Недавний социологический опрос показал, что сто процентов студентов ВГИКа недовольны качеством образования. Корреспондент OPENSPACE.RU ЗИНАИДА ПРОНЧЕНКО проникла в прославленный институт кинематографии и разузнала, что там творится
В кадре стояла иконка, рядом оплывшая свечка, левее — бадья с квашней, и все это рыночное великолепие обрамлял оренбургский платок, небрежно брошенный на спинку стула. В качестве саундтрека автор, полная девушка средних лет, выбрала «Ой, мороз, мороз». Изображение продержалось на пыльном экране старого телевизора добрых пять минут и само собой угасло. Последовали жидкие товарищеские аплодисменты. Преподаватель, ведущий дисциплину под названием «монтаж», выдержал задумчивую паузу, откашлялся и, вопреки ожиданиям аудитории, ничего не сказал. Достал откуда-то снизу из полиэтиленового пакета бутылку пива «Миллер», нервным движением открыл ее и сразу опорожнил наполовину.«Что это было?» — спросила я громким шепотом у соседа, студента второго курса режиссерского факультета (мастерская Масленникова). «Это задание — портрет человека через натюрморт. Ну, через неодушевленные предметы надо увидеть характер, биографию, судьбу».
Я в ужасе промолчала. Тем временем началось обсуждение.
— Мне кажется, что слишком выпукло дан образ, хотя подход интересный.
— А мне кажется, что иконе здесь не место.
— Где здесь, в кадре?
— Нет, на обеденном столе.
— Раньше, когда хлеб пекли, ставили рядом образок в качестве благословения.
— Когда раньше?
— Ну, когда моя бабушка была молодая.
— А это твоя бабушка?
— А что, б**дь, не ясно?!
—Нет, и по композиции бесформенно, любой массе нужно придавать косность.
В общем, захватывающая дискуссия на сугубо интеллектуальные темы.
И это еще не самое худшее, что мне довелось услышать во ВГИКе за неделю.
Прозвенел спасительный звонок. Будущие режиссеры шумной толпой отправились в буфет, а я осталась наедине с пригорюнившимся «дедом». Так ласково называют преподавателя монтажа благодарные студенты. «Дед» крайне дружелюбен и всегда открыт для общения. Демократичен — вплоть до панибратства. Ему не внове слушать жалобы на жизнь и даже угощать водкой безденежных провинциалов. Не может он лишь честно высказать своим «ребятам», как безнадежно пошлы, чудовищно неинтересны и вопиюще неиндивидуальны их работы, как узок их кругозор и насколько невежественны они сами. Ведь сказать это — все равно что признать бессмысленность ВГИКа — образовательного учреждения, не способного более формировать культурную ситуацию; института, превратившегося из легендарной киношколы в банальную кузницу крепких середнячков, которые на выходе жаждут только одного — сериальной и клиповой халтуры.
Сами студенты уже давно расшифровывают аббревиатуру ВГИК не как «всесоюзный государственный etc.», а «все говно идет в кино». С чего же начался упадок ВГИКа, когда пошел этот необратимый процесс, приносящий такие вот результаты — оренбургские платки и матрешки в кадре? Об этом я спросила главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея. Но на вопрос «Почему во ВГИКе все плохо и когда это началось?» он отреагировал с нескрываемым раздражением:
—Вы бы меня еще спросили, когда наступит коммунизм и советские люди заживут счастливо. В двух словах, плохо потому, что условия обучения не отвечают вызову времени, и длится это уже очень долго.
Даниил Борисович рассказал мне про исследование, проведенное аналитической компанией «Дубль Д». В марте 2008 года ее представители опросили 460 студентов и 45 преподавателей ВГИКа. Выяснилось, что ни один из студентов родным институтом недоволен. Ни один. Несмотря на то что конкурс в институт кинематографии по-прежнему очень высок и абитуриенты, прорвавшись сквозь частокол экзаменов, собеседований, интриг и блатников, могут считать себя избранными счастливчиками. Тем не менее, покорив ВГИК, они чувствуют, что профессии здесь не учат.
«Дубль Д» также просила респондентов назвать пять особо запомнившихся недавних фильмов. Студенты еще худо-бедно справились с задачей, а вот педагоги смогли назвать только последних лауреатов «Оскара», благо премию американцы выдавали накануне опроса. В остальном же звучали имена из прошлого — Феллини, Бергман, Антониони. В этом одна из главных проблем ВГИКа: преподаватели и студенты живут в совершенно разных эпохах. И первые совершенно не чувствуют вторых, не осознают, что страна изменилась, что идеи 60-х давно уже не работают, что все уже другое — и время, и пространство. Проблема эта острейшая, она напрямую приводит нас к таким неприятным вопросам, как конкурентоспособность современного отечественного кино, его востребованность в мире. Но никто об этом не думает, никто даже не сомневается в правильности происходящего. Отсутствие сомнений в головах преподавателей ВГИКа и есть самое большое зло. Даже деньги здесь не так уж важны, впрочем, как и их отсутствие. Если списывать все на недофинансирование из госбюджета, то это тоже, как верно заметил Дондурей, осознанный выбор руководства ВГИКа: «Хотели бы — давно уже чего-нибудь да выклянчили».
