Фильм заканчивается так неожиданно, что даже не сразу понимаешь, в какой момент автор от пропаганды переходит к политической сатире.

Оцените материал

Просмотров: 23565

KLIK!: анимация без снобизма

Мария Терещенко · 16/03/2011
В Москве покажут лучшие мультфильмы молодого, но уже известного голландского фестиваля

Имена:  Филипп Грамматикопулос · Хавьер Мрад · Эрик ван Схайк

KLIK!: анимация без снобизма
С 18 по 20 марта в кинотеатре «35 мм» московский зритель сможет увидеть необычных существ из клиники пластической хирургии или город из компьютерных клавиатур, а также задать вопросы заезжей голландской знаменитости. МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО рассказывает о гастрольной программе голландского фестиваля анимации KLIK! и берет короткое интервью у аргентинца Хавьера Мрада, автора анимационной антиутопии «Техлополис».


Амстердамский анимационный фестиваль KLIK! относительно молод — он существует всего пять лет, но уже очень популярен во всем мире, в том числе и у нас.

Причин две. Большинство анимационных фестивалей либо поддерживают традиционную анимацию, ориентируясь на крепкий профессионализм и высокие классические образцы, либо продвигают эксперимент и новаторство. KLIK! делает ставку на то, что модно, современно, актуально — словом, «прикольно». Конечно, многие работы из кликовского топа то там, то здесь получали призы, но в большинстве своем они не заняли мест на анимационном Олимпе. Между тем именно такая анимация, такое кино проще всего находит своего пусть не широкого, но все же весьма многочисленного зрителя. Такого, который ценит стильность без снобизма, ум без занудства, шутливость без пошлости или въедливой иронии и социальную остроту без морализаторства.

Вторая причина, принесшая KLIK! быстрый успех, — их гастрольная деятельность. Как BAA или Future Shorts, они развозят свою программу по многим городам и странам, так что слава небольшого амстердамского фестиваля распространяется стремительно. В Москву KLIK! приезжает не в первый раз, и залы всегда полны, публика в восторге. Скорее всего, в этом году успех повторится: привезенная программа того стоит.

По своим взглядам на предмет KLIK! в некотором смысле похож на «Оскар»; логично, что в их гастрольной программе есть несколько фильмов, значившихся в лонг- и шорт-листах оскаровской короткометражной анимации. Например, «Животы» великолепного француза Филиппа Грамматикопулоса. Этот довольно молодой, но уже очень заметный для анимации автор небанально использует 3D (совсем неискушенный зритель мог бы счесть его работы рисованной графикой, а вовсе не объемным компьютерным моделированием), рассказывая сложные и по-кафкиански остроумные притчи на злобу дня. Предыдущая работа Грамматикопулоса была посвящена клонированию, а нынешние «Животы» говорят «нет» генетически модифицированным продуктам, обращая безудержную фантазию в экранную реальность.

Трейлер фильма «Животы»


Еще одна социальная работа, тоже из оскаровского списка, — «Клиника чудес» Беомсика Шимбе Шима. Здесь речь идет о пластической хирургии, косметических операциях и прочих процедурах по улучшению внешнего вида. По мнению автора, погоня за красотой приводит к противоположным результатам — и в доказательство на экране предстает целая галерея необычных существ, будто появившихся из ночных кошмаров какого-нибудь современного Дали.

Фрагмент фильма «Клиника чудес»


В антиутопии «Техлополис» аргентинский режиссер Хавьер Мрад (см. интервью ниже) изображает взлет и падение современной цивилизации и для этого выстраивает из компьютерных клавиатур огромный город, в котором обитают компьютерные мышки. Получается забавно, непредсказуемо и в хорошем смысле неназидательно: взгляд настолько прикован к формированию сумасшедшей конструкции, что идеи фильма воспринимаются легко, в фоновом режиме.

Рядом с такими мощными работами — простенькая, но интересная социальная реклама «Чистый интернет» немецкого режиссера Александра Леманна. Она начинается с аргументированной защиты сетевых фильтров, которые оберегают детей от навязчивого порнографического контента, а заканчивается так неожиданно, что даже не сразу понимаешь, в какой момент автор от пропаганды переходит к политической сатире.

Впрочем, далеко не все кликовское кино касается социально значимых тем. Миниатюра «Качели» немецкого режиссера Ферены Фелс — история одинокой подвесной коровы, которая стремится к обществу игрушечных соседей, а потому раскачивает свой мобиль. «Леди и смерть» испанца Хавьера Ресио Гарсия — трогательная, хотя и не лишенная черного юмора сказка о старушке, которая ожидает кончины, чтобы встретиться на небесах с любимым мужем. Немецкое «Дитя и чудовище» (режиссеры Уве Хайдшёттер, Йоханнес Вейланд) — остроумная притча о том, как ребенок переживает развод родителей, а The Music Scene (режиссер Энтони Франсиско Шепперд) — видеоклип на композицию Blockhead, предлагающий нестереотипный взгляд на хип-хоп.

