Тот же «Кинотавр» знавал времена, когда микроавтобус с жюри сажали в кювет по пути на церемонию закрытия, чтобы им, сукам, было где подумать о своем решении не присуждать главный приз.

Оцените материал

Просмотров: 16244

Встающие с колен и висящие на занавесе

Андрей Плахов · 25/07/2011
Петербургский кинофорум — ответ программного директора АНДРЕЯ ПЛАХОВА на публикацию OPENSPACE.RU

©  Алексей Смышляев  ⁄  Интерпресс

  - Алексей Смышляев

 

АНДРЕЙ ПЛАХОВ, кинокритик и программный директор Санкт-Петербургского международного кинофорума, отвечает на статью Марии Кувшиновой «Синефилы при губернаторе» и другие «горячие» публикации, предлагая ввести в дискуссию климатический фактор: по его наблюдениям, летописцы недавно прошедших фестивалей испытывают синдром летнего перегрева.

Тема фестивального движения набрала обороты — видимо, от перегрузок режима нон-стоп: сразу после каннской лихорадки — Сочи, Иваново, Москва, Вологда, Санкт-Петербург… Некоторые ухитрились посетить также Карловы Вары, Ереван и Одессу: и там вовсю клубится звездная пыль.

«Некоторые» — главным образом журналисты и критики, которым выпала эта тяжкая доля. В нынешний сезон им пришлось особенно нелегко, и к их страданиям я вернусь чуть ниже. Но вот человек, который особенно никуда не ездит, осев в последнее время в Твери.

Это — Алексей Васильев, лучший кинообозреватель «Афиши», увы, покинувший это издание, а недавно выступивший с текстом, посвященным Московскому фестивалю, на сайте журнала «Сеанс».

Поощрив отборочную комиссию 2011 года за «одну из самых убедительных своих коллекций», изящно сопоставив фильм «Открытки» 99-летнего Канэто Синдо с песнями ABBA, а «смешливого румына Попу» (создателя комедии «Моя сексуальная жизнь») приведя в пример обрыдшим Альмодовару, Тарантино и Триеру, Васильев далее переходит к рассеиванию тумана, окутывающего, по его мнению, не только настоящее, но и прошлое ММКФ. И тут открывается самое интересное.

Оказывается, Московский фестиваль советских времен по своему уровню не просто не уступал Каннскому и другим большим, но, в сущности, превосходил их. Здесь показывались и зачастую побеждали не заумные декадентские или «сиюминутные» фильмы (к коим автор новой истории ММКФ готов причислить опусы Бергмана и «Беспечного ездока»), а «подлинные шедевры» («Время развлечений», «2001: Космическая одиссея») или демократичные комедии и мелодрамы («Разиня», «Брак по-итальянски»), к которым всегда был неравнодушен Алексей Васильев. Он забывает только сказать о том, что многие из этих фильмов не были ни мировыми, ни международными премьерами. «Восемь с половиной» до Москвы был показан в Каннах, «Оливер!» нахватал кучу «Оскаров», «Фрэнсис» заработала оскаровскую номинацию, а «Космическая одиссея» почти за полтора года до участия в московском конкурсе прошла в кинопрокате всего «цивилизованного мира».

Для советских людей это, ясное дело, не имело значения: они были счастливы увидеть великолепное кино «из-за бугра», но не надо делать вид, что ММКФ хоть когда-то был конкурентоспособен по отношению к Каннам.

