2009 год оказался для русской литературы и книгоиздательской отрасли куда более плодотворным, чем можно было предположить. Все не так плохо
Подведение итогов года иногда приятная, а иногда неприятная обязанность журналистики. В этом году в области культуры она обернулась, по общему мнению редакции, сущей мукой. Основные события не связаны с литературой прямо, а проходят по разным другим ведомствам. Мы решили не перечислять пять, десять или двадцать событий, а попытались сделать некий свод того, что нам кажется в той или иной степени важным, то есть это скорее разговор о тенденциях, а отчасти и о перспективах.Читать!
Вместе с тем ожило после первого тяжелого шока, вызванного экономическими причинами, поэтическое книгоиздание. В издательстве «Гилея» в свет вышло Собрание сочинений Геннадия Айги. В поэтической серии «Русского Гулливера» вышли прекрасные книги Вадима Месяца, Игоря Булатовского, Дмитрия Строцева, Ольги Мартыновой, Александра Скидана и других*. Не прекращен выпуск поэтической серии «Нового литературного обозрения», подарившей нам в 2009-м две, как представляется, чрезвычайно значительные книги. Первая — «Бог, страдающий астрофилией» Андрея Сен-Сенькова, а вторая — «Хорошая лодка не нуждается в голове и лапах» Павла Гольдина. К концу года оживилась, к счастью, и поэтическая серия «Нового издательства», в которой вышли книги Сергея Стратановского, Александра Миронова и Алексея Цветкова. В 2009 году появились также новые книги Ольги Седаковой, Льва Лосева и Алексея Парщикова. В издательстве «АРГО-РИСК» вышли замечательные поэтические книги Марии Галиной, Нины Искренко, Виктора Кривулина, Бориса Херсонского, Ильи Кукулина и Николая Кононова. Последний стал в этом году лауреатом Премии Андрея Белого в поэтической номинации.
Еще одна премия, «Поэт», была вручена в этом году Инне Лиснянской — на этот раз решение жюри оказалось взвешенным и не вызвало протестов решительно ни у кого: подобный консенсус в поэтической среде складывается исключительно редко. Чрезвычайно отрадно также, что, несмотря на политические и экономические сложности, в Москве состоялся в этом году VI Биеннале поэтов.
Событием года в отечественной прозе оказался новый роман Виктора Пелевина. Учитывая его новообретенный статус самого влиятельного интеллектуала России, это немудрено. Справедливости ради надо сказать, что «t» — хотя и не лучший роман писателя, но он все же выгодно отличается от нескольких предыдущих его книг. «Большая книга», самая репрезентативная, видимо, российская литературная премия, досталась «Журавлям и карликам» Леонида Юзефовича. Решение это, хотя и многократно раскритикованное, выглядит вполне естественным, учитывая, что «БК» — премия не экспертная. Второе место «Каменного моста», вызвавшего весьма оживленные дискуссии что в профессиональной среде, что среди читателей, исключает возможность разговоров о том, что-де премиальные институции прошли мимо самой противоречивой книги года.
«Национальный бестселлер» роману Андрея Геласимова «Степные боги» отражает, видимо, некоторую усталость устроителей премии от облика мальчишей-плохишей и обозначает дрейф в область мейнстрима. Само по себе это не хорошо и не плохо, просто отметим этот факт. Итоги «Русского Букера» в этом году, вне зависимости от достоинств романа Елены Чижовой, демонстрируют (в который уже раз), что премия находится в глубочайшем кризисе, интерес публики и профессионального сообщества к ней падает. Очевидно, это никак не связано с конкретными персоналиями членов жюри, которое в этом году возглавил, к примеру, Сергей Гандлевский. Нет, кризис «Букера» носит системный характер. Еще пару-тройку лет премия может существовать в тех структурных рамках, в которые она сама себя загнала, но не больше. Придется принимать болезненные и радикальные решения, полностью менять формат и определяться с целеполаганием. В противном случае институция эта умрет тихой смертью в полном забвении.
Открытие года, на наш взгляд, совершено издательством Livebooks, где вышел роман Мариам Петросян «Дом, в котором...». Того же мнения, кажется, и читатели: роман Петросян оказался в числе победителей читательского голосования «Большой книги», вообще продемонстрировавшего, на наш взгляд, удивительную степень взвешенности и адекватности. В социокультурном смысле итоги прозаического года демонстрируют главную тенденцию — сильно возросший интерес пишущей и читающей публики даже не собственно к истории, а к историософии. И «Каменный мост» Александра Терехова, и «Журавли и карлики» Леонида Юзефовича, и наиболее заметные, хотя и не премированные книги из гуманитарного короткого списка премии «Просветитель» исследуют возможность говорить об истории, заняты выработкой подхода к ней, методологии разговора. Не сказать, чтобы поиски эти были всегда успешны, но сам факт произведения (и востребованности) этой работы, вероятно, должен вселять в нас умеренный оптимизм.
