Страницы:
– Недавно в российской киноиндустрии произошла очередная реформа. Была изменена система государственного финансирования. Авторы реформы предполагают, что они каким-то образом сделают искусственное дыхание этому несуществующему русскому киномейнстриму. Возникнет поток этих фильмов. Сформируется среда, из которой что-то родится. Однако в это верится с трудом: у нас уже лет десять есть кинопрокат, но русское кино по-прежнему неконкурентоспособно.
Читать!
– Сейчас международные блокбастеры собирают в России примерно столько же, сколько, например, в Германии. В абсолютных цифрах.
– Все определяют рынок и касса. До тех пор, пока сборы в России не будут сопоставимы с тем, что дистрибьюторы получают на других рынках, не будет заинтересованности в более качественном развитии местного контента.
В российском кино нет таких протекционистских мер, как в российском автопроме. У нас были приняты меры, которые просто вынудили иностранных производителей локализовать производство. Здесь не запрещен показ иностранных фильмов. Билет на иностранный фильм не стоит в три раза больше, чем на отечественный. Нет квотирования, которое, мне кажется, работало во Франции.
– Во Франции – целевой налог. Доходы от кинотеатров идут на поддержку местной киноиндустрии.
– Да, мы тоже хотели повысить транспортный налог, для того чтобы стимулировать программу обновления автомобильного парка. К сожалению, это очень социально чувствительная штука. Повышение транспортного налога в первую очередь ударит по пенсионерам, владельцам старых «запорожцев». Точно так же удорожание билетов ударит по людям, для которых поход в кино – реальный праздник. В силу очевидных социальных моментов целевые налоги у нас не работают. В вашем случае единственным механизмом могло бы стать только создание какой-то привлекательной инвестиционной среды с некими требованиями по локальной составляющей. Что может быть привлекательной инвестиционной средой? Может быть, какие-то предложения по льготному проектному финансированию в формате кредитования на возвратной основе, а не раздачи денег.
– Производство кино в России сейчас дороже, чем в Европе. Когда-то очень давно говорили о том, что «Мосфильм» может стать базой для иностранных компаний. Нет, не стал – его место занял чешский «Баррандов». И восточноевропейскую нишу, которую мог занять Московский фестиваль, заняли Карловы Вары.
– Да. Наши заблуждения о том, что производство в России дешевле, чем в Европе, разбиваются о реальность. При проверке на практике оказывается, что никакие из факторов производства – ни зарплата, ни инфраструктура – в России не дешевле, чем в Восточной Европе, не говоря уже о других проблемах.
И это как раз вопрос госрегулирования. Нам кажется, что он должен решаться опять-таки не прямыми субсидиями, а работой с этими факторами издержек, которые должны каким-то образом компенсироваться, например, льготным налогообложением.
– И это мы тоже уже проходили – эпоха налоговых льгот для кинопроизводителей подарила кому-то тонны отмытых денег, а нам – тонны испорченной кинопленки.
– А вот это – вопрос качества администрирования. Иначе оказывается, что съемки фильма о космической станции, которые осуществляет огромная корпорация, покрывают собой списание колоссальных средств непонятно на что.
– Это ты сейчас схемы из идеального мира описываешь. Хорошее администрирование, которое не позволит отмывать деньги при наличии налоговых льгот. Есть еще одна идеальная схема: патриотическая пропаганда. «Купите русский автомобиль» – этот фон есть постоянно, но он не очень хорошо работает, да?
– Да, потому что покупка машины – это не поход в кино. Экономически чувствительный фактор. Здесь думают головой, а не импульсами. Никакие рекламные меры не помогут, если машина по соотношению цена – качество проигрывает той, про которую по телевизору не говорят.
Есть, кстати, хороший пример идеально работающей схемы – «рено логан». У этого автомобиля одна из самых высоких долей локализации – уже сорок процентов.
– Ну да, это, с одной стороны, вроде как иностранная машина. Но в то же время она абсорбирует положительную мифологию русского автомобиля – простота, надежность, вместительность.
