У меня было дворовое советское детство и оклик «наших бьют» для меня не звук пустой – особенно в ситуации, когда почти всем как-то фиолетово, кого там бьют и за что.

Оцените материал

Просмотров: 18133

«Вмешательство в съемочный процесс равносильно вторжению в частную жизнь семьи»

Любовь Аркус, Мария Кувшинова · 08/04/2010
Главный редактор журнала «Сеанс» ЛЮБОВЬ АРКУС откликается на публикацию о проекте Ильи Хржановского «Дау»

Имена:  Илья Хржановский · Любовь Аркус

©  Сергей Фрадков

Cъемки фильма «Дау» в Харькове - Сергей Фрадков

Cъемки фильма «Дау» в Харькове

Мы публикуем письмо, которое главный редактор журнала «Сеанс» ЛЮБОВЬ АРКУС написала шеф-редактору раздела «Кино» OPENSPACE.RU Марии Кувшиновой как отклик на частную переписку по поводу статьи Ксении Прилепской «Что на самом деле происходит с “Дау”?».


Дорогая Маша!

Я хотела бы написать тебе, почему, собственно, эта публикация так задела меня за живое.

Дело не только в том, что замысел «Дау» рождался на моих глазах и я была свидетелем тому, чего он стоил на разных этапах моим друзьям — Илье Хржановскому и [его продюсеру] Артему Васильеву. И не только в том дело, что они мои друзья. Хотя и в этом, и в этом тоже! Потому что у меня было дворовое советское детство и оклик «наших бьют» для меня не звук пустой — особенно в ситуации, когда почти всем как-то фиолетово, кого там бьют и за что. Собственно, эта опция у «Сеанса» всегда была: допустим, «защиту Сокурова» в начале 90-х ты помнить не можешь, а вот история с «Грузом 200» уже на твоей памяти. Все то, что ты пишешь об Илье, бесконечно писали про Сокурова: а художник ли он, не мыльный ли пузырь? И не слишком ли дыму, туману, ореолу, фанатизму, и кого-то, тоже с усами, он очень сильно напоминает… Образ трикстера, хотя слова такого еще и не было, возникал в связи с Рустамом Хамдамовым, термин «клиническая психопатология» то и дело всплывает в разговорах о Балабанове, а фюрером кого только не называли и не называют — это самый общеупотребимый эвфемизм в съемочных группах. Все эти чудесные определения сопровождают и еще одного режиссера, любимца «Сеанса», Александра Расторгуева.

Александра Расторгуева упомянула неслучайно. Трудно сыскать столь непохожих людей, как он и Илья Хржановский. Но для меня они как близнецы-братья — оба мегарадикалы, оба на последнем пределе или даже за пределами сверхусилия. Нежелания и невозможности соответствовать рамкам и правилам. Готовности платить за это самую высокую цену. Один пошел по пути мегаломании, другой (теперь вместе с соавтором Павлом Костомаровым), напротив того, — радикального минимализма. Но и в одном, и в противоположном случае это произошло не из поведенческого выпендрежа, не из психопатологической мании самоутверждения, а по причине острого ощущения безъязыкости времени. Это попытки прорваться из лабиринта тупиков, который представляет собой нынешняя киноиндустрия, с одной стороны, и нынешнее киноискусство — с другой.

«Сеанс» никогда не скрывал своей субъективности и пристрастности, всегда был и есть ближний круг режиссеров — героев. С первого дня ими были и продолжают оставаться Алексей Герман, Александр Сокуров, Кира Муратова, Рустам Хамдамов, Сергей Сельянов, Алексей Балабанов. Потом к ним прибавились Борис Хлебников, Николай Хомерики, Бакур Бакурадзе… Этот перечень далеко не полон, я просто пытаюсь сказать, что все они очень разные — до такой степени разные, что некоторые из них друг с другом не здороваются.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • Jeniok· 2010-04-08 12:47:18
    Насколько я припоминаю, в изначальной статье критике подвергались не столько личность Хржановского и его художественные идеи, сколько процесс его создания. И обвинять авторов той статьи в том, что они усложняют "положение авторов" и ставят под вопрос существование фильма - смешно! Авторы сами усложняют себе жизнь и ставят перед всеми вопрос о нужности вообще этой их работы, которую работой то сложно назвать. Увольнять пачками в первые же дни людей, которые осмеливаются переехать всю страну ради этого фильма, и так к ним относиться?... Засрать весь город, надоесть всем жителям этого города, и еще притворяться какими-то героями искусства - это прошлый век, тупой и бессмысленный пафос кучки непрофессионалов, которые берутся увольнять людей, хотя сами не заслуживают вообще никакого к себе уважения. И так четыре года, или сколько там?... Что из этого получится - это отдельный вопрос. Это точно так же как сравнивать достижения Сталина с его злодеяниями. Для кого-то верх берет первое, а для кого-то второе (для большинства вменяемых людей именно второе).

    [комментарий частично удален модератором]

    Так было, так есть и похоже так в этой стране будет.

    P.S. Всё это я адресую именно дебильным продюсерам и организаторам подобного рода мероприятий, с которыми сам постоянно сталкиваюсь, от непрофессионализма и хамского поведения которых я уже устал. И главное был бы результат, пока наше искусство и наше кино в полной жопе, и в мире с таким кино нам делать нечего. Во многом из-за этих оболтусов, которые привыкли считать, что на работе как на войне.
  • gleb· 2010-04-08 12:57:35
    Если развивать предложенную Любой "семейную" метафору, то и помощь хлопотливых родственников не всегда кстати, а в данном случае точно подверстывается к "неуместному" хору свидетельств. Как мы видим, художник (надо думать, самостоятельный персонаж, не нуждающийся в няньках) сознательно занял вполне шаблонную "романтическую" позицию, в которую, ясное дело, не вписывается сотрудничество с прессой. Имеет право. Но друзьям художника стоило бы уважать его ролевой выбор, а не выставлять его беззащитной и бессильной жертвой беззастенчивых журналистов.
  • anna· 2010-04-08 13:09:10
    Сообщение от модератора сайта.

    Уважаемые пользователи, все комментарии, содержащие прямые оскорбления в адрес кого бы то ни было, будут удалены.
    Придерживайтесь, пожалуйста, темы дискуссии и соблюдайте элементарные приличия.
Читать все комментарии ›
Все новости ›