Первая высадка на съемочную площадку экспериментального фильма Николаса Алькалы
© Riot Cinema Collective
На съемочной площадке фильма «Космонавт»
В подмосковной деревне Якоть начались съемки интернационального проекта «Космонавт» испанского режиссера Николаса Алькалы, большого поклонника Тарковского и Кар Вая.
Практически на каждой странице сценария стоит сноска: один эпизод будет снят исключительно для мобильных телефонов, другой — напечатан в виде книги или брошюры, третий
останется только в онлайн-версии, а реквизит из четвертого растиражируют на сувениры. Материалы, которые не войдут в фильм (отчеты о происшествиях, фотографии, стихи, личные и политические разговоры), рассчитаны на разные группы зрителей, по интересам: одних увлечет любовный треугольник и душевные метания между долгом и чувствами, других — космическое
соперничество США и СССР, третьих — размышления о том, на какие жертвы приходится идти человеку ради познания природы. Чтобы вся эта сложно сконструированная машина завелась, необходима пылкая увлеченность фан-сообщества — «Космонавт» был задуман и воплощается как полностью зрительский проект: деньги собирали со всего мира, через
интернет, методом краудфандинга.
Вдохновением для фильма послужила книга Генри Пьеро «
Поэзия для космонавта» — вместе с режиссером Пьеро стал соавтором сценария, который давно не держится в секрете. На фоне холодной войны разворачивается история двух друзей
Андрея и
Стаса. Мечта у друзей одна на двоих — полететь на
Луну; подруга Юля тоже общая. Один в итоге остается с девушкой, другой — высаживается на Луне
прежде американцев. Обе награды оказываются сомнительными: сердце девушки принадлежит улетевшему космонавту, а сам он теряется в космическом пространстве и в течение семи месяцев не выходит на связь.
© Riot Cinema Collective
На съемочной площадке фильма «Космонавт»
Алькала со своей командой переждал зиму и начал снимать весной — пограничное состояние природы помогло возникновению магии, необходимой для самой «тарковской» части фильма. Сцена возвращения героя на опустевшую Землю будет складываться из безлюдных пейзажей и медитативных кадров на фоне заброшенной церкви с облупившейся штукатуркой, но с чудом сохранившимися фресками.
Читать текст полностью
Первыми впечатлениями от съемок с OPENSPACE.RU поделились режиссер фильма Николас Алькала и сопродюсер с российской стороны Алиса Грин, находящиеся сейчас в Латвии в поисках новой натуры.
— Старая церковь, в которой проходила часть съемок, выглядит как декорация к фильмам Андрея Тарковского, например, к «Ностальгии». Это не случайно?
Николас Алькала: Тарковский был для меня чрезвычайно важной фигурой во время моего студенчества. Он один из тех режиссеров, на кого я постоянно ссылаюсь. Причем я учился не только по его фильмам, но и по книгам: «Запечатленное время» до сих пор лежит у меня рядом с кроватью. Однако как режиссер я хочу делать другие фильмы. Конечно, работы Тарковского вдохновляют, они могут многому научить, но мы должны двигаться дальше, брать лучшее из его фильмов и создавать что-то новое. Если говорить о «Космонавте», то, занимаясь им, я думал больше о Кар Вае, Ван Сенте и Годаре. Тем удивительнее то, что в первый же день съемки мы почувствовали, что рядом присутствует дух Тарковского и подсказывает нам, где именно нужно останавливаться и включать камеру. Мы нашли действительно потрясающие места, которые буквально перенесли нас в «Ностальгию» или «Зеркало». Когда вам такие шикарные кадры сами идут в руки, разве можно не воспользоваться этой возможностью? (Смеется.)
© Riot Cinema Collective
На съемочной площадке фильма «Космонавт»
— Эдуард Артемьев дал вам разрешение использовать его музыку в фильме. Речь о саундтреке к «Солярису»?
Алькала: К «Солярису» и «Сталкеру». Разумеется, я не собираюсь злоупотреблять этой музыкой, так как у нашего фильма должен быть свой голос, но в любом случае согласие Артемьева для нас огромная честь. Я его большой поклонник: встреча с этим человеком и его письмо, которое он мне прислал, наверное, были одними из самых удивительных событий в моей жизни!
