и иногда интересную по содержанию книгу, как то: «Самокат», «Розовый жираф», «Априори», Издательский дом Мещерякова, «Сова» и так далее, — до десятка новых гуманитарных, как я их называю, детских издательств. Это не ширпотреб, а попытка возродить в России искусство детской книги. К сожалению, большинство из них переиздают в основном западную книгу, тиражируют ее на Россию и за счет этого кормятся. А все-таки мало усилий прикладывают к изданию отечественных авторов, и прежде всего — хорошей отечественной иллюстрации, высокого стиля, так сказать. Лучших графиков и так далее. Вот этого пока недостаточно, и над этим мы, в свою очередь, по мере своих слабых сил в Петербурге пытаемся работать. На самом деле в стране, очевидно, не хватает хороших книг для чтения, современной литературы по доступным, дешевым ценам. В стране и даже в Москве с Петербургом читающим детям отчетливо не хватает просто книжек, которые можно читать.
Все, что выпускает наше издательство, замечательно продается, когда мы стараемся сделать хорошую современную иллюстрированную книгу для читающих детей. И недорогую. Это все книги, которые мы выпустили с 2005 года; я бы сказала, мы почти ни разу не промахивались. Правда, мы не так много выпускаем, мы сейчас маломощное и небогатое издательство. Пятнадцать — двадцать книг в год, понимаете? Если бы еще десять издательств выпускали хотя бы по двадцать книг в год, все вместе мы бы восполнили те двести книг, которые в свое время при советской власти выпускал один наш «Детгиз» и которых хватало советским детям, чтобы сформировался круг чтения. Десятью книгами в год ты читающего ребенка не удовлетворишь и пятнадцатью тоже. Тем более что эти наши пятнадцать — книжки для всех возрастов: три для малышей, четыре для подростков и так далее. Ну не четыре же книги подросток в год должен читать, правильно?
Ирина БАЛАХОНОВА, издательство «Самокат»
Что касается «Самоката», то нам, наверное, в последний год стало попроще, потому что мы перешли рубеж пятидесяти книг. Знаете, когда у издательства есть пятьдесят книг и оно еще что-нибудь делает, оно становится не очень легко потопляемым. Конечно, было очень плохо в начале 2009 года — вообще не знаю, как мы пережили эти три-четыре месяца. В тот момент у двух из трех малых издательств, если речь шла о внешнем финансировании, каком-то спонсорстве, четко стоял вопрос: а надо ли дальше вкладывать деньги? Люди были реально настроены на закрытие бизнеса. Но даже у издателей-собственников опускались руки. И в общем только то, что эта кризисная ситуация продлилась не очень долго, и спасло наш «Самокат». С тех пор стало получше, хотя все еще хуже, чем в 2008 году.
Мы все как-то консолидировались. Мы и раньше ходили вместе на выставки, делились информацией. Но в этой ситуации с кризисом все маленькие издательства вдруг поняли: ну невозможно так зависеть от крупных сетей. Мы и так-то в общем несколько сомневались в их работоспособности, но нам казалось, что они плохо продают именно нас, потому что мы не «АСТ»: как-то они без нас могут. А оказалось, что они и в принципе не очень жизнеспособны. Когда «Топ-книга», при том финансировании, которое она имела, показала, что толком не может выжить… Они наши книги никогда особенно не продавали, а тут, возможно, чисто психологический момент сработал — люди посмотрели и сказали: ну боже ж ты мой! Нам казалось, что это мы такие плохие, недостойны регионов, а дело совсем в другом! Теперь работаем с альтернативными точками в регионах, их появляется все больше. Одновременно стало как-то очень ясно, что «работающих» больших магазинов в Москве в лучшем случае тридцать штук, в худшем — пять, в Питере тоже где-то парочка («Буквоед» тогда нами не интересовался), и, чтобы выжить, надо как-то активизироваться. И все активизировались: вдруг начали появляться маленькие книжные, многие издатели даже стали создавать свои точки. Так возник, например, «Додо» — замечательное место; «Лавочка детской книги», с маленькими, как бы домашними детскими; интернет-магазины хорошей детской литературы, такие как «Волшебная лавка». Как-то единомоментно возникли новые книжные выставки — среди них замечательный «Бу!Фест». Еще до кризиса возникло и в кризис расцвело буйным цветом немало вообще некнижных площадок вроде фестиваля «Афиши», фестиваля Seasons, где мы хорошо торгуем.
Так уж получилось: детский сегмент в литературе в отличие от всех остальных, как оказалось, наименьшим образом пострадал от кризиса. И, как это ни удивительно, на рынок наряду со специально сделанными «под кризис» недорогими книжками хлынули дорогие детские издания. И их вполне покупают; на мой взгляд, больше, чем дешевые. Так что все неплохо. Только вдруг стала ощущаться большая, чем в прошлые годы, склонность к консерватизму, но это, наверное, естественное явление кризисного периода. Я имею в виду потребность в классике. Но пока всё в пределах нормы. Если такое продлится еще года два-три, можно будет говорить о некоей стагнации в развитии детской литературы в России, но пока рано.