Человеческий состав ВГИКа меняется необратимо. С киноведом, преподавателем Ириной Михайловной Шиловой мы разговариваем у нее дома. Круглый стол завален отзывами на сценарные заявки, рукописями, исчерканными красными чернилами, с пометками «плохо», «еще хуже», «никуда не годится».
— Все мы в депрессии уже последние десять лет, — говорит Шилова. — Сейчас во ВГИКе ситуация крайне тяжелая. И, пожалуй, первое, что я назову как причину полного коллапса — это отсутствие нормальной аспирантуры. Преподавать тоже некому. Уходит старое поколение, приходит новое, странное. Все они, хоть и получили кандидатскую степень, по существу очень ограниченны. Мне с ними не о чем разговаривать. Мне вообще не с кем там больше разговаривать. Поэтому я практически перестала туда ходить.
Стоит объяснить, что значит «преподавать некому». Это не метафора. Например, преподаватель монтажа, с которого я начала свой рассказ, учит ему всюду — и во ВГИКе, и на Высших курсах сценаристов и режиссеров, и в Независимой школе кино и ТВ «Интерньюс». Он единственный специалист такого класса в стране.
Режиссер Владимир Хотиненко привык передвигаться мелкими перебежками между площадкой и двумя институтами: у него 20 человек во ВГИКе и еще 40 — на Высших режиссерских курсах. И там и там застать его трудно: он как руководитель «Геркулеса» тов. Полыхаев — только что здесь был, но минуту назад вышел. Студенты его любят, но, когда спрашиваешь их про уровень преподавания, начинают вздыхать и отводить глаза. Самый смелый (и пожелавший остаться неизвестным) высказался так: «Вы вообще видели, что он сейчас снимает? Историческую клюкву про шапку Мономаха? А что он говорит по телевизору? Цитирую: “Вот и хорошо, что сейчас никто не снимает, как Бергман и Антониони, сейчас время другое, никому это не нужно”».
Однако сам Владимир Иванович к работе Института кинематографии относится очень благодушно.
— Проблемы? А у кого их сейчас нет? Главная проблема — это деньги, вернее, их нехватка, чтобы, например, учебную студию оснастить всем необходимым по последнему слову техники. Вторая проблема — разобщенность факультетов. Ребята занимаются отдельно, не работают вместе, это плохо, у них возникает психология изоляционизма. Об этом уже давно ведутся разговоры, надеюсь как-то с этим разобраться. Я вот предлагаю сделать институтскую телестудию.
— А вот ваши коллеги говорят о низком уровне общей культуры, отсутствии любознательности…
— Что тут сетовать на то, какой пошел студент? Это проблема времени, я бы краски не сгущал. Мне особенно жаловаться не на кого, у меня в мастерской ребята хорошие.
По поводу хороших ребят из мастерской Хотиненко процитирую Шилову: «Вова тут на днях байку рассказал. Приходит к нему студент четвертого курса и заявляет, что посмотрел “Идиота” по телевизору и теперь решил перечитать всего Тургенева. Вова так смеялся».
Студенты ВГИКа ворчат на пожилых мастеров. Актерским факультетом, например, руководит народный артист Алексей Владимирович Баталов, 1928 года рождения. В таком возрасте мастера часто превращают занятие из учебного процесса в нескончаемый творческий вечер формата канала «Культура». Знаю, о чем говорю, сама отучилась на Высших курсах у Петра Ефимовича Тодоровского, выдающегося режиссера, 1925 года рождения. Никто из пожилых мастеров не торопится уступить свое место молодым. Основной аргумент руководства института — имярек не человек, это целая эпоха. Но ведь отсюда и качество нашего актерского контингента.
А мастера, в свою очередь, недовольны уровнем студентов. Сценарным отделением ВГИКа заведует Юрий Николаевич Арабов. Вгиковские сценарии бывают двух родов. Первый — закос под раннего Милоша Формана, с непременным ч/б и классической музыкой за кадром. Второй — этюды на деревенскую тему с антуражем 60-х годов (реквизиторский цех во ВГИКе с тех времен не обновлялся) и диалогами типа: «Машка-а, ты гусей-то выпасла?» — «Вестимо, выпасла».
Разумеется, Юрий Николаевич в тихом ужасе от уровня студентов, но пытается эту тему не заострять: «Время поменялось, понимаете. Что-то с ним не так. Что-то — это коммерческие аспекты, их доминирование. Много студентов-платников. Все денег хотят. А по поводу учащихся — надо смотреть в корень. Средняя школа находится в чудовищном состоянии. И процесс ее деградации продолжается, идет полным ходом. Отсюда и пробелы в образовании абитуриентов, и плохой вкус. Но ведь остались еще преподаватели, способные эти пробелы замазать, залатать. ВГИК остается творческой лабораторией, ну, или полутворческой, в которой ребята причащаются пьянящим напитком кинематографа, а некоторые становятся истинными и истовыми “алкоголиками”».