— Любовному треугольнику в «Космонавте» уделено много внимания. Не превратится ли научно-фантастический фильм в love story, как это вышло в ремейке «Соляриса» Содерберга?
Алькала: «Космонавт» изначально задумывался скорее как любовная история, чем научно-фантастический фильм. Мы никогда этого не скрывали: онлайн-версия сценария была доступна на протяжении года на нашем сайте. Но связь фильма с научной фантастикой важна тем, что этот жанр позволяет говорить о человеческом существовании и чувствах. Если коротко, «Космонавт» — маленькая история трех любящих друг друга друзей, происходящая на фоне важного события в истории.
— Несмотря на то что фильм рассказывает об истории советской космонавтики, продюсера с российской стороны вам удалось найти не сразу. С чем были связаны эти проблемы и как в итоге подключилась к проекту Россия?
Алькала: Поначалу многие российские продюсеры были заинтересованы в «Космонавте», но поскольку мы предложили совершенно новую модель производства (а российская киноиндустрия все же достаточно консервативна), поразмышляв, они решили не ввязываться в рисковое дело. Если честно, сложности с поиском денег и поддержкой крупных компаний были везде, но с Россией вышло чуть более проблематично, так как фильм рассказывает об истории именно этой страны. Как раз сейчас мы подписали договор о совместном производстве с российско-латвийской компанией Phenomena.
Алиса Грин: Осуществить копродакшн удалось благодаря российским частным предпринимателям, которым, как большинству членов команды, нет еще тридцати.
© Riot Cinema Collective
На съемочной площадке фильма «Космонавт»
— Появляются ли на сайте новые продюсеры или этот процесс уже прекратился?
Алькала: Конечно, появляются. Они будут включаться в титры фильма до самого последнего дня монтажа, а после будут упоминаться на сайте и пользоваться теми же привилегиями, что и другие.
— Помимо съемок в России вы планируете также съемки в Латвии. Почему именно там?
Алькала: Для экономии. Мы не хотим жертвовать реалистичностью, все важные эпизоды будут отсняты в Звездном городке, а интерьеры и другие сцены — в Латвии. Во-первых, эта страна выглядит почти как Россия в интересующий нас период; во-вторых, для съемочной группы из Испании работать в евросоюзной Латвии проще. Мы уже нашли тот самый «русский вид», который искали.
Грин: Снимать будем в Юрмале, в санатории «Янтарный берег», директор которого с любовью сохранил советский стиль этого места.
— Получили ли вы разрешение снимать на Байконуре?
Алькала: Получили, но поскольку бюджет фильма ограничен, скорее всего, мы отснимем эти куски в другом месте. Разумеется, нам бы очень хотелось поехать на Байконур, но если мы не найдем дополнительные средства, то от этой затеи, увы, придется отказаться. Будет стыдно, но иногда, к сожалению, нужно уметь урезать себя в каких-то вещах, чтобы не завалить все производство.
© Riot Cinema Collective
На съемочной площадке фильма «Космонавт»
— «Космонавт» — открытый для взаимодействия со зрителем проект. Могла ли будущая аудитория влиять на сценарий?
Алькала: Нет. Для нас действительно важен контакт со зрителем и совместное «строительство», но только до определенных границ. Когда речь заходит об искусстве, тут должно быть только одно авторское видение. Зрители могут участвовать косвенно (создавая вещи благодаря лицензии Сreative Сommons, и если нам понравятся их работы, мы можем использовать их собственно в фильме).
{-tsr-}— Как вам кажется, людей, которые откликнулись на ваш проект, больше интересует тема космоса или ваша новаторская задумка?
Алькала: Кого как. У нас есть фанаты новых технологий, синефилы, учителя и студенты, ну и, конечно же, много людей из космического сообщества. А вообще сейчас самое важное — сделать хороший фильм. Если он не удастся, ничто не будет иметь значения. В случае же успеха «Космонавт» станет реальной революцией в кинематографе.
Что-то пафоса многовато. Тарковский себе никогда такого не позволял, между прочим. Если судить по ролику, то получается какая-то жалкая самодеятельность под Тарковского. Еще и музыку великую взяли, себе же во вред, кстати.
Скромнее надо быть. Прогнозирую с вероятностью 75%, что с такими посылами получится самодеятельная мешанина из надерганных кусков. Впрочем, поживем-увидим.