Никаких следов социального напряжения: если отец столичной невесты играет в гольф, то отец андижанского жениха держит во дворе ностальгическую «Волгу».
АНДРЕЙ ПЛАХОВ делится открытием еще одной кинематографии, создавшей свой самоокупаемый вариант Голливуда или Болливуда
Во время новорожденного Ташкентского кинофорума «Золотой гепард» гостей позвали на премьеру, проходившую, в сущности, вне его рамок. Это была очередная,Читать!
Показывали новый фильм «Пришлая невеста». Режиссер Рустам Сагдиев, представляя съемочную группу, сказал, что «гениальные узбекские артисты ничем не уступают голливудским звездам», исполнительницу главной роли Дильнозу Кубаеву смело уподобил Шэрон Стоун, а характерного актера Абдураима Абдувахабова назвал «узбекским Богданом Ступкой». Начало картины немного напомнило «Служебный роман» в недавней новорусской версии. Соперницу Шэрон Стоун слегка изуродовали прической и очками, чтобы она выглядела более достоверной в образе сухой властной начальницы, которую сотрудники за глаза называют Вирус. Пользуясь покровительством отца-бизнесмена, Вирус рулит предприятием по производству фруктового сока (даже не пытающийся гримироваться product placement) и всеми силами стремится подписать выгодный контракт с англичанами. Отец не прочь выдать девушку замуж, однако та всеми мыслями и чувствами пребывает в карьере.
Но вот возникает ситуация, когда — ради того же зарубежного контракта — ей приходится вступить в фиктивный брак с симпатичным сотрудником. Молодые едут в провинцию к родителям жениха, где, окунувшись в каскад комедийных передряг и позабыв про карьерные дела, сливаются в любовном экстазе. Разумеется, не буквально: секс здесь — жесткое табу. А горячее всего публика приветствовала сцены, из которых видно, как «обломали» заносчивую столичную штучку: теперь она моет больные ноги будущему тестю и кланяется всем мужчинам семейного клана.
В названии «Пришлой невесты» фигурирует цифра 2: сериальность — главный принцип коммерческого узбекского кино, снимаемого на частных студиях и переживающего небывалый бум. Рустам Сагдиев считается его «монстром», он — первый режиссер, доказавший состоятельность рыночного принципа. Еще не так давно об этом было трудно мечтать, но теперь афиши кинотеатров увешаны плакатами узбекских фильмов, где варьируется два жанровых термина: мелодрама и комедия. Фильмы эти, как правило, сняты на цифру, бюджеты их мизерны, а окупаемость высока: наиболее успешные бьют по финансовым показателям «Пиратов Карибского моря». Таких фильмов производится в год порядка 50 (по фильму на каждую неделю): это в три-четыре раза больше, чем количество финансируемых государством статусных студийных кинопроизведений на пленке.
Повержен не только Голливуд, но и Болливуд. Раньше в Узбекистане любили индийское кино, но потом научились делать свое — похожее, только с местным колоритом, да песен-танцев поменьше. Давно не имея удовольствия читать репортажи Баба Гана Нвачукву про удивительные достижения нигерийской киноиндустрии, спешу сообщить читателям, что после Болливуда и Нолливуда (кинематографа Нигерии, производящего несколько сотен фильмов) у наших среднеазиатских соседей появился Улливуд. Правда, телесериалы здесь предпочитают импортные, но не из США и Латинской Америки, а из Турции, Кореи, Японии — стран с близкой культурой и строгой цензурой на ТВ.
В народе сериальное кино, создаваемое на коммерческих студиях, называют «хан-тахта», что означает «стол с короткими ножками». Публика на него ходит, но в то же время зрители уже изрядно устали от однообразия, в том числе местной «системы звезд»: из фильма в фильм кочуют с полдесятка актеров и актрис, на именах которых зарабатываются деньги. Жанровые фильмы выпускают и профессиональные режиссеры — Ёлкин Туйчиев, Аюб Шахобитдинов, Назим Туляходжаев, которые получают фестивальные призы за пределами страны. Но недаром в Ташкенте говорят: у нас каждый вахтер — режиссер. Часто снимают те, кто просто сумел достать деньги.
Это не значит, что в Узбекистане, где еще в 60—70-е годы сформировалась школа поэтического кино, нет своего артхауса. Одна из его ярких представительниц Камара Камалова продолжает работать в этом направлении. Ее фильм «Дорога под небесами» — с поразительным вкусом снятая трагическая поэма о погубленной любви; кроме того, в фильме явно читается влияние философии зороастризма. Здесь как раз много песен, но они играют не функциональную или чисто декоративную, а художественную роль — как и великолепные народные костюмы и декорации в фольклорном стиле. Однако молодой публике (она составляет 90 процентов узбекской аудитории) такое кино смотреть не в кайф. Эти люди выросли на другом кино: динамичном и без затей. Наверняка еще более непросто приходится молодым режиссерам, пытающимся идти вопреки массовым вкусам.