– Да. Заметь, новый «логан», оставаясь машиной в той же ценовой категории, стал как-то подправляться с эстетической точки зрения. Прошел первый этап окупаемости инвестиций в самый дешевый, но эффективный продукт. И производители могут пойти на следующий этап инвестиций. То же самое, что, по идее, должно происходить в кино. После условной «Книги мастеров» должен наступить следующий этап, при условии, что «Книга мастеров» окупилась.
– Но она не окупилась. У вас более долгосрочные инвестиции. У вас есть груз градообразующих предприятий. В кино же, если что-то проваливается, то это, как правило, надолго закрывает тему. Фильм про космос, к примеру, провалился – всё, десять лет фильмов про космос не снимают. Деньги короткие. Вам сложнее выходить из бизнеса.
– В нашем случае жизненный цикл модели – от трех до пяти лет. В вашем, даже с учетом повторного проката и дисков, конечно же, значительно меньше. У вас продукт должен быть успешным сразу.
– Поэтому с рекламой лучше получается. Действует импульс рекламного сообщения, нет времени на проверку. Успеваем двухнедельную жатву в прокате собрать.
Есть еще концептуальные моменты, которые тоже кино с автопромом роднят сильно. Люди, которые пытаются снимать здесь какой-то мейнстрим, не говорят на том языке, который принят сейчас. Делают «буханку» и пытаются выдавать ее за «лексус».
– Точная аналогия с автопромом. Сложно требовать современного продукта от российских конструкторов, которые, прошу прощения, даже не говорят по-английски. Проблема не в том, что им поговорить не с кем, проблема в том, что им закрыт доступ к глобальным мировым разработкам, у них нет кругозора, понимания ситуации.
– Они же могут видеть картинки.
– К сожалению, автомобиль невозможно перерисовать по картинке в интернете. Надо понимать технологию, на основании которой он был создан. Есть стратегическая проблема и у нас, и у вас – отсутствие возможности генерировать новые технологии. Это является критическим пунктом. Ты можешь себе представить, что сейчас российская киностудия сделает «Аватар» на том же уровне?
– «Аватар» никто сделать не может – ни здесь, ни в Европе, ни в Китае. Сейчас, по крайней мере. Но появились какие-то молодые кинематографисты, разного уровня успешности, которые смотрят мировое кино, чувствуют его, участвуют в формальных экспериментах. Которые знают английский язык, наконец.
– Они все равно не создают лицо индустрии.
– А кто создает? Самый большой медийный выхлоп именно у этой, фестивально-артовой истории. У условного фильма «На игре» нет такого резонанса в прессе, как у фильма «Бумажный солдат», про который пишут все, потому что он получил «Серебряного льва» в Венеции. Нишевый продукт по объему гораздо меньше индустрии, но по объему давления на мозг он больше.
– Ты оцениваешь сейчас сугубо медийную ситуацию, а не ситуацию с реальным потребительским спросом. На российском авторынке тоже случаются проекты типа MARUSSIA, но автопром и кино – как индустрии – существуют все-таки за счет сотен тысяч потребителей, а не нескольких сотен.
– Есть, кстати, ситуации, совсем неприменимые к автопрому. Например, фильм «Россия-88», который вроде бы был запрещен – его посмотрели миллионы людей, нелегально и бесплатно, но все-таки посмотрели. Он никогда, наверное, не собрал бы такой аудитории, если бы не был запрещен.
– Если бы этот процесс был более коммерциализирован, то здесь бы, конечно, мера государственного регулирования в виде запрета оказала бы фильму хорошую коммерческую услугу.
– Проблемы пиратства, наверное, нет в автопроме?
– На самом деле есть. Просто оно идет в основном не на уровне конечных продуктов, а на уровне запасных частей. Проблема автопрома в том, что весь aftermarket – рынок запасных частей – является полем для пиратства, как в вашем случае – конечные продукты. Как мы уже поняли, в случае с пиратством спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Можно, конечно, проводить какие-нибудь показательные рейды под телекамеры, бульдозерами раскатывать пиратские диски...
– Или людей, которые скачивают торренты, – бульдозерами...
– Да. Но на самом деле это политика и ответственноcть крупных производителей – они должны создать такую систему, чтобы дистрибуция оригинального продукта была выгоднее и работала быстрее, чем дистрибуция пиратского продукта.
