Премьера понять можно – скоро на выборы идти, так что ему не до мультиков.

Оцените материал

Просмотров: 13170

Похороны анимации за государственный счет

Мария Терещенко · 26/07/2011
МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО анализирует встречу аниматоров с Путиным и приходит к выводу, что нужных слов на ней произнесено не было

©  Валерий Шарифулин  ⁄  ИТАР-ТАСС

Владимир Путин на встрече с мультипликаторами

Владимир Путин на встрече с мультипликаторами

Русский полнометражный мультфильм получает премию «Оскар» и бокс-офис в полмиллиарда долларов; русские короткометражки собирают высшие награды в Каннах, Аннеси, Санденсе, Оттаве и Хиросиме; изображения русских сериальных героев украшают портфели и футболки миллионов наших и зарубежных детей.

Сегодня все это звучит невероятно.

Не стоит обманываться «Оскарами» Александра Петрова и прекрасными сборами «Трех богатырей»: наша мультипликация — в руинах. Нет ни индустрии, ни школы, ни рынка профессионалов, ни адекватной дистрибуции. Хуже того, даже художественно она никак не развивается — былые традиции угасают и обрастают штампами, а ничего нового им на смену не приходит. Одним словом, спасти наше мульткино может только настоящее чудо.

Нечто чудесное и впрямь произошло в конце июня, когда ситуацией озаботилось правительство. Владимир Путин встретился с Юрием Норштейном, Гарри Бардиным, Анатолием Прохоровым и другими заинтересованными лицами, чтобы обсудить возможные меры. И теперь вот уже месяц не угасают страсти. Премьер обещал аниматорам все, о чем они только могли мечтать, — чуть не в пять раз увеличить бюджет (он достигнет 1,5 млрд рублей), отстроить мегасовременный Центр российской анимации. Наладить прокат.

Обрадованные и растерянные аниматоры теперь готовят новые кинопроекты, делят комнаты в великолепном современном центре и, несмотря на опасения (вдруг все же не дадут? вдруг разворуют?), ждут, когда наша мультипликация вновь заживет полной жизнью. Но ждать, вероятно, придется долго. У проблем — системный характер, и вряд ли их могут решить даже 15 миллиардов рублей.

Не на продажу

Советская мультипликация развивалась по собственному сценарию, поэтому в ней не было обычного разделения на коммерческое и экспериментальное кино.

Между тем во многих странах именно взаимодействие этих двух секторов обеспечивает анимации развитие. Фестивально-экспериментальное кино, которое делается в небольших студиях или вообще в одиночку, является своего рода лабораторией для освоения новых техник, эстетик и жанров. Наиболее удачные опыты обогащают затем коммерческое кино новыми мотивами и элементами, а порой (как это произошло с экспериментами в сфере компьютерной анимации) становятся основными ее трендами. Если убрать экспериментальные мультфильмы, то получится китайская модель — много цветастого, плохо осмысленного продукта, который, по существу, даже зрителям не слишком нравится.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • karmapolice· 2011-07-26 12:28:48
    В отдельной отрасли нельзя решить системные проблемы если они характерны для всей страны. Что-то можно сделать только на уровне отдельных проектов или студий, которые могут какое-то время прожить в башне из слоновой кости подальше от чиновников, неправильных законов и всего перечисленного в тексте.
    Так что остаются только дотации, субсидии и другие припарки. Ждать чего-то другого бессмысленно, поэтому, возможно, Назаров с Норштейном и не просят большего.
  • EnterTheVoid· 2011-07-26 13:29:59
    Прекрасный текст, спасибо.
  • михаил липскеров· 2011-07-26 13:57:48
    Маша, вывесил Вашу статью на страничке "Мультипликаторы". Если у Вас есть желание вступить в группу, ответьте мне согласием или несогласием на моей стене в ФБ.
Читать все комментарии ›
Все новости ›