Означает ли курс на развлекаловку игнорирование реальных проблем общества и скрытую пропаганду? Случайно ли действие «Пришлой невесты» происходит не просто в провинции, а в Андижане — городе трагических событий шестилетней давности? Как и в Ташкенте, здесь не обнаруживается никаких следов социального напряжения: если отец столичной невесты играет в гольф, то отец андижанского жениха держит во дворе своего дома ностальгическую «Волгу». Чем не пырьевская традиция «лакировки действительности», бурно развившаяся на пути от «Богатой невесты» к «Кубанским казакам».
Впрочем, происходящее в узбекской киноиндустрии больше напоминает не госзаказ, а знакомую нам практику дешевого кооперативного кино начала 90-х, только экономически гораздо более прибыльную. Кстати, телеканал «Мир» регулярно крутит кое-какие из узбекских фильмов этой категории: значит, на них есть спрос и в России.
В мире наперечет страны, где в прокате доминирует свое собственное кино. Даже для того, чтобы просто обеспечить ему стабильную нишу, необходим целый ряд условий и обстоятельств. Таким условием может стать протекционистская политика государства, особенно успешно проводимая при авторитарных режимах (Иран, Китай, не говоря о Северной Корее). Благоприятствовать может и умеренный контроль импорта, как в Корее Южной. Причем квоты, за которые с пеной у рта борются самые именитые корейские кинематографисты, — только часть решения проблемы, и, как показывает Владимир Захаров, далеко не главная. Гораздо эффективнее, чем запреты, протесты и даже атаки ядовитых змей на голливудских премьерах, оказываются гибкие формы господдержки национального кино при либерализации рынка. Плюс, и это самое главное, общий настрой киносообщества на диалог с публикой, а общества — на свою собственную киноиндустрию в диапазоне от блокбастеров до артхауса.
На территории бывшего СССР мы наблюдаем разнообразные модели функционирования кино в самых несхожих идеологических и экономических режимах. А результат, за едва ли не единственным
Читать!
Россия, в первой половине нулевых пытавшаяся своим могучим плечом сломать эту тенденцию, сегодня опять не в дамках: наш мейнстрим, не говоря об артхаусе, на глазах теряет зрителей. А начиналось все лет десять назад чудесно: мы тоже пытались на своем рынке теснить Голливуд, только пороху не хватило.
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451737
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343371
- 3. Норильск. Май 1268613
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897677
- 5. Закоротило 822127
- 6. Не может прожить без ирисок 782263
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758827
- 8. Коблы и малолетки 740888
- 9. Затворник. Но пятипалый 471293
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403092
- 11. ЖП и крепостное право 373851
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370485
Да при чем тут порох - похожести не хватило. Ташкентский успех основан на том, что те, кто снимает, в точности похожи на тех, кто смотрит ("у нас каждый вахтер - режиссер"). И не только похожи, но похожестью той довольны. А когда снимает публика №1, а смотреть должна публика №2, причем отношения между №1 и №2 характеризуются презрением (в одну сторону) и ненавистью (в противоположную), то стоит ли удивляться отсутствию спроса?
Другой пример - комедия "Упражнения в прекрасном" (опять же, на мой вкус - выдающаяся, тонкая, умная, и проч., и проч. - давно такого удовольствия от российского кино не получал). Но мы ведь не о качествах, мы по теме. А если по теме, то провинция там - "черная дыра", другая планета, публика №2. Возможно, неплохая сама по себе, в лучших своих проявлениях поющая под гитару и картошечку старые бардовские песни о "вместе", но для героев и авторов ленты (т.е. для публики №1) чужая безнадежно.
И это, Михаил, два лучших фильма прошедшего года - опять же, на мой личный и весьма посторонний заграничный вкус (хвалят еще "Портрет" - его я пока не видел).
Но если говорить о том, что похуже, так там вообще кранты. Тут позиционировали в качестве лирического блокбастера "Два дня" г-жи Смирновой - фильм бездарный до пошлости, но не в этом суть. А в том суть, что вроде как и выехала г-жа Смирнова в провинцию, в заповедные места обитания публики №2, и конфликт вроде как наметила "межпубличный", а получилось все одно братание "своих" с "своими".
Или г-н Михалков с его утомительными солнцами... - если оставить в стороне прочие, всем миром обмусоленные аспекты, а взглянуть именно с точки зрения гипотезы "двух публик" (и в самом деле "охеренно простой", но от этого не менее правдоподобной), то получается та же самая кислая морошка. Фильм снят публикой №1 не то для Каннов, не то для Истории, не то для Путина, не то для Дугина... - для кого угодно, только не для публики №2.
И т.п. Узок круг публики №1, страшно далеко она от публики №2. Что же остается последней, кроме как задирать ногу на высоконький забор, огораживающий первую? Задирать - в надежде перепрыгнуть; а не получится, так хоть помочиться по-собачьи.
актуальное расписание кинотеатров Ташкента:
http://www.kino.uz/afisha/
http://www.afisha.uz/movies/
Если Вам надоела правда (опровергнуть которую Вы не можете), то не читайте комментарии а читайте тексты Плахова и Нвачукву о ренессансе в банановых и бархановых республиках. И будет Вам вечное счастье!