Читать текст полностью

Ссылки

КомментарииВсего:21

  • litanaar· 2011-07-25 16:02:29
    зря вы на личности переходите. похоже не на статью, а на какой-то обиженный емейл
  • timofeevsky· 2011-07-25 17:54:01
    Ничего не могу поделать - приходится признать, что плаховский текст на порядок лучше двух остальных по всем позициям сразу: он и литературно гораздо стройнее, и, главное, понятно, что автор хочет сказать, о чем, кому и почему. При этом он говорит одни банальности - этические и просто фактические, но они сегодня никому не ведомы и нуждаются в срочном озвучивании. Без особой надежды на успех. Как нет ее у человека, который в штанах, ботинках и даже при галстуке стоит среди диких, перепрыгивающих с ветки на ветку в набедренных повязках.
  • Vladimir Ohta· 2011-07-25 20:20:43
    молодец
  • bezumnypiero· 2011-07-25 20:36:02
    милый, милый Андрей Степаныч, претензии-то не к составителям программ, а к организаторам, ваяющим от Кинофорума до Алых Парусов
  • dilyatas· 2011-07-25 21:26:46
    Еще одно доказательство того, КТО сейчас в лидерах кинокритики. Я уже не говорю о бытовом поведении Кувшиновой, оно за гранью, напоминая поведение героев чернушных фильмов; впрочем, на это сейчас никто особого внимания не обращает. Меня поражает ее амбициозная глупость: как-то она перечислила все "неудачи" Каннского фестиваля, среди которых, как сейчас помню, были Кустурица и Альмодовар, и еще кто-то из великих - причем в те времена, когда они были в силе. Среди удач она назвала короткометражку отечественного автора (!?). Не помню, кого. даже если эта короткометражка была гениальной, неужели - удачнее "Жизни, как чудо" Кустурицы??? Гм... Тогда она служила в ИЗВЕСТИЯХ и эту ее статейку все вслух читали, покатываясь. Так что я поздравляю. OPENSPAСE с приобретением: человеком недалеким, не знающим истории кино и фестивалей, хамским и пытающимся якобы лихим пером снискать себе дешевую популярность. Браво! По поводу стиля: "старый" Плахов во сто крат острее, интереснее и по-журналистски ярче, чем "молодая" Кувшинова. При том, что и он не "старый", ни она такая уж молодка. Я читала ее статьи: это пост-афиша такая, давно уже вышло из моды. Иногда "старый" стиль, фундаментальный, непреходящ, так что нынешнее помешательство на "молодежи" (лет эдак сорока, тридцати с гаком, хахаха) кончается вот таким конфузом.
  • serge· 2011-07-26 08:43:54
    Ну что ж, как человек со стороны. которому совершенно по барабану СПб-фестиваль, могу сказать, что по чисто журналистским критериям Плахов начисто переиграл своих оппонентов. Можно даже сказать, что он сделал это элегантно, легкими джебами, не включая основную ударную мощь. И это еще раз доказывает, что "новое" поколение кинокритиков никуда не годится. Вот интересно, почему?
  • garcia_chlorka· 2011-07-26 12:41:24
    Дело просто в том, что Кувшинова ничего, совсем ничего не понимает в кино. Схожие проблемы и у других наших кинокритиков, но у Кувшиновой все совсем плохо. Такая эстетическая слепоглухонемота, которую она заменяет различными социальными и тусовочными маячками. Поэтому, кстати, ее элементарно развести, что многие и делают.
  • EnterTheVoid· 2011-07-26 12:48:16
    Обиделся )
  • dilyatas· 2011-07-26 13:22:29
    Отвечаю (как могу) г-ну serge: А все потому, что, чрезмерно увлекшись американским кино класса "В", молодые критики упустили возможность приобретения настоящего бэкграунда. Спросите их - кто-нибудь из них читал, к примеру Кракауэра или Делёза? Хотя бы его книгу о кино? Являясь "старым" критиком, я бы, тем не менее, не стала ставить вопрос о возрасте, как таковом: бывают талантливые критики и среди молодых, и среди "старых". Среди старых дураков тоже сколько угодно. Здесь еще вопрос тусовки: работают знакомые и друзья, а кто как пишет, всем по барабану. Однако эта история, этот скандал как раз обнаружил болевые точки отсутствия поколения: Плахову НЕКОГо противопоставить, никто из молодых не тянет. А ведь и молодым,тридцатилетним будучи, он так же владел культурной оснасткой, как и сейчас. Это всем урок - кто молод там, кто стар, неважно, важно другое: позиция, бэкграунд, умение различать смыслы, умение писать не внешне лихо, а осмысленно, включая аллюзии и опираясь на более чем столетнюю историю кино. Мне жаль, что именно в России так происходит: здесь традициооно критика была сильной, мне казалось, что даже посильнее чем в Кайе Дю Синема (их золотые времена тоже кончились в шестидесятых), такие вот дела, господа.
  • bezumnypiero· 2011-07-26 16:11:40
    Плахов ваш хуячит новую русскую волну во все щели, а на выходе что - пшик.
  • serge· 2011-07-26 18:12:44
    Ну кто мне мог ответить, кроме Дили? Пароль - 529. Тссссс.... враг подсматривает.
  • serge· 2011-07-26 18:13:27
    Или 530?
  • serge· 2011-07-26 18:20:07
    528? Стар стал, цифры путаю...
  • dilyatas· 2011-07-26 18:39:01
    Какой еще пароль??? Ниче не понимаю
  • nsogso· 2011-07-26 18:50:55
    вменяемый человек, понятные идеи, аргументированная позиция. Респект А. Плахову!
  • workingclass· 2011-07-26 19:37:46
    А я хочу сказать спасибо Марие Кувшиновой за хорошие статьи про кино. Она мой любимый критик.