Помимо подборки лучших фильмов, KLIK! в этом году привозит в Москву голландского режиссера Эрика ван Схайка. Это очень известный в Нидерландах автор, много сделавший для местного ТВ. Мировую известность ему принес короткометражный мультфильм «Ветер» (2004), а в 2009-м он был выдвинут от своей страны на «Оскар» с картиной «Призрак кинематографа». В Москве ван Схайк покажет свою полуторачасовую программу и ответит на вопросы зрителей.

Трейлер фильма «Призрак кинематографа»


{-page-}

 

Один из самых интересных фильмов программы — аргентинский «Техлополис», в котором идея хрупкости техногенной цивилизации находит остроумное формальное воплощение: фильм сделан из реальных объектов — клавиатур, мышек, флоппи-дисков. Режиссер мультфильма Хавьер Мрад рассказал OPENSPACE.RU, как строился его город.


— Ваши фильмы — так называемая объектная анимация. Как рождается желание, идея сделать героями реальные предметы?

— Мне достался в наследство дом, набитый старыми вещами. У отца я научился любить их. Использовать предметы — мой путь к свободе. Когда они сняты на камеру, я могу их отпустить — и с каждым днем мне нужно все меньше и меньше предметов. Только еда на день и друзья рядом, и я счастлив.

— А как возник «Техлополис»? Вряд ли у вас дома такие залежи клавиатур.

— Я делал плакат для спектакля про пластиковые отходы по просьбе друзей. Но они рассорились, так и не завершив спектакля, а образы зданий, созданные для плаката, застряли у меня в голове на годы, пока я не решился сделать фильм. В любом случае получился фильм о… На самом деле я не знаю — о чем. Предпочитаю, чтобы каждый решил для себя сам.

Это отчасти импровизация. Подробной раскадровки не было, но мой сорежиссер очень хороший художник; он сделал много рисунков, которые я использовал затем в своей работе. История менялась каждый день, мы строили и перестраивали этот город, и в результате сняли материала втрое больше, чем вошло затем в фильм.

Фильм о фильме: Making of Teclopolis


— В таком спонтанном процессе, без раскадровки и точного понимания, что должно получиться в итоге, — насколько велика роль каждого участника съемок? У всех есть свобода для творчества или вы твердо руководили процессом?

— Режиссер, в сущности, не особенно много работы делает на съемках своего фильма. Так что я был на съемках поваром и все два года готовил для своей команды еду. В этом заключалась моя реальная работа, и я относился к ней очень серьезно.

Я, конечно, принимал все решения, но аниматоры и остальные члены команды очень много придумывали и делали, так что фильм можно назвать коллективной работой Сan Сan Сlub. Для меня интереснее было экспериментировать с тем, как работается в команде, чем делать сам фильм. Меня не очень-то волновал результат, намного важнее был процесс создания кино и процесс совместной работы.

— Что такое Can Сan Сlub?

— Это клуб аниматоров. Мы друзья, а не партнеры, некоторые из нас занимаются заказными работами, другие, как я, этого не делают. Мы вместе снимаем старую фабрику, на которой и работаем. Начало этому клубу положил фильм «Техлополис», то есть самое большое достижение этого фильма в том, что он свел нас вместе, и теперь команда продолжает работать сообща. Таково мое представление об успехе.

— Где вы взяли столько клавиатур и сколько именно их понадобилось для фильма?

— Я начал с того, что просил клавиатуры у знакомых; когда выяснилось, что этого недостаточно, мы начали покупать комплекты старых клавиатур через интернет, а в конечном итоге вышли на группу людей, которые утилизируют компьютерные составляющие, и они разрешили нам использовать свою свалку. После съемок мы им вернули все их клавиатуры. Я действительно не знаю, сколько их всего было. О-о-о-очень много.

— А кто финансировал фильм? Вообще, легко ли в Аргентине найти финансирование на короткометражную анимацию?

— Относительно финансирования… возможно, существуют какие-то способы… но мне всегда что-нибудь в них не нравится. Либо люди слишком коррумпированы, либо им что-то от тебя нужно… я предпочитаю стопроцентную свободу.

Я проработал двадцать лет в ТВ-индустрии, делая анимационную графику… и мне надоело, что другие платят мне за то, что я люблю делать. Один из лучших аргентинских аниматоров всех времен, мой друг Пабло Родригес Хауреги, говорит, что искусство делается не ради денег и не ради секса. Я согласен с той частью, где речь идет о деньгах, и я действительно не хочу впутывать деньги в мою художественную работу. Если будет возможность, мы всегда будем работать бесплатно. ​

 

 

 

 

 

Все новости ›