Оцените материал

Просмотров: 54144

Кризис онанизма

Андрей Плахов · 24/07/2009
В Думе прикрикнули на молодых кинематографистов, но они все равно предпочитают видеть мир в кроваво-красном cвете

Имена:  Алексей Мизгирев · Борис Хлебников · Кира Муратова · Ларс фон Триер · Петр Буслов

©  Студия «Слон»

Кадр из фильма «Позор»

Кадр из фильма «Позор»

Летнее межсезонье делит кинематографический год пополам, и как раз в это время затишья мозг пронзает догадка о том, что было и будет самым главным. Ключевые мотивы первого полугодия — шок и депрессия — наверняка сменятся нотками хотя бы сдержанного оптимизма, который расцветет к Рождеству. В Европе и в Америке от кризиса свои лекарства, к тому же там понимают, что кризис — это не обязательно плохо, а вот у нас антидепрессант особый.

Испробовать его, сначала на зарубежных коллегах, уже призывают наши ведущие кинематографисты старшего и среднего поколения. Даже те, кто друг друга на дух не переносил, готовы объединиться против общего врага, чье имя Ларс фон Триер. Его «Антихрист» вызвал энергичное желание дать датчанину «бревном по яйцам», как без обиняков сформулировал рецепт лечения один наш известный режиссер, убежденно добавив: «И все депрессии пройдут».

©  Студия «Слон»

Кадр из фильма «Срочный ремонт»

Кадр из фильма «Срочный ремонт»

Ларс фон Триер далеко, Кира Муратова значительно ближе, хотя тоже проживает во вражеском государстве. Еще несколько лет назад наши режиссеры-аксакалы любили, сидя в баре сочинской «Жемчужины», перетереть по поводу «этой климактерички и маразматички», а одна заслуженная дама, член гильдии киноведов, сказала (не заметив, что Кира Георгиевна сидит аккурат у нее за спиной), что «ее вообще надо поместить в психбольницу» (негодница при этом бровью не повела). Последний фильм зловредной одесситки «Мелодия для шарманки», посвященный умирающим бездомным детям, вызвал новую волну негодования: доколе можно с ней носиться, да еще и награждать на ММКФ?!

Триер с Муратовой, конечно, затрагивают нас, но всё же по касательной. А вот когда под самым боком произросла целая генерация отечественных авторов, снимающих жесткое, критическое, депрессивное и не слишком патриотичное кино «без света в конце тоннеля», — это уже совсем другое дело, требующее решительных мер. На заседании в Думе со стороны старших товарищей прозвучали предупредительные окрики в адрес молодой режиссуры, а фильмы «Короткое замыкание» и «Бубен, барабан» были предъявлены в качестве примеров вредной и совершенно неприемлемой чернухи.

©  Студия «Слон»

Кадр из фильма «Ким»

Кадр из фильма «Ким»

Идея киноальманаха «Короткое замыкание» пришла в голову молодому продюсеру Сабине Еремеевой. Такие идеи витают в воздухе, особенно после успеха фильма «Париж, я тебя люблю». И у нас не один креативщик носился с проектом чего-то самобытного типа «Москва, я тебя ненавижу», но воз и ныне там. Последним знаковым опытом коллективной случки такого рода стал альманах «Прибытие поезда», где в 1995 году отметились «начинающие» Алексей Балабанов, Владимир Хотиненко, Дмитрий Месхиев и Александр Хван. Тогда их подавали как режиссеров ХХI века. Сегодня больше шансов занять эту позицию у тех, кто сделал «Короткое замыкание».
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • Ab· 2009-07-28 08:36:14
    Как же неприятно теперь читать, перелистывая несколько страниц. В интервью с Борисевичем их вообще пять! И зачем ввели новый формат? Теперь корректным решением стало бы прощание со счетчиком просмотров, со стороны редакции OpenSpace. Ведь, если в статье пять страниц, то текст посмотрят количество 5*N читателей, а если 2 страницы, то такой же читательский интерес создаст рейтинг 2*N, то есть, номинально меньший.

    И кто надоумил дорогую редакцию так поступить? На подавляющем большинстве сайтов не ограничивают размеры текста на экране, разбив на страницы. Вы на какого читателя ориентируетесь? На того, кто больше 2-х экранов одолеть не в силах? Если, конечно, сама редакция не озаботилась накруткой общего посещения сайта, вводя новые правила...
  • chudesnoe· 2009-07-31 01:09:42
    заголовок лучше чем статья
  • chudesnoe· 2009-07-31 01:18:04
    простите, пожалуйста, комментарий был предназначен другому материалу.
    извините еще раз.
  • i1g2o3r4· 2009-08-30 14:05:48
    Новый российский кинематограф в духовном поиске . Определяющем на этом тернистом неблагодарном пути мучительные , порою доходящие до псевдотворческого безумия , попытки обрести собственную художественную позицию. Как -то так случилось , что всё это происходит на фоне , где реальность окружающая главных героев повествования выступает как агрессивная среда , с которой нужно только бороться и преодолевать трудности бытия не терпением и трудом , а рефлексирующем сознанием , бесконечным нигилизмом - имя которому инфантилизм . Это свойство ребёнка , а не мужа . Социальная адаптация и душевное равновесие героя происходит от взятой отвественности за собственные ошибки в жизни . Опора нравственности героя в критическом отношении к самому себе - выход из тупика возиожен лишь в изменении собственного гражданского сознания . Если оно есть . Если его нет , его формирует творческими приёмами автор фильма . В конце концов , чтобы понять и пережить надо создать и испытать . И это пооисходит только в том случае , когда благодаря самобытности автора построена художественная конструкция , в данном случае - КИНО - которая позволяет стать самим собой . Личностью . Свободной и отвественной за всё что происходит и со мной и вокруг меня . На то оно и АВТОРСКОЕ КИНО , где всё замыкается на личности самого АВТОРА. Если он есть , есть и КИНО ! Если его нет то ничего нет . Впереди непочатый край работы . Работы над самим собой . Над собственным поиском своего МЕСТА в мире , а не места в искусстве КИНО . А это сегодня видно повсеместно неворужённым глазом. Будем помнить , ставшие классикой , слова одного из героев фильма Франсуа Озона Бассейн . Приз , как геморой , всё равно когда- нибудь дадут. C уважением и надеждой на возрождение российского КИНО! Ивченко Игорь.
Все новости ›