Пиратство – проблема нерасторопности и консерватизма правообладателей. Как только производители учатся быть настолько быстрыми, насколько этого хотят их клиенты, пиратство умирает само собой. Мы это хорошо чувствуем на российском автомобильном рынке. Да и на примере глобального автопрома тоже: производитель уже не может себе позволить тратить на разработку новой модели два года, потому что за это время модель, которую ты готовишь к выпуску и где-то тестируешь втихаря на полигоне, завесив тряпками, отфотографирует уже тысяча китайцев. И еще до того, как ты показал ее где-нибудь в Париже, успеют произвести модель в Гуанчжоу, выпустить на китайский рынок, каким-нибудь образом пропихнуть на рынок в Россию и еще на какой-нибудь рынок. До автопрома с его довольно консервативными бизнес-моделями такие вещи доходят с опозданием, но это сейчас очень популярная тема – что важна скорость распространения информации, мультимедиа, что клиент должен быть соавтором того, что он покупает. Это будет завтрашним днем в автопроме.
– В кино это тоже есть, но я в это не очень верю: автором фильма должен быть режиссер.
Я хочу вот что сказать. Аналогия между автопромом и кино существует еще и потому, что считается: потребители и вашего, и нашего продукта – представители среднего класса, возможно – несуществующего или не до конца оформленного. По идее, это должны быть одни и те же люди.
Мне кажется, все сложнее. Во время многочисленных дискуссий о судьбах нашего кино иногда высказывается мнение, что дело вообще не в экономике, не в качестве продукта. Дело в отсутствии интереса к жизни, к ее познанию, в том числе и через кинематограф. Какое кино, если есть установка «Когда же я сдохну?» или «Когда же мои дети отсюда эмигрируют?»? Кино – в любом случае коллективный опыт, как его ни смотри: в зале, в интернете, где есть форумы, дома с друзьями. Без общества, нацеленного на созидание будущего, нет интереса в том числе и к кино, которое чуть больше, чем аттракцион на выходных.
Забавно, что проявлениями общественной жизни многие считают (или хотят считать) социальную активность автомобилистов. Это примерно как народовольцы считали деревенскую общину зародышем социализма – мы помним, что они ошибались.
Думаю, более обособленной единицы, чем автовладелец, не существует в принципе. Вся его социальная активность направлена на то, чтобы сказать: «Не трогайте меня в моей железной коробке». Тут другой психологический механизм. Не тот, который приводит человека в кинозал, где люди делят свои переживания с другими.
– Это так. Абсолютно эгоистичное начало. И оно не имеет никакого отношения к гражданскому обществу, а имеет отношение к обеспечению своего личного, физиологического комфорта.
Читать!
– Я согласна.
– По-моему, различий у нас гораздо больше, чем сходства. Или они принципиально важнее.
– Своим разговором мы, по сути, разбили аллюзию.
Страницы:
КомментарииВсего:4
Комментарии
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 29.06Томми Ли Джонс сыграет агента ФБР в фильме Люка Бессона
- 29.06В Карловых Варах покажут «Трудно быть богом»
- 28.06Сирил Туши снимет фильм о Джулиане Ассанже
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451699
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343347
- 3. Норильск. Май 1268511
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897659
- 5. Закоротило 822078
- 6. Не может прожить без ирисок 782107
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758600
- 8. Коблы и малолетки 740820
- 9. Затворник. Но пятипалый 471147
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402979
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370412
- 12. ЖП и крепостное право 345767
Вы бы еще с директором фабрики по производству туалетной бумаги встретились и спросили бы: в чем секрет вашего успеха? почему отечественной туалетной бумагой пользуются, а фильмы отечественные не смотрят?
"...при наличии какого-то халявного государственного ресурса, который в конечном счете все равно будет всех развращать и вредить качеству продукта".
Пока индустрия существует в "тепличных" условиях, по-настоящему качественный продукт будет появляться в виде исключения. И автопрому, и кино нужно искать какие-то другие способы выживания - помимо господдержки.
Зоя, может быть, все таки стоило уйти в агромаркетинг?)) Говорят с ним все лучше, чем с машинами и с кино)
Паша