    Круто, что в нашем мире еще остаются максималисты. Да, они раздражают это конформистское болото, которое хочет и денег срубить, и пропиариться, и каким-то немыслимым макаром Сокурова под прикрытием Киркорова пропихнуть в массы (шизо-маркетинг какой-то). Она всего лишь честно указала на немыслимую пошлость метода, и за честность ее тут и поливают грязью.

    А свору любителей шампанского по утрам, которая тут в коментах особо разошлась, не сегодня-завтра будут кормить-поить под фашистские гимны. Но они продолжат оправдывать все, что им не скормят, ссылаясь на нетленность своих Фитусси с Каваси.

    Да, Кувшинова тысячу раз права: надо быть реалистами и требовать невозможного!!
  • serge· 2011-07-26 20:17:38
    Диля, у тебя склероз? Номер комнаты в общежитии ВГИКа
  • serge· 2011-07-26 20:19:52
    Старом, ессно
  • yusev-alexei· 2011-07-26 21:26:29
    Уважаемый господин Плахов!

    Простите, а почему Вы отходите от проблем организации Кинофорума к обсуждению текстов Васильева и Кувшиновой? Последний фильм Альмодовара кто у «Парадиза» взял под то, чтобы показать гостям фестиваля и горстке критиков, но чтоб ни один человек «с улицы» не увидел? А кто согласился с тем, чтобы гостей в дорогих отелях с икрой размещать? И на Киркорова тоже, кто дал добро? Не Вы? Если не Вы, - то значит Вы плохой организатор, раз не знали, на участие в чем давали согласие. На самом же деле Вам наплевать на любую критику в свой адрес, потому что деньги (по всем признакам, немалые. 50 тыс. дол.? 100 тыс. дол.?) Вы за свою работу получили, а со штрейкбрейхерами типа Кувшиновой разберутся другие Ваши помощники, участвовавшие в освоении бюджетных средств. В вопросе – что первично: желание властей СПб потратить деньги на шампанское с культуркой, заплатив Плахову за кинопрограмму, Вы, Андрей Степанович, всегда скажете, что инициатива исходила от Вас, - «просветить и порадовать публику хорошим кино»! ВЫ и только Вы, вместе с Германом-старшим обивали пороги администрации города с просьбами выделить деньги на Кинофорум с икрой, чего в итоге и добились, за что Вам честь и хвала! В итоге, Матвиенко просто "примазалась" к Вашему мегакультурному событию!

