Говорят, Норштейн ходит по художественным музеям с лупой.

Оцените материал

Просмотров: 13901

Гид по (очень) Большому фестивалю мультфильмов

Мария Терещенко · 27/10/2010
Вся анимация – от детской до авангардной – за одиннадцать осенних дней

Имена:  Алексей Алексеев · Анита Кили · Бальбина Брушевска · Бруно Боццетто · Валентин Ольшванг · Гил Алкабец · Дмитрий Маланичев · Игорь Ковалев · Питер Лорд · Сергей Гордеев · Юрий Норштейн · Ян Шванкмайер

В программе Большого фестиваля мультфильмов, который пройдет в Москве с 28 октября по 7 ноября, разобраться непросто. Слишком он большой: афиша насчитывает более пятидесяти названий, среди которых есть и полнометражные мультфильмы, и сборники короткометражек, и документальное кино про анимацию, и мастер-классы, и даже лекции. Кроме того, четыре выставки, детская площадка и анимационная школа для детей. OPENSPACE.RU предлагает путеводитель по фестивалю.


Актуально

№1. Первая строчка в рейтинге модных событий БФМ принадлежит лекции Юрия Норштейна о Гоголе. Разумеется, тема связана с «Шинелью» полнометражным фильмом, который Норштейн снимает уже почти тридцать лет и который еще на стадии производства признан безусловным шедевром. Стоит ли говорить, что Юрий Борисович, человек глубокий и внимательный к деталям (говорят, он по художественным музеям ходит с лупой) досконально изучил творчество Гоголя и мог бы создать целое философско-литературоведческое направление. Увы, уникальную лекцию смогут посетить немногие количество мест ограничено, залы обычно не вмещают всех желающих услышать мастера.

Норштейн о «Шинели»



№2. На втором месте большая программа Pilot from Abroad, посвященная знаменитым, некогда пилотовским, а теперь заграничным режиссерам. Список невелик, зато звучен: Игорь Ковалев, Дмитрий Маланичев, Алексей Алексеев. Первый был соратником Татарского, соучредителем «Пилота» и ярчайшей фигурой российской анимации 1990-х: он, собственно, и создал эстетику, которая ассоциируется с ранним «Пилотом». Уехав в Америку, Ковалев начал работать на знаменитой студии Klasky Csupo, которую поклонники канала Nickelodeon знают по сериалам «Настоящие монстры», «Ох уж эти детки», «Дикая семейка Торнберри». Работая над коммерческой продукцией студии, Ковалев параллельно делает и свое авторское кино, прославляющее и его, и Klasky Csupo в фестивальном мире. Американские фильмы Ковалева: «Птица в окне», «Летающий Нансен» и «Молоко» произвели по сенсации и получили несметное количество призов. Второй бывший пилотовец, Дмитрий Маланичев, сегодня ближайший коллега Ковалева и художник на всех его фильмах. В свободное время он подрабатывает на коммерческих проектах (в частности, был арт-директором на полнометражных «Симпсонах»), но на эту тему распространяться не очень любит. Наконец, третий герой программы ученик Александра Татарского Алексей Алексеев. Его судьба в целом похожа на историю старших коллег кроме того, что уехал режиссер не в США, а в Венгрию и студию, где он работает, возглавляет не Габор Чупо, а Чаба Варга. Алексеев тоже работает над сериалами и в свободное время делает авторское кино. К слову, последние его сенсационные творения (мини-сериал Log Jam) купил канал Nickelodeon. Так что мир тесен и ничего нет нового под луной. Подробности можно узнать на двухчастной ретроспективе Игоря Ковалева, на выставке в Галерее на Солянке, на мастер-классах (все три аниматора будут в Москве, и каждый проведет встречу со зрителями) и на лекции Михаила Гуревича, посвященной Ковалеву и Татарскому.