В области non-fiction наметились две основные тенденции. О первой мы уже отчасти говорили. Наиболее заметной книгой оказалась литературная версия телевизионной саги «Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Еще одна заметная книга года — «Сама жизнь» Натальи Трауберг (она, правда, вышла в самом конце прошлого года). Оба мемуара — большая история, рассмотренная сквозь оптику малой. Их успех вкупе с успехом книжной версии проекта «Намедни» Леонида Парфенова позволяет, как мы уже писали, говорить о тенденции, заключающейся в интересе к личному взгляду на историю. Итоги премии «Просветитель» 2009 года вызывают смешанные чувства. Решение разделить короткий список на гуманитарную и естественнонаучную части выглядит, с одной стороны, разумным, а с другой — демонстрирует катастрофическое положение в естественнонаучной части. Впрочем, возможно, именно в этом и состоял замысел устроителей. Выбор лауреата в гуманитарной части (им стал Григорий Козлов с книгой «Покушение на искусство») тоже вызывает ряд вопросов. Прекрасное, как всегда, издание «Слова» вполне достойно премии, но на фоне трехтомника Александра Янова и книги «История России. ХХ век» под редакцией А. В. Зубова, имеющихся в том же списке, решение жюри выглядит несколько страусиным: следовало, на наш взгляд, либо иначе сформировать короткий список, либо отметить более масштабную работу кого-либо из историков.
В области переводной литературы событием года оказался выход «Лауры и ее оригинала» — впрочем, возможны разные точки зрения на то, является ли это событие собственно литературным. Если бы не проведенная рекламная кампания и спорность самого решения Дмитрия Набокова, то, скорее всего, черновики великого прозаика вызвали бы оживление только среди профильных специалистов: в отличие от «Америки» Кафки, опубликованной Бродом вопреки желанию автора, «Лаура» не является текстом, который мог бы быть интересен сколько-нибудь широкому читателю. За вычетом этой истории наибольший интерес вызвал новый роман Орхана Памука «Музей невинности». Интерес этот был подогрет визитом писателя в Россию: нобелевские лауреаты, к тому же довольно полно представленные в переводах, посещают Россию не так уж часто. Второе наиболее заметное, на наш взгляд, событие 2009 года — новый роман Питера Хега «Тишина». Некоторые критики, правда, невесть с чего начали рассказывать, что роман этот посвящен России, а другие обиделись за Русскую православную церковь, в которой Хег вроде как ничего не понял (как и в России). Но на самом деле «Тишина» завершает условную трилогию (первые две части — «Смилла и ее чувство снега» и «Условно пригодные»), посвященную исследованию сразу нескольких вещей, чуть ли не табуированных для современного сознания: многомерность отношений взрослый — ребенок, шаткость постхристианского гуманизма, колониальные скелеты в шкафу современной мультикультурной цивилизации. К сожалению, почти незамеченным остался выход романа Лоуренса Норфолка «В обличье вепря». Многоплановый, сложный и некоторым образом политически актуальный для современной России роман одного из самых заметных британских романистов, вышедший в великолепном переводе Вадима Михайлина, заметного отклика у русского читателя не вызвал.
Экономические трудности книготорговли, в частности проблемы «Топ-книги» и банкротство «Букбери», создали для акторов книжного рынка проблемы, обернувшиеся возросшей степенью монополизации рынка: мелкие и независимые издательства пострадали куда сильнее крупных.
Читать!
Вывод, как и все вышесказанное, вполне субъективный: 2009 год был для русской литературы и книжной отрасли не очень простым, однако он оказался и более плодотворным, и более интересным, чем можно было бы ожидать. Всё совсем не так плохо: поводов для оптимизма, пусть и осторожного, вполне достаточно. Посмотрим, что будет дальше.
______________________
*Пользуясь случаем, редакция хочет повиниться перед «Русским Гулливером» за недостаточное внимание, проявляемое нами к серии, и обещает исправиться в 2010 году.
КомментарииВсего:2
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 17831531
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 6724847
- 3. Норильск. Май 1293584
- 4. ЖП и крепостное право 1117496
- 5. Самый влиятельный интеллектуал России 907056
- 6. Закоротило 837174
- 7. Не может прожить без ирисок 832228
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 790969
- 9. Коблы и малолетки 766225
- 10. Затворник. Но пятипалый 507929
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 441899
- 12. «Роботы» против Daft Punk 409000
наверное, такой книги и впрямь не выходило - и она нам с волчеком просто приснилась