    Пользуясь случаем, хочу заострить внимание общественности на Вашей персоне, а именно на Вашей деятельности отборщика/куратора программ кинофестивалей (не только Кинофорума). Именно Вы долгие годы помогали Никите Михалкову осваивать бюджетные деньги, сжав идею городского фестиваля до одного мультиплекса. Вы бы и дальше продолжали это делать, работая на два фронта, да вот незадача – конфликт интересов, из-за чего с ММКФ пришлось расстаться (ведь не по Вашей собственной воле?))) Теперь же Вы упрекаете молодых критиков в плохом знании материала, после того, как в своей книге «Под знаком F» о фестивалях, посвятили «своему любимому напитку – бельгийскому пиву S*** A***» целую главу (см. гл. «Волшебный напиток», с. 100-102). Зачем же ругать их, - ведь Кувшинова и Васильев были искренни, также как и Вы, настолько полюбившего пиво, что увековечили его в своей книге. Каждый выбирает сам кому продаваться – одни продаются здравому смыслу, другие «Коньячному дому Martell» (см. Плахов А. Фестиваль французского кино в России. Martell льется рекой/Под знаком F. стр.258-267. – М., 2006)

    И последнее: Если Вы считаете, Андрей Степанович, что все вокруг в большом восторге от того, что Вы осваиваете бюджеты различных кинофорумов, то это не так. Нам (независимым наблюдателям, знакомым с ситуацией и не отягощенным шампанским и прочими, любимыми Вами напитками) всё равно! Вы воспринимаетесь как бездушный проплаченный придаток системы, которому всё равно чьё финансирование пилится (московское, питерское или французское). В общем, Вы плохо справляетесь со своими обязанностями, коли причастны к таким позорным явлениям настоящего как Московский кинофестиваль и Питерский кинофорум (их, правда, сложно сравнивать но у Северной столицы есть время, чтобы догнать Москву)! И “кондотьерством” Вы заниматься, естественно, после икры, не будете! И есть одно отличие между Вами и Джеральдиной Чаплин: она, пятьдесят лет назад в Каннах висела на занавесе, а Вы подобным похвастать не можете!
  • strano· 2011-07-28 01:10:03
    Из этой слегка шизоидной дискуссии напрашивается вывод: не приведи господи, не было бы Плахова, его бы следовало придумать. Он – ключевая фигура критического и фестивального процесса. Он – вот уже лет сто главный критик в стране, он один имеет международное имя. И он же курирует поставки икры с шампанским на фестивальные приемы. Так кто же как не он несет персональную ответственность за коррупцию фестивального движения? Могучий тип, которого никак не свалить убогим оппонентам! Кстати, для тех, кто не в курсе, он «висел на занавесе» 5 съезда и портил кровь Михалкову, даже занимаясь отбором фильмов на ММКФ. За Плаховым стоят снятые с полки Муратова и Сокуров. За Юсевым -- полторы статейки да навыки в подсчетах чужих гонораров. Пускай этот Плахов отвечает за все включая ухудшение климата и мировой финансовый кризис. Такие же графоманы, как Юсев, не могут ответить даже за свой базар.
  • InterFilmWostok· 2011-09-07 14:13:15
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00
    ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
    :ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов

    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
    Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217

    1.
    ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
    POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
    КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
    Режиссер: Якоб Цимницки
    Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
    Оператор: Бенжамин Дернбехер
    Кастинг: Даниела Толкиен
    Композитор: Дирк Дрессельхаус
    Продюсеры: IШтеффи Аккерман
    Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
    В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
    Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
    фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
    Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
    Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
    ---

    2.
    В ТЕНИ
    IM SCHATTEN
    ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Томас Арслан
    Сценарий: Томас Арслан
    Оператор: Райнхольд Форшнайдер
    Монтаж: Беттина Бликведе
    Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
    Музыка: Гейр Йенсен
    Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
    Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
    В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
    Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
    Участие в фестивалях:
    Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
    ---

    3.
    ГРАНИЦА
    DIE GRENZE
    ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
    Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
    Оператор: Холли Финк
    Монтаж: Bernd Schlegel
    Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
    Музыка: Мартин Тодшаро
    Продюсер: Нико Хофманн
    Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
    В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
    Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?

    ИнтерФильмВосток представляет
    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
    Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
    Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!
Все новости ›