Несколько лет назад «Самокат» вместе с книготорговой фирмой «Гранд-Фаир» и библиотекой имени Гайдара стал инициатором нового методического каталога под названием «Сто лучших книг, которые должны быть в каждой библиотеке». Чтобы библиотекари — в частности, в регионах — знали, что существует «альтернативная» (просто новая, качественная) детская литература. А в этом году у нас был большой конфликт. Потому что я настаивала, чтобы в каталог вошла «Стена» Петра Сиса, получившая Гран-при на самой престижной в мире детской книжной выставке в Болонье (Италия), а затем еще 20 международных премий в разных странах (это книга «Самоката», что сильно затрудняло мое положение), — единственная в своем роде книга о жизни в послесталинский период в странах соцлагеря. Но в экспертном совете все, кроме меня, были против, и никакие аргументы — ни пресса, ни премии — не помогли. Очень надеюсь, что мы договоримся о создании в каталоге раздела «Книги, о которых спорят» и поставим «Стену» туда. Конечно, мы продадим книжку и так, первый тираж ее невелик. И даже переиздадим, потому что в ней наверняка будет потребность — книгу отлично принимают дети и подростки. Но все равно жаль, что люди, которых ты уважаешь и которым доверяешь, оказываются порой не в состоянии преодолеть собственные — реальные, надуманные? — страхи. Особенно если эти люди призваны работать с детьми.
Марина КОЗЛОВА, издательство «Розовый жираф»
Не могу сказать, что в последнее время стало лучше, но однозначно не стало хуже. Пожалуй, с момента, когда объявили кризис, на последней non/fiction впервые было чувство, что опять пришло сильно больше людей, чем мы ожидали, что все возвращается.
Дело в том, что мы работаем с читателем индивидуально, чего не может позволить себе большое издательство. Несмотря на то что я директор издательства, я сама торгую на каждой выставке, для меня важно поговорить с людьми и понять, что им нравится, что не нравится: это дает неплохие результаты. Все эти маленькие выставки, которых в последнее время много (тот же самый «Бу!Фест» или выставка Ad Marginem, которая будет сейчас на «Фабрике»), нас очень радуют просто потому, что дают нам возможность посмотреть своему читателю в лицо.
Люди обычно покупают или те книги, которые они читали в детстве, или те, которые им понравились, потому что лежали на виду. Очень много книг таким образом оказывается за бортом. Наша задача рассказать, что хороших книг множество, и не стоит останавливаться на том, что вы читали в детстве: вполне возможно, что ваши дети просто живут в другой реальности.
Наверное, самый главный наш хит — это книга Стивена Хокинга «Джордж и тайны Вселенной», первая часть трилогии. На мартовской выставке мы представим вторую книгу из этой серии, «Джордж и сокровища Вселенной». Еще, к нашему большому удивлению, совершеннейшим хитом по продажам стала книга, которую мы издавали, как нам казалось, просто для себя. Это «Замечательная книжка» Далласа Клейтона — книга про мечты. На наш взгляд, удивительная, но нам казалось, что она совсем не пойдет здесь, что она не для нашего читателя и найдется двести человек, которые сойдут от нее с ума, а остальные не поймут. Но мы ошиблись — она просто разлетается сейчас.
Марина КАДЕТОВА, «КомпасГид»:
У нас в издательстве временно произошло затишье из-за разных проблем с правами, но это чисто технические проблемы, а так мы очень активно собираемся издавать книжки. Что касается ярмарки, то для такого маленького издательства, как мы, выпустившего пока всего три книжки, продажи на ярмарке на удивление довольно хорошие. Но в основном, поскольку издательство новое, для нас ярмарки — повод познакомиться с читателями, показать свои книжки и лично рассказать людям, что это такое и кто мы такие.
Мы хотим издавать книги для подростков, для молодежи, направленные на развитие толерантности, но не совсем уж тупо и прямолинейно. Это должна быть хорошая подростково-юношеская литература, но с каким-то универсальным, общечеловеческим гуманистическим смыслом. Ну и просто интересные книжки для чтения. А второе наше направление — это книжки-картинки, которые при небольшом объеме текста могут донести какие-то совершенно потрясающие мысли. Но как раз не для малышей, а скорее для молодежи. Книжки-подарки, может быть, такие милые и забавные, которые можно подарить друзьям по поводу и без повода.
Вадим ТИТОВ, издательство «Машины творения»
Оживление происходит давно, просто сейчас оно стало заметно. Это связано с тем, что мы стали объединяться. Мы давно взаимодействуем, выходим вместе на книжные ярмарки, рекомендуем друг друга. Тем более что часто наши книги не пересекаются по возрастам: одни издают для малышей, другие — для подростков. Скажем, «Розовый жираф» рекомендует читателю нас, а мы отправляем его к «Самокату». Так и живем — читатель-то
Читать!
Восемьдесят процентов продукции нашего издательства — детские книжки с картинками, а наибольшей популярностью пользуется, конечно, «Груффало» Джулии Дональдсон в переводе Марины Бородицкой и Григория Кружкова. В этом году мы собираемся продолжать эту серию.
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444077
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340529
- 3. Норильск. Май 1268324
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897636
- 5. Закоротило 822047
- 6. Не может прожить без ирисок 781786
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758316
- 8. Коблы и малолетки 740736
- 9. Затворник. Но пятипалый 470821
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402841
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370310
- 12. Винтаж на Болотной 343181