Отделение киноведения. История из жизни. Человек сдает экзамены в аспирантуру. Вопрос: «Вы чем хотели бы заниматься?» Ответ: «Нуаром». Вопрос: «А это что такое, типа черный юмор, да?»
Вообще-то и сами студенты не знают не то что Мельвиля, даже Ромера с Годаром. В аспирантуре диссертации пишут в основном о Пудовкине. А на дворе — 2008 год, со своими, недоступными пониманию вгиковцев проблемами, влиянием новых медиа, да мало ли чем еще. Поэтому умные люди сначала во ВГИК поступают, а потом пишут заявления об уходе: «Прошу отчислить меня из института в связи с состоянием души, несовместимым с вашим учебным заведением».
Валерий Николаевич Турицын, преподаватель истории зарубежного кино, отличный педагог и талантливый ученый, пребывает в хронической депрессии. Он собирается на пенсию, и без всяких сожалений. Разговорить его было нелегко. Студентов он последнее время не жалует. Они утомили его отсутствием любознательности, отсутствием знаний, отсутствием вообще чего бы то ни было в головах.
Продюсерский факультет. Там учатся и учат те, кого больше никуда не взяли. Типичная ситуация с экономическим отделением в непрофильном вузе. Завели, чтобы соответствовать духу времени. Шилова говорит: «Приходила к ним лекции читать, позвали в кои-то веки, так я закруглилась через пятнадцать минут, отдачи никакой. Им про принципы искусства скучно слушать, им подавай арифметику — оптимизация пересчета купюр как важнейшей части рабочего процесса. А ведь были времена, был период…»
А ведь был период, когда лекции во ВГИКе читали классик искусствоведения Илья Цырлин и литературовед Бахмутский, когда звукооператор и поэт Яков Евгеньевич Харон писал студенту отзыв на его работу на семи языках и пытливый студент шел в библиотеку, брал словарь и разбирался в оригинальных цитатах. Вы скажете: время было другое. Но, скорее, не время, а отношение. В конце 1950-х — начале 60-х годов ректором ВГИКа был Александр Грошев — человек простой, вовсе не интеллектуал, но страстно любивший кино. Он на свой страх и риск брал в педагоги людей, отсидевших в лагерях. Он опекал студентов, знал их всех по именам. Предупреждал преподавателей о проверках из КГБ. У него было удивительное чутье на талант. И именно тогда во ВГИКе учились Шукшин, Тарковский, Шепитько, Климов, да все великие. А кто учится здесь теперь и что потом происходит с ними, после института? Давно уже пора выдавать студентам не дипломы, а справки об окончании. Как в профтехучилище.
Безусловно, ВГИК нуждается в реформе, но не в банальной смене руководства. Что толку увольнять Владимира Малышева и назначать другого, такого же невразумительного персонажа, от которого всех воспоминаний и впечатлений — приветственная речь в начале учебного года? Нужно проводить конкурс на лучшую концепцию: как превратить ВГИК из посмешища в серьезную культурную институцию. Нужно бороться за возможность бесплатно получать там второе высшее образование — ведь раньше на режиссерский, например, факультет люди без высшего образования, опыта работы и кое-каких мыслей в голове просто не могли поступить.
Хотя надежд на это, откровенно говоря, немного. Деятели кино так торопятся по-быстрому «срубить бабла», что просто не способны думать о будущем, вкладывать материальные и моральные силы в преподавание, развивать профессиональное образование, инвестировать в новое поколение кинематографистов. Государство тем более не заинтересовано в том, чтобы выращивать культурную элиту. Чем вытаскивать из кризиса ВГИК, проще уж с барского плеча бросать миллионы на создание патриотических блокбастеров. Тем временем знаменитая киношкола теряет последние традиции, пригревает последних пожилых профессионалов, на смену которым никто не придет, и выпускает деятелей кино, которые снимают… Ну вот что мы видим на экранах, то они и снимают.
Еще по теме:
Денис Мацуев: «Надо трубить SOS, иначе лет через семь мы можем растерять все к чертовой матери», 5.12.2008
Екатерина Кронгауз. ПТУ: Писательское Техническое Училище, 5.12.2008
КомментарииВсего:52
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451794
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343404
- 3. Норильск. Май 1268730
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897706
- 5. Закоротило 822164
- 6. Не может прожить без ирисок 782600
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759358
- 8. Коблы и малолетки 740982
- 9. Затворник. Но пятипалый 471575
- 10. ЖП и крепостное право 407965
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403217
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370577
Рустам Ильясов,мастерская Масленникова.
(к вгику отношения не имею)
1)Я сам училсяво ВГИКе и проблемы знаю не понаслышке.
2) После ВГИКа я учился на ВКСиР, поэтому беру на себя право сравнивать.
А теперь по сути. ВГИК умер, развалился и от негосталось только здание и несколько случайно учелевших преподавателей.