Эпизод из сериала Алексея Алексеева Log Jam — «Луна»



№3. Еще одно модное событие тройная ретроспектива французской студенческой анимации. Программы школ SupInfoCom, La Poudrière и École de dessin Emile Cohl познакомят московскую публику с самой перспективной молодой анимацией Европы. Сегодня уже очевидно, что по крайней мере в области компьютерной графики именно французы будут определять облик европейских мультфильмов в ближайшие годы.

«Любовный рецепт» — школа SupInfoCom



Неожиданно

Программа Aardman Animations удивит тех, кто еще не знает, что у знаменитой британской студии есть темная сторона. Конечно, в ретроспективе найдется место «Уоллесу и Громиту» и «Барашку Шону», но, помимо них, еще десятку фестивальных и экспериментальных фильмов. Ранние опыты в жанре документальной анимации и садистский детский сериал; компьютерная кладбищенская история и сказка про тетушку с того света, которая была отправлена в ад за неуплаченные счета; новая версия сотворения мира и весь Шекспир за пять минут; зарисовки из жизни зоопарка и печальная повесть о чаепитии с мертвецами таково содержание аардмановских программ.

«Адам». Режиссер Питер Лорд



Патриотично

№1. Тех, кто следит за новинками русской анимации, ждет, как обычно, блок «Премьеры» с тремя программами наших новых мультфильмов. Народные сказки в очередных «Самоцветах»; экранизации русской и советской классики от Алексея Демина («Шатало» по Юрию Ковалю), Вероники Федоровой («Круглый год» по Юрию Ковалю), Марии Муат («Метель» по Александру Сергеевичу Пушкину), Натальи Мальгиной («Беззаконие» по Антону Павловичу Чехову); страдания нерешительных детей и несчастных птиц, а также новые международные колыбельные и очередные приключения «Маши и Медведя».

«Проделки лиса». Режиссер Сергей Гордеев



№2. В отдельную программу собраны фильмы российских студентов. Здесь неуклюжая балерина с помощью своего отражения научится танцевать, ребенок мужественно распрощается со своим детством, блуждающая улитка узреет сквозь туман приветливые огни последнего скорого, дружное семейство съест втихаря поодиночке запретный торт, и старик еще раз поставит пластинку, чтобы вспомнить обычный и прекрасный день из своего прошлого. Разнообразия и основательности в русский блок добавят ретроспектива и мастер-класс мэтра отечественной анимации Эдуарда Назарова, а также программа мультфильмов по Чехову и ретроспектива призеров Тарусского фестиваля (проще говоря, самых ярких русских фильмов середины 1990-х).

«Розовая кукла». Режиссер Валентин Ольшванг



Концептуально

№1. Для тех, кому нравится умное кино, программы «Город плывет» и «Рай». Первая посвящена моднейшему сегодня направлению документальной анимации. Здесь будни города Лодзь; драматичный дневник в картинках, созданный русской латышкой, и, конечно, гран-призер прошлогоднего Аннеси, рассказывающий о несчастных суданских детях, которые попадают в плен и живут как рабы. Вторая программа сборник анимации социальной. Большая часть фильмов из программы посвящена экзистенциальным терзаниям, разрушающим привычную и удобную жизнь добропорядочных граждан: благополучной канадской пары, респектабельного офисного служащего, молодого голландского рабочего. Впрочем, найдется место и сатирическому обличению бюрократии, а также разговору о месте женщины в современном мире.

Трейлер фильма «Город плывет». Режиссер Бальбина Брушевска



№2. Еще одна спецпрограмма фестиваля далека от всякой гражданственности здесь концептуальность иного рода. БФМ отмечает юбилей фильма «Фантазия» анимационного шедевра, созданного Уолтом Диснеем в 1940 году и с тех пор неизменно входившего во все рейтинги лучших анимационных фильмов всех времен и народов. Это кино, ставившее своей задачей изобразить музыку через анимацию, стало для своего времени революцией, да и сегодня кажется вполне экспериментальным. Оно вызывало немало подражаний, неоднократно цитировалось другими режиссерами, а дважды было даже использовано как образец для создания двух новых фильмов. Обе эти работы будут показаны на фестивале: Allegro non Troppo итальянского режиссера Бруно Боццетто и «Фантазия 2000», своего рода сиквел, исполненный группой режиссеров на студии Disney.