"Дед" - так называют Феньченко на Высших курсах, называют его т и за глаза и в глаза.
Монтаж у меня во ВГИКе преподавала Янина Борисовна и три года мы разбирали фильм Белое Солнце, а пользоваться монтажным столом мена научили струшки которые работали в монтажном цехе. На курсах же у меня был Феньченко и он не учил не клеить пленку а монтдно мыслить.
Техническая база ВГИКа - стоянка лимузинов на футбоьном поле?
Зина прекрасно знает, что и о чем пишет и то, что она перепутала в какой мастерской кто ведет монтаж это ни как не делает статью менее правильной.
Да... то что мы видим на экранах это последствия ВГИКа, а то что мы вдим в кно и радуемся это редкие исключения.. Жаль, но думаю что ВГИК надо полностью разрушить и создавать новую культурную нишу для создания кинокультуры.
Вы во ВГИКе не учились. Просто проходили пять лет со своими понтами, а теперь чего-то разрушить предлагаете.
не могу судить насколько достоверно автор описала образовательный процесс в этом учебном заведении, так как не имел чести образовываться во ВГИКе. Могу лишь констатировать, исходя из своего большого опыта общения и попыток сотрудничества со студентами старших курсов и выпускниками последних лет (преимущественно со сценарного, операторского и режиссерского факультетов (пальцы отказываются печатать - "сценаристы", "операторы" и тд) - современные птенцы главного киновуза страны в большинстве своем совершенно профнепригодны. Более того, эти молодые люди не только не способны понять современные реалии кинопрозводства, они еще и упиваются своей "элитарностью", возникшей из ниоткуда сразу после получения диплома. Полная неприспособленность к жизни в современном киномире трактуется ими почему-то как благородный простест против засилья "продюсерского" кино. При этом дать хоть какую-то альтернативу (что при нынешней доступности оборудования технически сейчас не состовляет больших проблем)они не способны. В этом случае не остается ничего другого, как оседать на сериалах, рекламе и корпоративных видео. Свадьбы еще бы снимали. Хотя ситуация такова, что многие профессионалы вынуждены время от времени "шабашить" на съемках рекламы, и профессионалы, надо заметить, делают рекламу на уровне. Снимай хороший оператор или режиссер простую свадьбы - если он профессионал, он снял бы свадьбу так, что бы все кипятком писали. Но молодые птенцы ВГИК не такие - они ЭЛИТА. Поэтому, даже работая над созданием третьесортных сериалах и корпоративным видео делают свою работу спустя рукава и на всех вокруг поплёвывая. Мол, вот несправедливый мир, мы, художники, а занимаемся всякой хренью. Да, собственно, хрень и получается. Именно поэтому вгиковских студентов и выпускников в большистве московских продакшн-хаусов и киностудий не жалуют. К моему искреннему сожалению. Но работа есть работа, и пока "профессиоальные киношники" будут профнепригодны, даже для простейшей работы, с которой справляются самородки (или самоучки, кому как больше нравится), отношение к ним будет именно таким. Я пишу это не с целью кого-нибудь обидеть. Просто такова моя позиция.
Ну а пока своей причастностью к ВГИКу можно разве что клеить недалеких грудастых моделек. Собственно, такой замечательной возможностью до сих пор пользуется один знакомый студент режиссерского факультета. Других дивидендов со своего положения он получать не придумал. Да и как тут придумаешь, "придумалка" у этого режиссера-недоросля если и была, то совершенно атрофировалась. Мыслимо ли, наберать на режиссерский факультет 16-17 летних обсосов, не имеющих ни жизненного опыта, ни устоявшихся взглядов...
Так или иначе, статья заслуживает внимания хотя бы как попытка ( пусть и довольно корявая ) критически взглянуть на современное кинообразование в России. Печально то, что некоторые комментаторы, обвиняющие автора статьи в предвзятости (и даже с матом переходящие на личности ), имеют явное отношение ко ВГИКу. Печально это потому, что неспособность к конструктивному диалогу и примитивность уровня полемики лишь подтверждают некоторые пассажи автора. Профессионалы бы просто посмеялись, но тут видно за живое задели.
Как шутил владелец одной московской киностудии - надо во ВГИКе отдельную обязательную дисциплину ввести - "Борьба со спесью и чванстом в самом себе". Сродни шутке про похожий курс для медицинские вузы - "Курс каллиграфии", что б перестали рецепты писать как курица лапой. И во ВГИКе, и в медицинских это весьма актуально.
Я не стану защищать других мастеров, я буду говорить за Фенченко - количество людей, воспитанных и поднятых им из ниоткуда в современном кинопроцессе не сравнимо ни с одним другим мастером. Даже в описании его метода работы в этой статье виден его главный принцип: не учить каждого студента делать "одинаково", а стараться найти индивидуальный стиль и средство выражения каждого студента. А что до его привычек - этот человек действительно заслужил вести себя так как хочешь, потому что его дела говорят за него самого. Короче, лично за Владимира Алексеевича хочется автору морду набить. Есть за что, жалко что с девушками не воюем.
П.С. И вообще, основа кинообразования - самообразование и стремление получить знания, а не ждать пока тебе их порежут на кусочки и засунут в рот как во всех других ВУЗах. Это было всегда и студенты всегда стремились сами найти нужные знания и нужную работу, а мастера и педагоги только помогали им сделать это быстрее.
А то "не учат", "не учат". Свою голову на плечах надо иметь.
А еще забыли упомянуть о дефиците туалетной бумаги в уборных!! писать хочется очень, учится не возможно, мыли не о том.
А чего вполне себе причина чтобы заявить что вгику наступил коллапс!!!
А вообще так оно и бывает, бедные люди которые с 10ого раза так и не поступили во вгик, потом становятся журналюгами и строчат озлобленные разоблачительные статьи о вгике!
Катить бочку на "престарелых" педагогов... это вообще, лишь говорит об интеллектуальном уровне мадам Зинаиды. Да, зачем Баталов и Арабов? Ай да берем в деканы молодых актеров и сценаристов из сериала "Моя прекрасная няня".
Я всерьез задумалась над возможностью о том чтобы собрать подписи и выставить вашу, Зина, кандидатуру в ректоры!
Институт будет в надежных руках.
ЗЫ. никакого соц. опроса в марте не помню.. спросила сейчас сокурсников - они тоже не помнят...
студентка того самого "экономического отделения в непрофильном вузе".
кстати! если уж вгик для продюсеров непрофильный... ? то где их учить? в институте стали и сплавов?
А еще забыли упомянуть о дефиците туалетной бумаги в уборных!! писать хочется очень, учится не возможно, мыли не о том.
А чего вполне себе причина чтобы заявить что вгику наступил коллапс!!!
А вообще так оно и бывает, бедные люди которые с 10ого раза так и не поступили во вгик, потом становятся журналюгами и строчат озлобленные разоблачительные статьи о вгике!
Катить бочку на "престарелых" педагогов... это вообще, лишь говорит об интеллектуальном уровне мадам Зинаиды. Да, зачем Баталов и Арабов? Ай да берем в деканы молодых актеров и сценаристов из сериала "Моя прекрасная няня".
Я всерьез задумалась над возможностью о том чтобы собрать подписи и выставить вашу, Зина, кандидатуру в ректоры!
Институт будет в надежных руках.
ЗЫ. никакого соц. опроса в марте не помню.. спросила сейчас сокурсников - они тоже не помнят...
студентка того самого "экономического отделения в непрофильном вузе".
кстати! если уж вгик для продюсеров непрофильный... ? то где их учить? в институте стали и сплавов?
но со студентами и выпускниками общаюсь и в кино немного разбираюсь (училась за свои кровные)
сами старшекурсники говорят о катастрофическом падении уровня интеллекта и пр. у студентов и о том, что преподов хороших все меньше
от курса к курсу качество падает
одна из причин-деньги
во вгик идут на платной основе те кто имеют бабло, а не талант, и еще -блатные
поступить без блата и без денег -один может на тысячу
преподы хорошие уже слишком стары -а молодые хуже.
невозможность получать второе образование бесплатно, элитные детишки с незнанием жизни...
чего вы хотите?
вы проведите на 5-6 курсах сочинение. многие ли смогут написать грамотно, без ошибок, талантливо и умно? не говоря уже о кино...
еще раз говорю -я не поступала - злиться мне нечего
Вам следует знать, что во ВГИКе уровень подготовки на режиссёрском факультете сильно отличается по мастерским. Бедолага Tapani пример. Пообщайтесь со студентами и выпускниками мастерских В.Абдрашитова, В.Хотиненко, С.Мирошниченко посмотрите их учебные и дипломные фильмы, тогда вы десять раз подумаете прежде чем обвинять их в непрофессионализме. И фестивальную статистику заодно, так, для общего развития. Также очень интересно что вы понимаете под "непрофессионализмом" и "неприспособленностью" к жизни. Может операторы не умеют со светом работать, не знают экспонометрию и т.д.? А режиссёры не могут мизансцену развести? Или что? Проблема нашего кино - это безграмотные продюсеры, для которых кино не искусство, а способ срубить бабла. Психология барыг с Черкизовского рынка, отсутствие культуры и прочее. Они ещё и недовольны!Таких как С.Сельянов единицы (он, кстати, имеет режиссёрское образование - результат налицо). Ни один рядовой так называемый "продюсер" никогда ничего путного у нас не придумал, они способны только работать по западным калькам и всё. Они не владеют даже собственной профессией, а ещё имеют наглость оценивать профессионализм режиссёров, операторов и сценаристов. Воинствующая продюсерская серость - вот наша беда, она всё заполонила.Обидно, что есть адекватные люди среди них, но им очень тяжело и некому помочь.
Проблемы есть в любом учебном заведении – но таакое написать )))))) это просто смешно!
В топку всю эту статью!
Честно говоря, впервые в жизни мне захотелось написать письмо в СМИ, так сказать, захотелось полемики с автором опубликованного Вами материала.