Эпизод из фильма «Фантазия — 2000»



Смешно

Программа короткометражных фильмов Бруно Боццетто называется «Кузнечики» в честь самого известного его короткометражного фильма: эта десятиминутка, изображающая историю цивилизации с точки зрения Вселенной, была номинирована на премию «Оскар» и вызвала множество подражаний. Помимо нее, в программе: танцы со смертью на выживание, комары-нефтедобытчики, краткое пособие по деторождению, притча-анекдот на тему человеческих конфликтов, эссе о разнице менталитетов и Олимпийские игры по-итальянски.

«Европа и Италия». Режиссер Бруно Боццетто



Авангардно

Для поклонников сложного, экспериментального и необычного кино БФМ устраивает российскую премьеру нового фильма Яна Шванкмайера. На этот раз чешский сюрреалист создал «психоаналитическую комедию», в которой герой мечется между двумя жизнями сновидческой и реальной. «Пережить самого себя: теория и практика» сделан в технике перекладки: фотографии живых актеров превращены в плоские марионетки, которые одушевляются покадрово, в отдельных эпизодах использована натурная съемка и объектная анимация.

Трейлер фильма Яна Шванкмайера «Пережить самого себя»



Разнообразно

Традиционно в центре фестивальной программы большой блок «Победители», в который вошли отечественные и зарубежные короткометражки, получившие награды на международных анимационных фестивалях и престижных киносмотрах, — призеры фестивалей в Аннеси, Оттаве и Хиросиме; фильмы, отмеченные в Каннах и на Берлинале, а также лауреаты «Оскара».

«Победители» шесть программ самых разных мультфильмов из двадцати стран в диапазоне от детских волшебных сказок до остроэкспериментальной анимации. Программы разделены тематически. «Потери и находки» сборник для всей семьи, в котором речь пойдет о чудесах, приключениях, удивительных существах. Полная противоположность детской программе полуночный сборник «Мании и фобии», в котором речь пойдет о пограничных психических состояниях и тех опасностях, которые таят в себе происходящие в мире процессы. Фильм-фобия «Желудки» остроумное выступление против генно-модифицированных продуктов, в «Чудо-больнице» можно увидеть и опасение, и иронию по поводу пластической хирургии, а «Десять» описывает вполне распространенную фобию боязнь наступать на стыки между плитками мостовой.

Третья программа, «Тогда и теперь», посвящена теме времени: здесь археологические раскопки старинного оружия приводят к современному конфликту; оживает одна знаменитая картина, открывая свои секреты; а любовная история, прокрученная задом наперед, оказывается фантастическим романом. Еще одна подборка, «Внешнее и скрытое», состоит из формальных экспериментов и странных историй. Программа «Мы и другие» рассказывает о межличностных взаимоотношениях всех со всеми например, носков с брюками, детей с родителями, водолазов с дантистами и голозадых красномаечников с голоторсыми синештанниками. Наконец, сборник «Вопросы и ответы» предлагает зрителям задуматься на вечные важные темы: как бороться с насилием в семье; как любить друг друга, если вы словно мышка и кошка; как справляться с той нагрузкой, которую возлагает на человека современный мир; и что делать, если медведь вместо предложенного хот-дога съел вашу покупательницу.

Трейлер фильма «Злой человек». Режиссер Анита Килли



Сытно

Среди прочих культурных развлечений БФМ предлагает «Ночь немецкой анимации» — шестичасовую ночную программу, созданную при поддержке Гёте-института и включающую лучшие немецкие мультфильмы 2000—2007 годов. Чтобы поддержать силы зрителей в этом мультмарафоне, организаторы будут кормить пришедших сосисками и поить пивом (и то и другое входит в стоимость билета).

«Умереть от любви». Режиссер Гил Алкабец

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • murugan· 2010-10-28 02:56:25
    молодцы!
  • cynic· 2010-10-31 17:46:20
    отличный пост, спасибо
Все новости ›