То, что пишет г-жа Пронченко, можно написать практически о любом творческом российском вузе. Например, о МГАХИ им. В. И. Сурикова, об Академии художеств в Петербурге. Всюду - бедность, нехватка кадров, низкий уровень поступающих, административная безалаберность. Но есть и положительные моменты, о которых (в пылу обличений) у нас почему-то всегда забывают. Это - традиции, высокий уровень тех мастеров и педагогов, которые еще находят в себе силы работать в ВУЗах, это, наконец, та самая атмосфера, которая зачастую играет ведущую роль в формировании будущих художников (в широком смысле слова "художник").
И эти условия дают свой результат. Он не так блестящ, как в 60-е годы (но ведь и оттепели нынче не наблюдается), но он вполне оправдывает себя.
Не буду говорить за другие факультеты, но выпускники художественного ф-та ВГИК (вовсе не упомянутого г-жой Пронченко, должно быть, не подозревающей о его существовании) успешно работают на всех студиях в стране, получают призы и награды, входят в съемочные группы фильмов, получивших и Каннскую ветвь, и Венецианского льва, и массу других наград.
И это - несмотря на массу недостатков в образовании, всяческих недочетов и издержек.
В конце своего комментария я хочу пожелать г-же Пронченко снять кино, за которое ни мне, ни многим другим зрителям и профессионалам не будет стыдно.
С уважением,
Екатерина Гаврилова.
Вы такие, блядь, крутые тут на оупенспейсе, вы решили провести собственную инспекцию творческих ВУЗов, вы такие крутые, что слово ламентация знаете... Ну работайте тогда профессионально. Тема-то действительно важная. А то пока получается "Невежды о невеждах"
а есть какие то возрастные рамки, когда нужно учиться на режиссера??? мне кажется, это или дано, или нет! глупо ждать пока пройдет Ное колличество лет, чтобы наступило ТО время, когда можно поступать во ВГИК!!!!
а вот на счет статьи сказать ничего не могу, не знаю, если это так, оч печально, т.к. сама туда хочу поступать!
а есть какие то возрастные рамки, когда нужно учиться на режиссера??? мне кажется, это или дано, или нет! глупо ждать пока пройдет Ное колличество лет, чтобы наступило ТО время, когда можно поступать во ВГИК!!!!
а вот на счет статьи сказать ничего не могу, не знаю, если это так, оч печально, т.к. сама туда хочу поступать!
Например, среди выпускников ВГИКа вы найдете, кроме Германа-мл., Меликян и Буслова также: Б. Бакурадзе, И. Хржановского, А. Котта, режиссер анимационного кино Л. Скворцову и др.
Плюс - множество людей из команд, делавших фильмы того же Звягинцева, например, да что там, практически всех фильмов за последние десять лет, эти "малозаметные" операторы, художники, художники по костюму и тп., - они выпускники ВГИКа. Думаете, от их труда ничего не зависит?
Так по коммерчески...
Сенсация!
Первая профессиональная киношкола мира ничего не стоит, образования не даёт никакого (ни духовного, ни технического), пора её разрушить.
Ммм... Янина Борисовна (дорогая!), прекрасная женщина, пьёт пиво Миллер... Смешно.
Столько злобы.
Интересно,
что у Платона сказано про таких как вы людей, Зиночка.
Махортова Даша
мастерская Масленникова.
А зачем мне копаться в информации? Я достаточно знаю кино, чтобы мне были известны имена, да и текст писал не я (кстати, я его нисколько не защищаю). "Первая профессиональная киношкола мира", как тут ее пафосно назвали, не должна плодить мастеров элитарного "кино не для всех". 10 имен за 10 лет ничего не меняют, также как их ничего не меняет и 20, 50, 100 имен. Хороший ВУЗ должен не гениев, быстрых разумом рождать, а профессионалов. Посмотрите на Голливуд - конечно, редкий Голливудский фильм можно назвать шедевром, но уж в том, что они профессионально сделаны, сомневаться не приходится. А теперь выберите наугад любой российский фильм с участием ВГИКовцев и посмотрите его. Нравится? Это профессиональная работа оператора, режиссера, монтажера? Нет. Это либо халтура, либо ни на чем не основанные "понты" и потуги быть l'auteur. И все почему? Потому что диалектику у нас учили не по Гегелю, а главным режиссером мира до сих пор считают "элитарного" Тарковского.
1. Всеми силами надо СОХРАНЯТЬ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРУ.
2. Дать люлей ворам и оборудовать ВГИК (акцентирую, не НАЧАТЬ улучшать техническую базу в аудиториях и профильных цехах (монтажное оборудование, проекторы, плазмы, да dvd-проигрыватели, в конце-концов), а взять денег и СДЕЛАТЬ.
3. Медийным же людям как раз таки нужно вдалбливать в головы общества, что ВГИК это не институт по производству гениев, а многоликое сообщество людей разных специальностей, которые ПЫТАЮТСЯ сделать максимум из того, что им дают. А дают не ахти как. Об этом и разговор. Но так мы прямым ходом возвращаемся в кошмарное время кровавой гебни, когда свободы, как известно, не было, зато все распрекрасно за гос/счёт делали (и стабильно, что характерно) и арт-хаусные, и мэйнстримовские проекты.
4. Позиция "Кто хочет, тот да научится", которую в своё подчерепно ввели и мне, она, конечно, мудра, спору нет.
Но, честное слово, жесткости не хватает, и большей власти для мастеров.
Ну и в качестве эпилога.
Полностью за детекторы на алкоголь и наркотики при входе, более принципиальную политику при зачислении и отчислении, поменьше 3,14здежа, и побольше творчества.
Ах да, чуть не забыл, сытый художник, скучный художник.
А со вгиковским кумовничеством нас так и будут пичкать гнилой продукцией бумажносолдатных и девятиротных отпрысков известных мастеров прошлого (не удивлюсь, если лет через 10 герман-джуниор будет доснимать БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ ВЫСОКОГЕНИАЛЬНОЕ ТВОРЕНИЕ "Как же всё-таки трудно быть богом", чтобы таки попасть в книгу рекордов гинесса, как самый долго снимаемый кинопроект).
Прошу прощения за оффтоп, может быть, но как-то так.
Резюме: Ничто в этом в мире ещё не позволяло рождаться великим творениям искусства с таким рвением так, когда это было из-под палки и подцензурно.
Тогда это была игра, жестокая, но зато захватывающая и драматичная. А сейчас да, делают хорошее кино, но как же преступно редко для такого-то кол-ва вгиковских (да и лгитмиковских) гениев МЫСЛИ. Перефразируя одну поэтессу "Гниют цветы, не ведают стыда".
Или вот режиссёры/сценаристы? Где простые и интересные сюжеты/фильмы, как у поливаемого вами голивуда?
Как же вы ..........али своими априори высокоинтеллектуальными поллюциями, от которых никому ни жарко, ни холодно. А тот факт, что сейчас "стало" мало хороших актеров/актрис, только еще больше усугубляет проблему режиссуры и интересных (интересных, как Черная кошка, белый кот или Красотка, Завтрак у Тиффани или Пятый элемент (который, кстати, стоил гораздо меньше заведомо мертворожденного "обитаемого острова" by федя россгострахов)
Мастера должны быть уважаемы.
Над студентами всё-таки должна быть какая-то власть.
И технические инъекции (постоянные).
Тогда ВГИК и станет на самом деле не только идейной цитаделью агонизирующих воспоминаний, но и передовым киноцентром нашей Родины, которым не только надо, но и хочется гордиться.
Надо работать, и не ради продажных тем, а ради хотя бы боксофиса.
Что проще для гения шлепать на коленках пошлые на потребу публике качественные медодрамы?
А, гению это не надо, от творит для себя и кучки подпевал?
Фтопку всех разом.
Зритель хочет не скучный синематограф.
А артхаус и так никуда не денется.
И БОЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ АВТОРА!
1. Во ВГИКЕ никогда не звучали звонки! Это вам не СШ!
2. А.В.Баталов! Сам у него учился! 15 минут общения с с этим Челоеком - заменяют неделю общения со всеми "современными" мастерами вместе взятыми!
3. Видимо вы не стеми общались во ВГИКе!
4. 2008 год - самые лучшие п/м фильмы - дебюты!
5. Операторская школа ВГИКа - на сегодняшний день самая сильная в России! 90% операторов большого кино - ВГИКовцы!
6. и много чего еще...
И БОЛЬНАЯ ФАНТАЗИЯ АВТОРА!
1. Во ВГИКЕ никогда не звучали звонки! Это вам не СШ!
2. А.В.Баталов! Сам у него учился! 15 минут общения с с этим Челоеком - заменяют неделю общения со всеми "современными" мастерами вместе взятыми!
3. Видимо вы не стеми общались во ВГИКе!
4. 2008 год - самые лучшие п/м фильмы - дебюты!
5. Операторская школа ВГИКа - на сегодняшний день самая сильная в России! 90% операторов большого кино - ВГИКовцы!
6. и много чего еще...
Я - студент мастерской Масленникова, 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа. Моё имя - Иван Перекатов.
Педагог по монтажу Владимир Фенченко, которого, и правда, многие у нас называют "дедом", на нашем курсе не преподает.
Кстати, до этого я учился во ВГИКе на сценарном факультете. Я знаю вуз уже пять лет и ни разу ни от одного из студентов не слышал расшифровки аббревиатуры "ВГИК", похожей на ту, которую вы озвучили. Возможно, такая расшифровка бытует среди непоступивших во ВГИК абитуриентов?
Кроме того, "сериальной и клиповой халтуры" не "жаждет" из знакомых мне студентов ВГИК никто. А я знаю многих людей, со всех факультетов, со всех курсов, и многих выпускников. Наоборот, все без исключения "жаждут" как-нибудь обойтись без неё. Тут вы просто соврали.
Я не говорю, что всё замечательно, и уверен, что о больших проблемах, имеющихся сейчас в нашем вузе, нужно говорить, т.к. ВГИК действительно не в лучшем состоянии сейчас. Только говорить о них надо тем, кто в них хоть что-то понимает, и кого это напрямую касается.
Но вы, барышня, по-моему, просто прошли во ВГИК во время нашего фестиваля, когда двери открыты для всех, и, не зная ничего о наших болезнях, нахватались обрывочной информации, да ещё кое-что выдумали то, чего и вовсе нет.
По всему сказанному, я не знаю, в чём мотив публикации этой статьи, но явно не в искреннем желании спасти российский кинематограф.
Много яда и желчи...
Когда к нам во ВГИК чтоб провести мастер-класс приезжал Гришковец, он очень хотел встретиться и пообщаться с Баталовым, вряд ли, чтоб "вживую" посмотреть программу "творческие встречи", а потому что он знает, что дело не в возрасте.
Наши мастера (мастерская А.Я. Степанова и Н.А. Фокиной) уже глубоко пожилые люди, и я уверена, у них мы можем научиться тому, чему никто другой уже не научит...
ВГИК - вообще, место, где можно научиться, а не где могут научить, потому что без собственной инициативы и желания ничего не будет,вопреки стараниям преподавателей. И, внимание, так происходит в любом вузе не только нашей страны! и это нормально. А то, что сегодня во вгике много людей, несоответствующих представлениям о творческом человеке, профессионале в области кино, так что поделать, если помимо абитуриентов, которых хотят взять к себе в мастерскую мастера, берут и других людей, платников, которых принимают, чтоб институту выгоду принести.
Коммерциализация Вуза...тут мы бессильны.
вообще мне кажется, тут панацея одна - поменьше трепать языком и побольше работать на благо дела. А оно у нас общее. Чтоб не говорили разные Зинаиды, вряд ли кто-то еще сможет поднять уровень современного кинематографа...
1. Про женские журналы: вы серьёзно думайте, что в женских журналах кто-то будет читать про качество образования во ВГИКе?
2. Про «ну, напишите теперь также об МГУ» и «почему бы не написать о низком качестве образования в стране в целом?»: вы вообще понимаете, где находитесь? Данный сегмент сайта посвящён кино и киноискусству. Согласитесь, глупо ожидать от его авторов откровений о качестве образования на биологическом факультете и отсутствии специалистов по тематике влияния ультрафиолетового излучения на эволюцию стволовых клеток.
Статья написана очень, очень плохо. Что не отменяет ее правдивости по некоторым пунктам.
С приветом всем бывшим и нынешним вгиковцам,
Зульфия Сухова
Во ВГИКе учился год, дебилов там выше крыши
byron· 2008-12-07 11:53:22
БахмуТский, а не -Дский.
Где вы Д нашли???? Хоть бы сначала читать научились, товарищ)))))
eva_b· 2008-12-07 18:57:15
Тупая, безграмотная, предвзятая сука. Тебя бесплатно во ВГИК не взяли? Последнее бабло вытянули на Высших курсах? Бедный Петр Ефимович, вынужденный учить таких вот убогих. Чтоб у тебя мозги отсохли, если еще раз напишешь такое говно про мой институт!
Подтверждаю - институт говно, училась достаточно)))) А вы, девушка, постеснялись бы в выражениях - это вам не Быдло-ТВ, вы вроде бы в киновузе учитесь)))))) Или просто так мимо проходили и решили зайти?
ra· 2008-12-07 20:14:14
ну что ж,
не могу судить насколько достоверно автор описала образовательный процесс в этом учебном заведении, так как не имел чести образовываться во ВГИКе.
Имела несчастье там "образовываться". Во всём поддерживаю ваши высказывания. Сейчас институт - это помойка. Половина преподавательского состава продажна, другая половина вспоминает, как прекрасно было в советское время и какое они снимали кино тогда, больше никаких конкретных или логичных пояснений по своим предметам не дают. Завкафедрой режиссуры дрючил студенток в своем кабинете, за что его студенты избили прямо возле института (факт достоверный). На первом этаже раньше висел портрет Тарковского среди прочих, его благополучно сняли (видимо, власть меняется). Мастера скурвились, думают только о деньгах, а не о людях, матерятся прямо в присутствии студентов (тоже факт). Считают, что снимать надо только про деревню. Все попытки сделать интересное и красивое кино (в том числе детское) благополучно пресекаются. Фестивальные вгиковские короткометражки, которые возят в Питер напоминают конкурс в номинации "у кого есть возможность снимать с крана". Баталов человек замечательный, но мастерская у него самая слабая на курсе - об этом говорят все, даже преподавательский состав, пусть и не в открытую."ВГИК - это не место, где можно чему-то научиться - это просто место для того, чтобы приобрести знакомства и связи" - цитирую своего мастера (имя упоминать не буду). На том заканчиваю, считаю, что диспут не имеет смысла, ибо все, кто здесь высказывается ничего дельного сами не сняли, а попытки обелить свой вуз слишком болезненны и чахлы.